Страна Кассилия
(К 115-летней годовщине со для рождения Льва Кассиля)
В моём военно-послевоенном, полуголодном, коммунальном детстве были две светлые отдушины - занятия музыкой и книги Чуковского, Маршака, Барто и, конечно, Кассиля, которому 10 июля исполнилось бы 115 лет. Лев Абрамович, в основном, писал для детей (его подтолкнул к этому жанру Маяковский), и, думаю, благодаря такому выбору, писатель избежал ночного звонка в дверь. Его младший брат Иосиф (Оська), как вспоминал Кассиль, “безобидный, чистейшей души человек”, который тоже был писателем и написал книгу о жизни студентов, звонка не избежал. В 1937 году он был арестован и через год расстрелян (после смерти Сталина реабилитирован), как “активный участник антисоветской террористической диверсионно-вредительской организации”.
Родился Лёва 10 июля 1905 года в Покровской слободе (сейчас город Энгельс) Саратовской области в еврейской, интеллигентной семье. В шесть лет хотел быть извозчиком: целый день катаешься и ещё деньги за это получаешь. Примерно также рассуждал я, когда мечтал в дошкольном возрасте стать водителем трамвая.
С 1923 года Кассиль жил в Москве, где окончил три курса физмата МГУ. Но это было не его. Будущего писателя неудержимо тянуло писать и юный Кассиль пишет 28-30-ти страничные письма родителям. Его хобби детства и юности, перешедшее в профессию - выражать в словах мысли, впечатления, эмоции. Лёва пишет в письмах родителям (жаль, что в 21 веке такие письма становятся артефактами прошлого) обо всём, что видел в Москве. Музеи, выставки, футбольные матчи, спектакли. Письма не смог найти, но судя по тому, что Оська тайком от брата брал их у родителей, перепечатывал и публиковал в саратовской газете под рубрикой “письма из Москвы”, они были интересны с литературной точки зрения. Другим хобби Льва с детства и до конца жизни был футбол. Он не пропускал важных матчей и даже иногда выступал в роли комментатора.
Ещё в школе стремление писать находит выход - мальчик издаёт рукописный журнал. Позднее, на третьем курсе физмата МГУ Лев становится корреспондентом газеты “Известия”, пишет рассказы для детей, которые публикует в авангардистском журнале “Новый ЛЕФ”, где Маяковский был главным редактором. В своих первых, написанных для детей, научно-популярных очерках: “Вкусная фабрика”, “Планетарий”, “Лодка-вездеход”, юный Кассиль ищет свой путь, вырабатывает свой ни на кого не похожий язык. В 1930 году выходит первая, сразу принёсшая начинающему писателю всенародную популярность, книга.
В моём военно-послевоенном, полуголодном, коммунальном детстве были две светлые отдушины - занятия музыкой и книги Чуковского, Маршака, Барто и, конечно, Кассиля, которому 10 июля исполнилось бы 115 лет. Лев Абрамович, в основном, писал для детей (его подтолкнул к этому жанру Маяковский), и, думаю, благодаря такому выбору, писатель избежал ночного звонка в дверь. Его младший брат Иосиф (Оська), как вспоминал Кассиль, “безобидный, чистейшей души человек”, который тоже был писателем и написал книгу о жизни студентов, звонка не избежал. В 1937 году он был арестован и через год расстрелян (после смерти Сталина реабилитирован), как “активный участник антисоветской террористической диверсионно-вредительской организации”.
Родился Лёва 10 июля 1905 года в Покровской слободе (сейчас город Энгельс) Саратовской области в еврейской, интеллигентной семье. В шесть лет хотел быть извозчиком: целый день катаешься и ещё деньги за это получаешь. Примерно также рассуждал я, когда мечтал в дошкольном возрасте стать водителем трамвая.
С 1923 года Кассиль жил в Москве, где окончил три курса физмата МГУ. Но это было не его. Будущего писателя неудержимо тянуло писать и юный Кассиль пишет 28-30-ти страничные письма родителям. Его хобби детства и юности, перешедшее в профессию - выражать в словах мысли, впечатления, эмоции. Лёва пишет в письмах родителям (жаль, что в 21 веке такие письма становятся артефактами прошлого) обо всём, что видел в Москве. Музеи, выставки, футбольные матчи, спектакли. Письма не смог найти, но судя по тому, что Оська тайком от брата брал их у родителей, перепечатывал и публиковал в саратовской газете под рубрикой “письма из Москвы”, они были интересны с литературной точки зрения. Другим хобби Льва с детства и до конца жизни был футбол. Он не пропускал важных матчей и даже иногда выступал в роли комментатора.
Ещё в школе стремление писать находит выход - мальчик издаёт рукописный журнал. Позднее, на третьем курсе физмата МГУ Лев становится корреспондентом газеты “Известия”, пишет рассказы для детей, которые публикует в авангардистском журнале “Новый ЛЕФ”, где Маяковский был главным редактором. В своих первых, написанных для детей, научно-популярных очерках: “Вкусная фабрика”, “Планетарий”, “Лодка-вездеход”, юный Кассиль ищет свой путь, вырабатывает свой ни на кого не похожий язык. В 1930 году выходит первая, сразу принёсшая начинающему писателю всенародную популярность, книга.
“Кондуит и Швамбрания” 1930 год
Владимир Владимирович был первым читателем этой главной книги Льва Абрамовича. Книги, которую я в детстве читывал-перечитывал. Сейчас перечитал и почувствовал справедливость фразы, которую приписывают и Льву Толстому, и Станиславскому, и Маршаку: “Для детей надо писать как для взрослых, только лучше”. Даже не ожидал, что детскую книгу будет интересно читать сегодня, хотя интерес уже несколько другой. Не столько к приключениям героев сказочной страны, к событиям школьной жизни, февральской и октябрьской революции, увиденных глазами детей, сколько к тому, как умело Кассиль погружается в мир детского восприятия, как легко и естественно раскручивается сюжет, как мастерски написаны портреты героев. Вот, например, портрет директора школы по прозвищу “Рыбий глаз”: “Директор был худ, высок, несгибаем и тщательно выутюжен. Глаза у него были круглые, тяжелые, оловянные”. Какие выразительные, прямо-таки ювелирно-точные, мазки большого художника! И это ощущение руки мастера сохраняется от первой до последней страницы. Книга была обречена на успех, как ювелирные работы Фаберже, или, ну не знаю, скрипки Страдивари. Прочитаешь “Кондуит” и начинаешь понимать, что хорошую детскую книгу можно читать с интересом и в 8, и в 50 лет, и старше. Как сказал неизвестный, американский автор: “Хорошая детская литература обращается ко взрослому, спрятанному в ребенке, и к ребенку, спрятанному во взрослом”.
Мало кто знает, что сначала было две повести “Кондуит” и “Швамбрания”. Позже они были объединены в одну. При этом тема столкновения детей в школе и в жизни с антисемитизмом полностью исчезла. Узнать, сделано ли это было самим Кассилем или по настоянию редактора, мне не удалось.
После успеха “Швамбрании”, незадолго до начала войны выходит роман писателя о футболе: “Вратарь республики”. Роман становится популярным, но признаюсь честно, перечитать роман, как я перечитывал Швамбранию, хотя он написан для взрослых и в нём тоже чувствуется рука мастера, не смог. Просмотрел по диагонали. Слишком очевидна для сегодняшних читателей идеологизированность, приукрашивание реальной жизни, некоторая искусственность сюжета. Главный герой, не знающий поражений голкипер Антон Кандидов, заболевает недостойной советского гражданина звёздной болезнью, но позже осознаёт ошибки и перевоспитывается. Впрочем, понятно, что роман, с не “хэппи-эндовским” финалом и с более приближенным к жизни описанием событий, вряд ли был бы опубликован. А если и дошёл бы до читателя, то, как видно на примере младшего брата, это могло бы плохо закончиться для автора.
