фото из ФБ
МАГАЗИН
ТЕРАХА
рассказ
Хочешь понять, что такое бесконечность - встань перед зеркальной поверхностью, а напротив первого зеркала расположи
второе, третье и так далее. Ты получишь множество отражений себя самого. Их
будет так много, что ты перестанешь различать, какое из них было в начале... И
в одном из своих отражений ты увидишь праотца своего - Аврама, потому что Аврам
- это и есть ТЫ В БЕСКОНЕЧНОСТИ.
За провинности нас, мальчишек, гнали с завода. Временно о отлучали от профессии и нормальной зарплаты, посылая на а ”дурные” работы по разнарядке исполкома. Так я и оказался в ”отстойнике” Художественного комбината, в большом зале, уставленном стеллажами до самого потолка. Зарешеченные окна этого капища почти не пропускали свет, а на стеллажах, в пыльном, тяжелом мраке, громоздились бюсты вождей, героев, знаменитых деятелей искусства и науки. Было их столько, что ощущение нереальности и даже кощунства происходящего не оставляло меня ни на минуту. Сотня бюстов Ильича в одном ряду никак не способствовала трепетному и уважительному отношению к вождю пролетариата, Висячие усы Максима Горького в одной шеренге могли надолго отбить желание знакомства с классиком социалистического реализма... Командовал ”отстойником” совершенно лысый, старый алкаш по имени Изя. Все звали его, Изей, и мне пришлось так его звать, несмотря на большую разницу в возрасте. Казалось, что Изя родился в этом мрачном зале, вырос в нем и никогда не покидал эти обшарпанные стены. Прислали меня сюда в помощь по уборке, но хозяин ”отстойника", казалось, вовсе не желал наводить чи
стоту в своем царстве. Напротив, он боялся любого движения, способного нарушить давно установленный порядок вещей, некий хаос безначала и конца, растяжимый во времени и способный противостоять вечности. Изя сидел в ,мягком, продавленном кресле с одним, сохранившимся, подлокотником, потягивал из фляги неведомую жидкость и говорил, лениво опустив тяжелые веки.
-Окна мыть не будем. Объясняю: нельзя в это помещение пускать свет Бога. Свет обнажит фронт работ, а нам это ни к чему, потому как фронт этот никогда не осилить по причине его крайне вредной застарелости... А Бог прогневается и все здесь переколотит... Как что делать? Бери стремянку и лезь к десятому стеллажу слева, Бери писателя Льва Толстого, сколько влезет в торбу, и вниз. Поставишь бородатого вместо железного Феликса, а Дзержинского тащи на место классика... Все понял? Ну, молодец. Вперед!
Я лез наверх, волоча за
собой торбу, а Изя чудно сопел в кресле. И было непонятно, дышит
он там, бодрствуя, или спит. Через полчаса Толстой занял место Дзержинского и
пришлось обратиться к хозяину за новыми указаниями.
- Шабаш, - тяжело прокашлявшись, говорил
Изя, - объясняю: если сегодня всю работу переделать, на завтра ничего не
останется... Ты курящий?.. Жалко. Купишь пачку ”Беломора”. Сам можешь не
курить, меня угощать будешь. Привет, Айзик, топай домой.
Попробовал возразить: меня, мол, Аркадием зовут, но мой работодатель резонно отметил, что если уж он - Изя, то я почти наверняка - Айзик. И спорить тут не о чем. На том и
расстались...
Две недели перетаскивал я бюсты и угощал ”Беломором” старика. Мы ладили. Только однажды Изя прогневался, даже ногой в драном валенке мягко топнул. Я ему вопросами надоел. Без конца указывал на бюсты незнакомых деятелей и спрашивал: “Кто это?”
Каждый в таком месте, рано
или поздно, спятит. Больше ни о чем спрашивать Изю не стал и, помню точно, занялся
расчисткой завала в углу. В завале покоились вожди отринутые: ворошиловы там всякие, кагановичи
и ждановы. “Отринутых" было приказано оттащить на мусор.
