понедельник, 30 декабря 2024 г.

О русском языке в Израиле

 


👀 107

О русском языке в Израиле

Пятая часть евреев Земли Обетованной на том или ином уровне знает язык великого Пушкина. Причем, половина из них разговаривает между собой в домашних условиях исключительно на нем. Большинство русскоязычных евреев, став израильтянами, не меняют средство общения и не расстаются с культурой, которую несет русский язык.

О русском языке в Израиле

А там – на четверть бывший наш народ. (В.Высоцкий)

Конечно, это преувеличение, но пятая часть евреев Земли Обетованной на том или ином уровне знает язык великого Пушкина. Причем, половина из них разговаривает между собой в домашних условиях исключительно на нем. Большинство русскоязычных евреев, став израильтянами, не меняют средство общения и не расстаются с культурой, которую несет русский язык.

В определенной степени это привело к тому, что репатрианты, прибывшие на историческую родину в результате развала СССР, не растворились в многочисленном местном населении. Они поселились в образовавшихся «русских» районах, сохранив родной язык. Сейчас на израильской территории русский распространен в большей степени, чем арабский, существовавшей здесь изначально.

Почему так произошло?

Началось все в XIX столетии, когда Российской империей приобретались на Святой земле некоторые участки, используемые церковниками для организации паломнических туров. Конечно же, эти люди достаточно далеко отстояли от жизни евреев.

В восьмидесятых того же столетия в результате погромов на Землю Обетованную хлынула первая волна репатриантов, которые, хотя и разговаривали чаще всего на польском языке, но родным считали идиш. Однако в скором времени его начал выдавливать возрождающийся иврит, поэтому евреи, прибывшие из не русскоязычных регионов Российской империи, позабыли речь тех мест, на которых когда-то проживали. Самым известным представителем первой, в основном, польской алии является Давид Бен-Гурион, один из основателей Израиля.

Вторая волна переселения уже с территории СССР произошла в семидесятые минувшего столетия. Она коснулась евреев, проживавших на прибалтийских, западно-белорусских и западно-украинских землях, которые были присоединены к Советскому Союзу по итогам Второй мировой. Власти дали им разрешение на отъезд по причине воссоединения с родственниками, находящимися в Эрец-Исраэль. Этих людей, придерживающихся сионистских взглядов, тоже с трудом можно было назвать русскоязычными.

А вот во время Большой алии, стартовавшей в перестроечный период, из СССР выехали евреи, проживавшие в России, Украине, Белоруссии. В основном, это оказались обычные советские граждане, далекие и от сионистских взглядов, и от иудаистской религии, которые уезжали в Израиль от тяжелых экономических условий, сложившихся после распада Советского Союза в независимых теперь республиках. Они отправлялись в государство, сумевшее построить благоденствующее общество.

Последняя советская перепись засвидетельствовала, что в СССР жило полтора миллиона евреев. Так вот больше половины их успешно отбыло на историческую родину, прихватив с собой порядка 250 тысяч родственников. Естественно, что такое количество репатриантов не могло быстро быстро интегрироваться в израильское общество, что и дало возможность сохранения русского языка, на котором они общались и в домашних условиях, в рабочей обстановке, в обществе.

Вспомним старый анекдот:
— А ты иврит-то выучил?
— Да, только практики нет.

Курсы иврита – ульпан, которые оплачивались государством, меняли ситуацию, однако не в полной мере. Порядка четверти новых репатриантов так и не сумели свободно овладеть государственным языком. Не следует думать, что они не стали израильтянами. Просто эти люди держатся вместе, сохраняют язык, который считают родным, общаются со своими домочадцами по-русски, читают русскоязычные СМИ, отдают голоса за «русские» партии Израиля. Правда, юное поколение русскоязычных репатриантов, которое получило образование в Стране, значительно меньше связано с землей, где родились их близкие.

Как бы то ни было, но русский язык в Израиле довольно широко используют в обычной жизни, в образовательной системе. Он играет значительную роль в культуре и менталитете многих людей. Органы власти идут навстречу русскоговорящим гражданам страны, дублируя необходимую информацию, изначально написанную на иврите, на русском языке. Следует отметить, что определенные политические партии Израиля осознают единение евреев, выходцев из СССР, поэтому учитывают фактор русского языка в собственных политических раскладках.

В Израиле вполне можно жить без знания иврита и обходиться только русским языком. В стране издаются десятки новостных газет и интернет-сайтов на русском языке, есть русскоязычные больницы, аптеки, парикмахерские, рестораны, клубы, всевозможные магазины, детские сады и т.д. В некоторых городах, например, Кармиэль, проживает более 35% русскоязычных, где самим бизнесменам приходится учить русский язык, чтобы не терять клиентов.

С другой стороны, без знания иврита сложно почувствовать себя полноценным израильтянином, практически невозможно найти хорошую работу. Сложности возникают и при аренде квартир, покупке машины, посещении банка, общении с учителями и т.д. Все государственные учреждения, кроме Министерства абсорбции, работают только на иврите. Все договоры и деловые встречи проходят на иврите. Без знания иврита вы все равно будете чувствовать себя обособленно и ограниченно.

Пока существует Алия из стран бывшего СССР, русский язык останется неотъемлемой частью израильского общества.

1 комментарий:

  1. Яков Миркин.
    - в 1918-1922 годах из России эмигрировало по разным оценкам 1,5-3 миллиона россиян. Вероятнее всего - 2 миллиона. Тогда в российской империи проживало 170 миллионов человек. То есть уехало примерно 1,2 процента населения.
    - люди расселились в 45 странах (от Германии до Болгарии).
    - тогда тоже были «возвращенцы». Вернулись в течение нескольких лет 181.000 человек, то есть в районе 10 процентов (представляете, как они пожалели?).
    - среди белоэмигрантов преобладали одинокие мужчины самого активного возраста (18-45 лет). Например, во Франции эта категория составляла 65 процентов от общего числа прибывших.
    Яков Миркин отмечает очень быструю ассимиляцию «русских» (ехали представители многих национальностей, населявших империю, все они назывались русскими). Миркин приводит несколько причин этого, выделю две.
    - быстро исчезла надежда на возвращение в Россию.
    - невысокая ценность русского языка в эмиграции.
    В той же Франции, например, по мере расставания с иллюзиями по поводу скорой кончины большевизма, усиливался отток учеников из русских школ. Родители начинали осознавать, что будущее их детей теперь связано с Францией. Первое время в эмиграции создавалось множество российских структур - политических, информационных и так далее. Со временем смысл их существования улетучивался.
    Добавлю от себя ещё одно обстоятельство. Количество русских эмигрантов составляло ничтожную долю относительно всего населения тех стран, где они расселялись. Были отдельные города, типа Харбина, где русские составляли весомую часть, но это исключения. В 40 миллионную на тот момент Францию приехало около 400 тысяч россиян, это 1 процент. В Германии тогда жило около 63 миллионов, приехало тоже около 400 тысяч, или 0,7 процента.
    Из всего сказанного напрашиваются очевидные параллели с сегодняшней ситуацией.
    Подчеркну лишь:
    1) Тыквенная алия в Израиле (те, кто после 24 февраля) - это около 50 тысяч человек по максимуму (на самом деле меньше). Это полпроцента от 9,5 миллионной страны. Ни на что существенное это количество повлиять не может по определению. Ни на политический расклад (к тому же в этой цифре дети), ни на серьезный вклад в экономику. По большому счёту, Израиль проглотит это количество и не заметит. Если чему и поспособствует новая алия (уже поспособствовала), так росту цен на аренду и покупку недвижимости, просто потому, что ее в стране в принципе сильно не хватает.
    Даже если взять всю путинскую алию, начиная с 2014 года, включая и тыквенную - это около 200 тысяч человек. Или 2 процента населения.
    Напомню, что Большая алия 90-х годов - это почти миллион человек на 4,5 миллионную страну. Это чуть больше 20 процентов. Чувствуете разницу?
    2) Россия также не заметит исчезновения «своих сынов». Там только в репрессиях угрохали не меньше 10 процентов и даже не поперхнулись. Что уж говорить об отъезде сейчас пяти миллионов человек (говорят, что столько). Это всего 3,5 процента.
    3) Единственный способ выжить в новой стране (в принципе, неважно в какой) - это в неё врастать, становиться ее неотъемлемой частью. Для этого вовсе необязательно отказываться от «великой культуры». Но обязательно начинать жить заново, иногда (часто) с совершенно чистого листа.

    ОтветитьУдалить

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..