вторник, 14 января 2020 г.

ВЕТЕР ПЕРЕМЕЕН

Ветер перемен

17 января в знаменитом нью-йоркском Carnegie Hall (Stern Auditorium Perelman Stage) состоится уникальный концерт IV фестиваля татарской песни «Ветер перемен», где будут представлены популярные традиционные и современные татарские песни на татарском языке (с субтитрами) в современных аранжировках.
Концерт проходит под эгидой Министерства культуры Республики Татарстан. Песни прозвучат в исполнении молодых исполнителей – профессиональных певцов, окончивших известные музыкальные учебные заведения Российской Федерации, лауреатов национальных и международных конкурсов, среди которых Гульнора Гатина, Эльза Исламова, Артур Исламов, Алина Шарипжанова, Ксения Коробкова, Юлия Гарифуллина и другие. Вокал будет сопровождаться оригинальными шоу с потрясающими световыми картинами и танцевальными номерами московского коллектива “Street Jazz” под руководством Сергея Мандрика. В концерте принимают участие Джазовый оркестр Вадима Эйленкрига и Симфонический оркестр Татарского государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. «Ветер перемен» показывает, что татарские песни могут звучать современно, быть интересными слушателям разных национальностей и возрастов, а сам концерт – ярким и эффектным зрелищем.
Генеральный продюсер проекта, легендарный директор Татарского государственного театра оперы и балета Рауфаль Мухаметзянов рассказывает: «Концепция нынешнего сезона фестиваля татарской песни «Ветер перемен» – «Лучшие из лучших». За четыре года существования проекта его командой, в которую входят такие выдающиеся музыканты, как Вадим Эйленкриг (музыкальный руководитель) и Станислав Курбацкий (дирижёр), был освоен и переосмыслен огромный материал – свыше 150 песен, созданных в XIX–XXI веках. Мы меняли аранжировки, экспериментировали со стилистикой, придумывали неожиданное оформление, режиссировали необычные постановки. Для участия в проекте мы привлекли множество творческих людей, лучшие голоса Татарстана и приглашённых мастеров высочайшего уровня. Мы не боялись пробовать и идти на риск в поисках новой идентичности татарской песни. За эти четыре года свершилось главное, для чего задумывался проект: во-первых, мы перевернули привычный взгляд на национальную эстраду, доказав, что в её качественном развитии нет преград, и любые ограничения лежат только в плоскости нашего мышления, а, во-вторых, к судьбе татарской песни было привлечено огромное внимание публики и профессионалов.
За три прошедших сезона в проекте прозвучало свыше 100 композиций – они обогатили репертуар артистов, исполняются на представительских мероприятиях, звучат по радио и телевидению. Наиболее удачные и яркие работы будут представлены в концерте – всего около 30 песен, лучшее из созданного за срок существования проекта».
Структура татарского музыкально-поэтического наследия сложна: она образуется несколькими историческими пластами (от доисламского периода до постсоветского), авторскими и анонимными текстами, многими этническими группами со своими историческими и стилевыми особенностями. Однако есть общие стержневые линии традиции – протяжные песни, скорые песни, баиты, мунаджаты, такмаки – на их основе развивается песенное искусство вплоть до настоящего времени. Традиционные татарские песни преимущественно опираются на пентатонику (старинный пятиступенный лад без полутонов), являются одноголосными и, как феномен устной традиции, допускают варианты исполнения, в том числе, импровизацию в мелодии.
В ХХ веке наряду с музыкой татарских композиторов народные песни всё чаще стали звучать с эстрады. За несколько десятилетий сложились традиции концертного исполнения народных песен, их яркими представителями стали несколько поколений татарских артистов, исполнение которых считалось эталонным. Назовем лишь некоторые имена: Рашид Вагапов (1908–1962), Разия Тимерханова (1918–1997), Тагир Якупов (1946–1999), Ильхам Шакиров (1935–2019). Во второй половине ХХ века песня на эстраде постепенно становилась не только музыкальным номером, но и зрелищем, шоу. Опасения, что звукозапись вытеснит живое исполнение, хотя и были не напрасными, всё-таки не сбылись. Ценность живого исполнения в современных условиях только возросла. Так же, как и требования к певцам. Современные исполнители татарской песни – это разносторонне одарённые артисты, работающие в новых художественных и коммуникативных форматах. Найти в огромном мире СВОИ песни – не простая задача как для певца, так и для слушателя. Ведь песня для каждого из нас, как сказал профессор В. Р. Дулат-Алеев, история, зеркало души, спутник и праздник. В этом вы можете еще раз убедиться на концерте 17 января.
Людмила Лаврова
Фото предоставлено организаторами концерта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..