- Эти не
вернутся, - сказал Изя, - вот Наиглавный - тот вполне может. Его выбрасывать
погодим.
”Наиглавным"
звал Изя Сталина. Бюсты и маленькие статуэтки вождя занимали
целый ряд стеллажей в самом темном углу ”отстойника”
Наступил последний день моей работы на Художественном комбинате. Прихожу утром, а Изя уже в кресле сопит, будто и не уходил на ночь. Отдал ему последние папиросы в пачке, испытывая острое желание обтереть наконец мокрой тряпкой пыльную лысину старика. Взял он мятую пачку, закурил...
- Будь здоров, Аврам, - сделав глубокую затяжку, попрощался Изя, - иди отсюда подальше, и чтоб тебе больше сюда не возвращаться... Никогда...
- Аркадий я, Айзик, забыл? - говорю.
- Ты Аврам, - упрямо повторил Изя, - а я Терах - хранитель идолов. Тут я и решил, что старик и вовсе заговариваться начал. Так и ушел, волоча за собой веселую ношу невежества... Но забыть Изю и его кладовую не смог, да и не старался. Выбившись, с годами, в сочинители, пробовал эту историю куда-либо приспособить - не вышло. Никак не хотел старик Изя уходить из своего пыльного царства, по приказу фантазий моих перебираться на новое местожительство... Но все до поры и до времени. И каждый в многотрудной жизни нашей занимает место, уготованное ему судьбой.
Тора письменная - книга уникальная. В ней
будто одна правда-матка, без страхов разных и оглядки. Автора волновали одни
факты. Оправданием греха, героикой разной, толкованием того, что растолковать
совершенно невозможно - люди займутся потом, в Торе устной.
-
Сын мой,
любимый, - говорит Терах, - скоро умру. Сам себя кормить будешь. А как? На
чужом долго не продержишься. Свое приобретать надобно. За сказки твои денег
люди не платят. Язык - не руки. Только глотать может помочь, а сам кусок не
добудет. Вот тебе помещение и товар самый ходкий. Есть к фирме доверие, свои
поставщики есть и реклама. Сиди - торгуй, считай прибыль. А я
отдохну наконец... Просто вытянусь на ложе в неподвижности и буду смотреть в потолок.
-
Отец мой
любимый, - говорит Аврам, - плохой из меня торговец, плохой добытчик. Отпусти меня в дальнее путешествие.
Хочу мир посмотреть и себя показать, Хочу увидеть то, что никак не разглядеть,
и понять хочу непонятное...
-
Люди
говорят - ты ловишь птиц, а потом отпускаешь их на волю? - спрашивает Терах.
-
Это так, -
отвечает Аврам, - у меня есть сеть - большая и легкая. Такая легкая, что помещается в кармане.
-
Ты можешь
ловить птиц, но не выпускать их на волю, а продавать. Я знавал людей, разбогатевших на этом, - говорит
Терах.
-
Нет, не
смогу, - говорит Аврам, - там, где корысть, там нет радости.
-
Все верно,
- соглашается Терах, - за исключением того упрямого факта, что тебя, в радости,
кто-то должен кормить.
- Верно, - кивает Аврам, - люди не дадут умереть с голоду.
- Мой сын не будет нищим, - говорит Терах.-Прокляну, прокляну навеки!
Молчит Аврам, не решаясь отцу
прекословить. Идет в лавку. Там ждет его продавленное кресло с одним
подлокотником и черная пыль на идолах. Дверь распахнута
настежь, а за дверью бесконечная даль, залитая
солнцем, и сад на берегу полноводной
реки, и пенье птиц и высокое небо, с одним-единственным легким, как пушинка, облаком...
В жаркий день нет покупателей. Сидит
Аврам в старом кресле. И музыка
умирает в его душе, и радость погибает вместе с музыкой...
