culture
Мантия короля Михоэлса
16.03.2016
Архив в пододеяльнике
Жаль, я не застала то время, когда на улицах Тель-Авива можно было увидеть двух интеллигентных дам, спешащих по своим делам, – дочерей Соломона Михоэлса Нину и Наталью. В Израиль они приехали в 70-х. А ведь еще совсем недавно можно было прийти в их маленькую тель-авивскую квартирку и поговорить обо всем. Но я опоздала.
А вот библиограф Любовь Юниверг не опоздала. Она репатриировалась в Израиль в 1990 году, а уже в 1991-м навестила библиотеку ВТО в Москве, где раньше работала в архиве. В архиве этом хранятся бесценные, чудом сохранившиеся документы о еврейских театрах. Да и есть они там только благодаря подвигу Ирины Пановой, графини по происхождению, которая, рискуя жизнью, уберегла архивы Мейерхольда и Михоэлса, спрятав их в секретный ящик своего огромного буфета. Здесь статьи, фотографии, письма, афиши… Копии всех этих материалов библиотека согласилась предоставить Любови Юниверг, и она привезла их целый огромный чемодан в театральный музей имени Исраэля Гура в Иерусалиме.
Однако архив так и лежал бы в чемодане, если бы не произошла знаменательная встреча Юниверг с дочерями Михоэлса. Они примчались посмотреть, что привезено из Москвы. И решили, что наконец-то могут передать музею и свой личный архив. Конечно, многое было уничтожено, но кое-что уцелело, и что-то им удалось увезти с собой – все, по словам Юниверг, хранилось в пододеяльнике и наволочках в квартире Нины Соломоновны. Библиограф долго разбирала вместе с сестрами эти документы и сортировала – по размеру листов, по цвету чернил. В конце концов архив был обработан. Дневники, материалы Антифашистского комитета, фотографии из спектаклей – все это хранится теперь в музее в Иерусалиме. После презентации архива люди стали приносить и свои реликвии, связанные с ГОСЕТом (Государственным еврейским театром). Так коллекция пополнилась афишами театра и макетами декораций к спектаклям. И был знаменательный вечер в русской библиотеке, и много других вечеров, посвященных Михоэлсу.
Этого короля Лира не могли забыть современники Михоэлса. Как не могли забыть его Уриэля Акосту, Менахема-Менделя. Восторгались его Тевье-молочником и еще многими сыгранными им героями Шолом-Алейхема – обитателями еврейских местечек, «людьми воздуха». И еще долго помнили на сцене еврейского театра, где играли только на идише, героев Маркиша и Гольдфадена, Маяковского и Шекспира. Его герои проходили свой путь вместе с ним – путь от маленького человека до сильного Тевье и трагического Лира.
Вот знаменитый «Король Лир» – трагедия Шекспира, сыгранная на идише, где Михоэлс достиг поистине библейских высот. «Просидев на троне столько лет, он поверил в свою избранность, в свою мудрость, решил, что мудрость его превосходит абсолютно все известное людям, и подумал, что может одного себя противопоставить всему свету…» – так воспринимал своего Лира Михоэлс. Шел 34-й год. Он многое пережил, похоронил жену-красавицу Сару. Познакомился со своей второй женой Анастасией Павловной Потоцкой – девушкой из мира дворянских усадеб – умной, образованной, утонченной. Время было страшное, но он, по рассказам Потоцкой, увлеченно репетировал одну из самых важных ролей в своей жизни и говорил актерам: «Мне лично кажется, что трагедия Лира – это трагедия обанкротившейся ложной идеологии…» Не эту ли фразу можно сделать эпиграфом к его судьбе? Судьбе счастливой и трагической одновременно.
Сейчас, на расстоянии, кажутся поразительными и слова из любимой молитвы Тевье, которую Михоэлс произносил на бис: «Погляди, как мы мучаемся, и защити нас от неправды». Эти слова прозвучали в 1938 году. А вихревой танец в спектакле «Фрейлехс» в конце короткой истории еврейского театра кажется последним всполохом перед непроглядным мраком ожидавшего его конца.
Главный еврей страны
Яркая судьба Михоэлса хорошо известна. Он прошел свой путь – путь талантливого мальчика Соломона Вовси, родившегося за чертой оседлости в Даугавпилсе в хасидской семье. Путь из хедера – в Санкт-Петербургский университет, а на волне революции – в организованную в Петрограде Еврейскую театральную студию А.М. Грановского. Рига, Петроград, Москва – города, где он жил и поднимался по своей крутой лестнице вверх. Московский государственный еврейский театр (ГОСЕТ) родился в 1925 году и долго негласно соревновался с театром «Габима». Разные языки (идиш и иврит), разные судьбы. ГОСЕТ погиб вскоре после гибели Михоэлса, «Габима» живет по сей день в Тель-Авиве.
Осип Мандельштам, любивший и Михоэлса, и театр, замечательно описывал пляшущего артиста: «На время пляски лицо Михоэлса принимает выражение мудрой усталости и грустного восторга, как бы маска еврейского народа, приближающаяся к античности, почти не отличимая от нее…» Театр рос, гастролировал на Западе, Михоэлс становился все более известным и любимым, пока наконец после невозвращения Алексея Грановского в СССР в 29-м году не стал художественным руководителем театра.
Заказное убийство
В январе 1948 года перед его последней поездкой в Минск, где он должен был просмотреть два спектакля, выдвинутых на Сталинскую премию, ему неожиданно назначили нового сопровождающего. Впоследствии на суде его друг, артист Вениамин Зускин вспомнил один знаменательный эпизод: «Он пригласил меня к себе в кабинет и показал мне театральным жестом короля Лира место в своем кресле: “Скоро ты будешь сидеть вот на этом месте”… Далее Михоэлс вынимает их кармана анонимное письмо и читает мне. Содержание этого письма: “Жидовская образина, ты больно высоко взлетел, как бы головка не слетела”». 57-летний Михоэлс попрощался с друзьями, с женой, спешил доделать свои дела – к удивлению окружающих. Он знал. Догадывался.
Вопрос, зачем это нужно было Сталину, тоже давно не стоит. ЕАК, оказывающий помощь советским евреям, уже был не нужен. Участь евреев тогда была решена, они, конечно, не должны были участвовать в строительстве еврейского государства на Ближнем Востоке. И такая фигура, как уважаемый во всем мире Соломон Михоэлс – заступник, друг, советчик евреев, который говорил, что «обвешан человеческими судьбами», – была явной помехой. Есть в этом своя «кровавая логика», если вообще есть логика в заказных убийствах. Не в первый и не в последний раз заказчиком убийства выступает власть.
Михоэлс говорил: «Иногда мне кажется, я один отвечаю за свой народ». Он ушел, и народ осиротел. Еще в 1938 году с особым чувством произносил он последние слова Тевье-молочника, отправляющегося в Палестину: «Даст Б-г, приеду благополучно на место… Первым делом отправлюсь на могилу праматери Рахили. Помолюсь я там за своих детей… помолюсь… обо всех евреях…»
В этот день те, кто помнят его, покупают любимые цветы Михоэлса – мелкие розы. В Израиле это так просто – розы цветут здесь круглый год.
Алла Борисова
http://www.jewish.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий