Абиссиния. Еврейское царство |
Ян Топоровский Презрение к собственным евреям не мешало царской России поддерживать еврейскую империю в Африке и восхищаться ею Редакционное предисловие Журналист и исследователь Ян Топоровский обнаружил и подготовил для публикации в МЗ материал, чрезвычайно интересный сам по себе. Но в нем можно прочесть гораздо больше написанного, если читать его в историческом контексте – причем не собственно истории Абиссинии, а исторического фона появления самой статьи. Тогда этот текст становится еще более значимым и познавательным. Его французский оригинал и русское изложение появились на рубеже XIX-XX веков, точнее — в 1897 году. Во Франции в самом разгаре страсти по поводу «дела Дрейфуса», общество, в основном, на стороне обвинения, заражено антисемитизмом, евреев честят предателями родины, опровержениям клеветы на капитана Дрейфуса не верят. Об отношении к евреям в России – и говорить нечего. Самый презираемый народ, запертый в «черте оседлости». Местечки, их основная среда обитания, в глубоком кризисе – экономическом, демографическом, идеологическом. Погромы, аресты, все более заметная ассимиляция высших слоев общества. Вот на каком фоне появляется чудесный рассказ о гордой и славной империи, управляемой потомками царя Соломона, ее еврейской аристократии – об африканской Иудее, гордящейся своей историей и происхождением. И к этому еврейскому, как оказывается, царству чрезвычайно дружественно относится царская Россия, а русские казаки, ярые погромщики и юдофобы, охраняют еврейского царя и его империю. Какая удивительная метаморфоза: когда евреи в своей стране, когда они правящий класс – они и желанны, и уважаемы, и мудры, и сильны. Что это, как не воплощенная идея сионизма, о котором в самой публикации – ни слова, ни намека? Но мы-то знаем ответ в конце задачника. Мы-то можем сложить мозаику из якобы случайных разрозненных осколков. И тогда – вспомним и вставим в пазл давно известное. Что именно «дело Дрейфуса» привело ассимилированного австрийского журналиста во Франции Теодора Герцля к единственному оставшемуся пути спасения от антисемитизма – созданию своего государства. Что с особенным энтузиазмом эта идея была подхвачена его соплеменниками в Российской империи, где положение евреев было наиболее тяжким. Что первый шаг к воплощению этой идеи был сделан на 1-м Сионистском конгрессе в Базеле, после которого Герцль сказал: «В Базеле я создал еврейское государство», хотя до основания Израиля оставалось более полувека. Его фраза означала всего лишь то, что к тому времени идея еврейского государства уже укоренилась в сознании самой прогрессивной части еврейской элиты. Остается заметить, что конгресс в Базеле состоялся в 1897 году. В том же году, когда вышли и французская, и русская статьи, где о сионизме – ни слова, а о величии еврейского государства – все слова. Так пазл и сложился. Вот что дает сегодняшняя публикация в подтексте. И в качестве бонуса – возможно, заставит нас несколько иначе, без распространенного скептицизма и высокомерия, относиться к эфиопским евреям и фалашам, которые в статье предстают как тождественное понятие, а в израильском общественном мнении различаются существенно. Впрочем, о неуместности отчуждения говорят и другие факты. В частности, история уже содержащаяся в относительно недавней публикации о поведении эфиопских евреев в годы Холокоста (см. статью д-ра Бориса Ентина «Евреи Европы могли спастись в Эфиопии» |
Комментариев нет:
Отправить комментарий