Безглазые идолы смотрят на Аврама из сумрака
пыльной лавки. По шаблону сотворили их равнодушные руки из дерева, глины и
камня.
- Теперь ты наш навеки, - будто шепчут идолы Авраму, - за мясо с кровью, за хлеб и вино ты отдашь нам все, что у тебя есть.
Молчит Аврам. Следит он за тенью от
распахнутой двери в лавку. Когда станет тень длиною в десять локтей, выберется
Аврам из кресла, запрет магазин и уйдет, удлинив путь к дому до звездной
ночи... Он не был трусом, но всегда боялся внезапного шума в тишине. Он и
теперь вздрагивает от резкого голоса человека.
-
А где
Терах? - на пороге стоит покупатель.
-
Отец
болен. Я за него, - отвечает Аврам.
-
Мне нужен
бог урожая, - говорит покупатель, - я купил много земли и теперь должен ее
засеять пшеницей...
В ”отстойник” к Изе иногда приносили
накладные с заказом. Мы стирали пыль с вождей и писателей и по списку
складывали бюсты в фанерный ящик, наполненный мертвыми, потерявшими запах
опилками...
Аврам знает, на какой полке стоит идол
урожая, но ему лень подниматься, и ковылять в дальний конец лавки тоже лень.
-
Послушай,
- говорит он, - бог урожая далеко не всегда помогает наполнить закрома. Он в
постоянной ссоре с богом дождя. Не будет дождя - и не дождаться урожая.
- Верно, - соглашается покупатель, - куплю я еще и его.
- Хорошая мысль, - соглашается Аврам, - но бог
дождя не в ладу с богом ветра. Буря может погубить твои колосья.
-
И это
справедливо, - кивает покупатель, так и быть - куплю всех троих.
-
Не забыть
бы о боге зерна, - говорит Аврам, - не будет результата, если
зерно ты посеешь дурное.
-
Боюсь, что
в тачке четыре бога не поместятся, - говорит покупатель, - я привез небольшую
тачку. Что делать?
-
Тебе нужен
всего один Бог, - говорит Аврам, - он создал все: и землю, и небо, и зерно, и
дождь, и ветер...
-
Ну, так
тащи его сюда - и дело с концом... Только учти - у моего кошелька есть дно.
-
Этого Бога
нельзя продать, - говорит Аврам, и нельзя увидеть. Ему можно
только молиться. Молчит покупатель и долго, пристально смотрит на Аврама.
Скажи, - спрашивает он наконец, - у почтенного
Тераха много сыновей?
Нет, я один, -
отвечает Аврам.
-
Бедный Терах,
- говорит покупатель, а потом он берет с полки первого попавшегося под руку
идола, деньги бросает на земляной пол и уходит, сразу же свернув в сторону от
лавки. Аврам больше не видит покупателя, слышит только скрип колес легкой
тачки... Потом вновь возвращается тишина, и он
может без помех следить за удлиняющейся тенью от распахнутой двери... Скоро тень
постигает положенной длины и Аврам уходит из лавки, так и не подняв с земди
деньги единственного покупателя...
В ”отстойнике” Художественного комбината было обнаружено мною изделие бракованное. Если по мундиру судить, бюст героя войны. Лица бюст не имел, смазано было лицо. Затылок сохранился и фуражка с высоким околышем, украшенным звездой. Вознамерился было отправить брак в мусор, но Изя запретил. Он сказал, что бюст этот - лучшее произведение его коллекции, и он не отдаст героя ни за какие сокровища, даже за 10 пачек ”Беломора". Он сказал, что только малолетний идиот не способен увидеть в проделках случая гениальное начало.
-
Объясняю,
- сказал он, - случай - есть месть природы за нашу гордыню. А сама природа
вершина гения, потому что создал ее Бог... А брак далеко не всегда противен
Создателю, иногда он приближает нас к
Творцу.