Владимир Владимирович был первым читателем этой главной книги Льва Абрамовича. Книги, которую я в детстве читывал-перечитывал. Сейчас перечитал и почувствовал справедливость фразы, которую приписывают и Льву Толстому, и Станиславскому, и Маршаку: “Для детей надо писать как для взрослых, только лучше”. Даже не ожидал, что детскую книгу будет интересно читать сегодня, хотя интерес уже несколько другой. Не столько к приключениям героев сказочной страны, к событиям школьной жизни, февральской и октябрьской революции, увиденных глазами детей, сколько к тому, как умело Кассиль погружается в мир детского восприятия, как легко и естественно раскручивается сюжет, как мастерски написаны портреты героев. Вот, например, портрет директора школы по прозвищу “Рыбий глаз”: “Директор был худ, высок, несгибаем и тщательно выутюжен. Глаза у него были круглые, тяжелые, оловянные”. Какие выразительные, прямо-таки ювелирно-точные, мазки большого художника! И это ощущение руки мастера сохраняется от первой до последней страницы. Книга была обречена на успех, как ювелирные работы Фаберже, или, ну не знаю, скрипки Страдивари. Прочитаешь “Кондуит” и начинаешь понимать, что хорошую детскую книгу можно читать с интересом и в 8, и в 50 лет, и старше. Как сказал неизвестный, американский автор: “Хорошая детская литература обращается ко взрослому, спрятанному в ребенке, и к ребенку, спрятанному во взрослом”.
Мало кто знает, что сначала было две повести “Кондуит” и “Швамбрания”. Позже они были объединены в одну. При этом тема столкновения детей в школе и в жизни с антисемитизмом полностью исчезла. Узнать, сделано ли это было самим Кассилем или по настоянию редактора, мне не удалось.
После успеха “Швамбрании”, незадолго до начала войны выходит роман писателя о футболе: “Вратарь республики”. Роман становится популярным, но признаюсь честно, перечитать роман, как я перечитывал Швамбранию, хотя он написан для взрослых и в нём тоже чувствуется рука мастера, не смог. Просмотрел по диагонали. Слишком очевидна для сегодняшних читателей идеологизированность, приукрашивание реальной жизни, некоторая искусственность сюжета. Главный герой, не знающий поражений голкипер Антон Кандидов, заболевает недостойной советского гражданина звёздной болезнью, но позже осознаёт ошибки и перевоспитывается. Впрочем, понятно, что роман, с не “хэппи-эндовским” финалом и с более приближенным к жизни описанием событий, вряд ли был бы опубликован. А если и дошёл бы до читателя, то, как видно на примере младшего брата, это могло бы плохо закончиться для автора.
Во время войны
Лев Кассиль выступает по радио в учебных заведениях, воинских частях, на фабриках и заводах, работает корреспондентом для центральных газет на разных фронтах, пишет для детей рассказы о войне.
Лев Кассиль выступает по радио в учебных заведениях, воинских частях, на фабриках и заводах, работает корреспондентом для центральных газет на разных фронтах, пишет для детей рассказы о войне.
Кассиль - прирождённый детский писатель
Мы, как правило, переходим в страну взрослых и забываем страну детства. Забываем язык детей, их вкусы, манеру общения. Чтобы писать такие потрясающие произведения для детей, как писал Кассиль, надо сохранить в душе ребёнка. Только тогда можно вести с ним на равных разговор о том, что для него, действительно, важно. Именно на таких разговорах построены лучшие, послевоенные книги Льва Абрамовича: “Держись, капитан!”, “У классной доски”, “Зелёная веточка” и другие.
