среда, 17 апреля 2019 г.

ПЕСАХ И ГРЯДУЩЕЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ

Рав Адин Штейнзальц

Песах 5769/2009


«В каждом поколении поднимаются на нас, чтобы уничтожить..." Эти слова Пасхальной Агады звучат во время седера из года в год, но всегда по разному. Скольким из наших соплеменников хотелось бы верить в то, что мир изменился, фараоны ушли в прошлое, сытое рабство перестало быть альтернативой свободным скитаниям в пустыне. Но реальность неумолима, иллюзии развеваются, и ты понимаешь: "в каждом поколении" - значит действительно в каждом... И актуальны как начало этого изречения, так и конец его: "...и Всевышний, да будет Он благословен, спасает нас от их рук"».
Песах – один из древнейших праздников народа Израиля и благодаря особой семейной атмосфере, пожалуй, один из самых любимых. При этом, помимо особого привкуса древности, а для многих и ностальгии детских воспоминаний, этот праздник заключает в себе несколько вневременных и во многом универсальных смыслов.
Это связано с главной идеей праздника – исходом из Египта, то есть с избавлением, выходом из рабства на свободу. Освобождение значимо не только для человека, находящегося в тюрьме, а исход – не только для того, кто находится в изгнании. Эти понятия актуальны почти для каждого человека на различных этапах его жизни. Ведь рабство может быть не только физическим, но и экономическим, а изгнание – социальным или эмоционально-психическим, переживаемым человеком в силу определенных обстоятельств. То есть Египет может быть представлен в жизни каждого человека в самых разных обличьях. Это может быть место заключения или чужбина, но, вместе с тем, и непомерные долги или затянувшийся семейный конфликт. Рабство – это не однократное точечное явление, а то, что подстерегает нас и стремится овладеть нами на протяжении всей нашей жизни. Это любая ситуация, в которой человек страдает, терпит и не в состоянии выйти из нее. Каждый человек, будь он глубоко верующим или законченным нигилистом, в подобной ситуации надеется на некое чудо, которое спасет его. Ибо суть рабства не только в том, что человек находится в тяжелом положении и подвержен продолжительным страданиям, главное – что он не имеет представления о том, как из всего этого выбраться. Тот, кто находится в подобной ситуации, находится в «Египте». Он знает (насколько человек, в принципе, может знать подобные вещи), что не в силах найти решение, знает, что побег невозможен, ибо стены «Египта» слишком высоки. И поэтому остается надеяться лишь на чудо.
С этой точки зрения празднование исхода из Египта заключает в себе очень важный посыл, значимый для каждого человека. Он состоит в том, что есть прецедент, национальная память хранит чудо освобождения. Исход из Египта может поддержать в качестве символа освобождения из тяжелого и горького рабства даже того, кому с трудом верится в возможность избавления. Ибо исход из Египта – это чудо, на которое, осознанно или подсознательно, надеется даже потерявший всякую надежду.
К сожалению, у нас нет рецепта исхода. И это понятно, ибо «Египет» - это безвыходный лабиринт, яма, за стены которой не зацепишься. Однако «Египет» содержит то, что, на первый взгляд кажется вершиной порабощения, но на самом деле является началом избавления. Это острое ощущение непереносимости рабства. Ведь к рабству можно привыкнуть, примириться с ним, научиться вести двойное существование. Тот, кто приспособился к жизни в рабстве, навряд ли сможет выйти на свободу даже тогда, когда двери отворятся. Но тот, кто остро переживает удушливую горечь рабства, кто дошел до предела, тот, на самом деле находится в начале процесса избавления. Эта точка характеризуется не столько болью и горечью, сколько отказом мириться с порабощением, неспособностью продолжать терпеть. Это точка кризиса, когда осознание проблем становится более глубоким, а способность приспособиться к ним иссякает. Здесь-то и зарождается возможность новой действительности.
Поэтому времена кризиса – это не только цепочка личных и общественных трагедий, но и возможность нового взгляда, более ясного представления в отношении прошлого и настоящего. И если подобное обновленное видение действительности возникает, то это само по себе – начало освобождения и избавления.
Я желаю всем празднующим Песах обрести этот новый взгляд и ощутить возможность исхода. Пасхальный седер в каждом еврейском доме – это важное напоминание не только об избавлении Израиля в прошлом, но и о грядущем освобождении.

  • Комментариев нет:

    Отправить комментарий

    Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
    Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..