И тогда я тоже ничего не понял, но
скрыл это за юродством самоуверенного
юнца. Я сказал Изе, что природу создал Чарльз
Дарвин, а Бога нет, потому что Юра Гагарин
(две дюжины бюстов которого мы недавно получили) ничего такого на небе не
встретил.
-
Вот как, -
сказал Изя, - значит ты, парень, тоже из бракованной серии. У тебя тоже нет
лица. Только мундир и фуражка. Но не все потеряно. Объясняю: считай, что ты еще
не родился и мучительный труд твоей матери должен повторить
сам – вторично
У Тераха болят глаза от яркого света, а
потому есть в доме комната без окон.
Он лежит в этой комнате на старой,
проеденной молью шкуре верблюда и ждет сына. Терах еще и потому прячется в
”темной” комнате, что не желает следить за временем. Сон редко балует старика,
а смена дня и ночи только изнуряет его нервы.
- Это ты,
Аврам?
-
Да, отец.
- Сядь рядом и
расскажи о лавке. - Что рассказать?
-
Как
торговля? Были покупатели? И сколько денег ты выручил?
- Конечно, они, как талисман. Человек вырос с ними
и чувствует себя спокойней, когда в доме своем видит привычных богов.
-
Но люди
живут ложью. Они обманывают сами себя. Идолы бесполезны.
-
Ты
говоришь так, потому что не сосчитал выручку. За бесполезное люди не станут
платить деньги... Тебе трудно будет жить, Аврам. Ты считаешь полезным ловить
птиц и часами слушать их песни...
-
В неволе
поют только самые глупые - канарейки.
-
Тогда зачем
ты ловишь птиц?
- Только
затем, чтобы отпустить.
- Мой сын, ты болен, ты тяжко болен... Я не знаю, чем тебе помочь и не знаю причину твоей болезни... Уходи... В пустыне ты можешь говорить все, что угодно. Там тебя никто не услышит только камни.
Терах гонит сына, твердо зная, что Аврам прав, что Бог - Един, но никто еще не придумал, как продавать изображение того, кого увидеть невозможно. За правдой - стоит разорение и голодная смерть. Терах боится пути к истине. Точно так, как будут тысячелетиями страшиться его потомки - дети Аврама. Бояться - и торговать идолами в грязной лавке чужих предассудков.
Далеко не весь брак стремился сохранить Изя. Однажды он вручид мне кувалду и доверил превратить в гипсовое крошево негодные статуэтки и бюсты... Мне это депо понравилось. И кого только не было в большом металлическом ящике. Я беспощадно крушил некондиционный товар: героев и замечательных писателей, лауреатов всевозможных премий и деятелей партии и правитепьства...
- Готово? - спросил старик, откручивая колпачок фляжки.
-
Все в труху,
- не без гордости ответил я хранителю ”отстойника”
-
Откуда, -
усмехнулся я, - чином не вышел,
-
Библию можно с тем же успехом поставить перед зеркалами, и подлинная Тора потеряется в бесконечности повторов. Мудрость человека несовершенна. Вот почему мы стремимся покорить скорость и время, чтобы с высоты новой Вавилонской башни ухватить Бога за бороду... Поколения мудрецов дописывали Тору, воспитывая народ еврейский. В творчестве этом, в бесконечности познания мы и сохранили себя гордецами в вечной борьбе с гордыней, в кровавой битве с полчищем идолов...
Тогда, безумным и счастливым юнцом, я не знал, что обречен на удлинение своего имени, что Аврам неизбежно станет Авраамом, но Терах всегда останется Терахом - лысым стариканом Изей, утопающем в продавленном, плюшевом кресле с одним подлокотником.
А.Красильщиков
1998 г.
Из книги "Рассказы в дорогу"
браво, Аркадий, замечательно! Только, где УР Халдейский, в низовьях, или в верховьях Месопатамии?
ОтветитьУдалитьХорошо, Аркадий, Дорогой!
ОтветитьУдалить