Среди наиболее известных книг Кассиля, которые дети читают до сих пор: “Великое противостояние”, “Дорогие мои мальчишки”, “Улица младшего сына”, “Ход белой королевы”, “Черемыш - брат героя”, некоторые другие. Главные герои этих книг дети. Иногда книги эти, как и “Вратарь республики”, идеологизированы, подростки, как Черемыш в книге “Черемыш - брат героя”, втягиваются в классовую борьбу и из 21 века очевидна фальшь этой борьбы. Но Лев Абрамович не был провидцем. Уверен, что он писал искренне. Чтобы понять это, достаточно вспомнить наши собственные фальшивые приоритеты до тектонических сдвигов Перестройки. И ещё. Кассиль был фантастом и романтиком. Он верил в светлое будущее человечества и веру свою пытался донести до детей…
Человеческие качества
Льву Абрамовичу на встречах с детьми не нужно было притворяться. По воспоминаниям друзей он всегда оставался человеком активным, весёлым, щедрым, приподнятым над прозой жизни. Читаешь сохранившиеся дневники писателя и понимаешь, что он искренне верил в идеалы революции: “Все, что я делал и делаю, это остается с отцами, а они, молодые, уходят от нас, я теряю их. И самое трудное для меня в том, что во многом (нет, не во всем, но во многом) на их стороне”. Конечно, интересно бы узнать, что думал Лев Абрамович о Сталине, о Гулаге. Узнать как можно было оставаться “на их стороне” после расстрела чекистами Иосифа или “дела врачей”, но в дневниках писатель об этом не пишет…
Льву Абрамовичу на встречах с детьми не нужно было притворяться. По воспоминаниям друзей он всегда оставался человеком активным, весёлым, щедрым, приподнятым над прозой жизни. Читаешь сохранившиеся дневники писателя и понимаешь, что он искренне верил в идеалы революции: “Все, что я делал и делаю, это остается с отцами, а они, молодые, уходят от нас, я теряю их. И самое трудное для меня в том, что во многом (нет, не во всем, но во многом) на их стороне”. Конечно, интересно бы узнать, что думал Лев Абрамович о Сталине, о Гулаге. Узнать как можно было оставаться “на их стороне” после расстрела чекистами Иосифа или “дела врачей”, но в дневниках писатель об этом не пишет…
Личная жизнь
Кассиль был женат дважды. В первом браке у него двое сыновей. Владимир - врач реаниматолог, заслуженный деятеля наук РФ, скончался в 2017 году. Дмитрий - художник, умер в 2000 году. От второго брака - дочь Ирина, режиссёр-мультипликатор.
Кассиль был женат дважды. В первом браке у него двое сыновей. Владимир - врач реаниматолог, заслуженный деятеля наук РФ, скончался в 2017 году. Дмитрий - художник, умер в 2000 году. От второго брака - дочь Ирина, режиссёр-мультипликатор.
Смерть
Умер Лев Абрамович 21 июня 1970 года от инфаркта. В 64 года. По современным меркам, очень рано. Жена рассказала, что смерть наступила, когда Кассиль смотрел по телевизору матч на первенство мира по футболу. Не исключено, что здесь сыграли свою роль связанные с матчем эмоции футбольного фаната. Похоронен писатель на Новодевичьем кладбище.
Многие книги писателя до сих пор переиздаются. По книгам “Кондуит и Швамбрания”, “Вратарь республики”, “Улица младшего сына” поставлены фильмы. На родине писателя, в городе Энгельсе есть Дом-музей Льва Кассиля и улица его имени, а в сквере его имени на Площади Свободы писателю установлен памятник.
Умер Лев Абрамович 21 июня 1970 года от инфаркта. В 64 года. По современным меркам, очень рано. Жена рассказала, что смерть наступила, когда Кассиль смотрел по телевизору матч на первенство мира по футболу. Не исключено, что здесь сыграли свою роль связанные с матчем эмоции футбольного фаната. Похоронен писатель на Новодевичьем кладбище.
Многие книги писателя до сих пор переиздаются. По книгам “Кондуит и Швамбрания”, “Вратарь республики”, “Улица младшего сына” поставлены фильмы. На родине писателя, в городе Энгельсе есть Дом-музей Льва Кассиля и улица его имени, а в сквере его имени на Площади Свободы писателю установлен памятник.
Источник: "МАСТЕРСКАЯ"
Комментариев нет:
Отправить комментарий