Элишева Яновская
Халица: “суррогатное отцовство” и современные реалии
В недавней недельной главе “Ваешев” параллельно истории продажи Йосефа рассказывается не менее драматическая история, приключившаяся в семье его старшего брата Йегуды. Будущий патриарх Йегуда вынужден признать правоту своей невестки Тамар. Дважды овдовевшая Тамар, не получив в мужья третьего сына Йегуды, переодевается блудницей и обманом зачинает близнецов от самого свекра.
А в новом, но уже успевшем наделать шуму франко-израильском триллере “Одержимость” (“Диббуки”) мать трагически овдовевшей новобрачной вынуждает брата погибшего зятя как можно скорее отправиться вместе с юной вдовой в раввинат, чтобы совершить обряд халицы - официального отказа от брака.
Что же объединяет эти две истории, отстоящие друг от друга на три тысячи лет?
Бесплодие и, как следствие - невозможность продолжить род воспринималось людьми эпохи праотцев как одна из самых больших трагедий. Заключая союз с Авраамом, Б-г торжественно обещает ему потомство, многочисленное, как звезды и морской песок. Благословения патриархов включают в себя как обязательный компонент многочисленное и здоровое потомство. Однако Тора предлагает выход даже из такой, казалось бы, безнадежной ситуации, когда человек, не оставивший биологического наследника, умирал.
“Если жить будут братья вместе, и умрет один из них, а сына нет у него, то пусть не выходит жена умершего за человека чужого, вне семьи: деверь ее пусть войдет к ней и возьмет ее себе в жены. А первенец, которого она родит, будет числиться по имени умершего брата его, и не сотрется имя его в Израиле”(Дварим 25: 5-7).
Однако жизненные обстоятельства (наличие собственной жены, бедность, значительная разница в возрасте) могут помешать деверю стать “суррогатным отцом” для наследника покойного брата. В таком случае Тора позволяет ему отказаться ее выполнять, однако свободным от обязательств он становится только после публично проведенного обряда под названием “халица”(“разувание”).
Тора дает подробные указания о проведении халицы: “Но если не захочет этот человек взять невестку свою, то пусть выйдет невестка его к вратам, к старейшинам, и скажет: отказывается деверь мой
восстановить брату своему имя в Израиле, не хочет он жениться на мне! и вызовут его старейшины города его, и будут говорить с ним. И если он будет настаивать на своем и скажет: не хочу взять ее, то пусть подойдет невестка его к нему на глазах у старейшин, и снимет башмак его с ноги его, и плюнет в лицо ему, и ответит, и скажет: так поступают с человеком, который не восстанавливает дома брата своего! И будет имя его в Израиле – дом разутого” (Дварим 25:7-10).
Официально оформленный брак или сожительство брата или другого члена семьи покойного с его вдовой принято называть латинским термином “левират” (т. е. “брак с деверем”). Он встречается во многих культурах, в том числе у древних хеттов и индийцев (подобное сожительство с целью рождения наследников царского рода описано в “Махабхарате”).
Однако еврейский левиратный брак, в отличие от, например, древнеиндийского, подразумевает именно законный брак деверя и вдовы со всеми вытекающими отсюда обязанностями мужа по отношению к жене. Галаха обязывает вступать в левиратный брак только единокровного брата мужа, а не других близких родственников, хотя, судя по истории Йегуды и Тамар, в древности этот обычай распространялся и на них.
В определенном смысле можно сказать, что весь ТаНаХ представляет собой длинную семейную сагу. Сюжетная линия, начатая в Торе, продолжается в Книге Рут, описывающей историю следующих поколений той же семьи. В качестве родича-“спасителя” Рут-моавитянки выступает Боаз, родственник ее покойного мужа. Здесь речь идет не о заповеди Торы, а об акте милосердия по отношению к вдове. Ребенок, родившийся в результате брака Рут и Боаза - потомок Переца, сына Тамар и Йегуды, и предок царя Давида.
Всем зрителям сериала “Одержимость” запомнился ритуал с сандалией, которую трагически овдовевшая главная героиня, приведенная в раввинат, должна развязать на ноге деверя в присутствии многочисленных свидетелей.
Обряд “халица” (изначально позорный для “разутого” деверя), проводимый с помощью этой сандалии действительно, в наши дни увидишь нечасто, хотя этот атрибут до сих пор хранится во всех израильских раввинатах. Начиная с 1950 года по решению Верховного раввината нашей страны левиратный брак (“ибум”) на территории Израиля запрещен и заменен халицой. Основными причинами такого решения стали разногласие, впервые возникшее еще в Середние века между ашкеназскими и сефрдскими раввинами по поводу предпочтительности подобного брака или халицы и запрет полигамии в современном Израиле.
1.2021
Комментариев нет:
Отправить комментарий