Смотрю лучшие
фильмы России за последний год: «Елена» Звягинцева, «Жила-была одна баба»
Андрея Смирнова. Снова тоска, грязь, кровь, трупы. Вильям Шекспир не
брезговал всем этим, но наряду с «Гамлетом» и «Макбетом» была «Двенадцатая
ночь» и «Укрощение строптивой» , а в трагедиях свет катарсиса. А здесь не
бесталанные режиссеры бегут из «города», где нет ничего, кроме зла, воров и
убийц и найти другой «город» им не удастся.
Но была же когда-то
другая Россия: открытая, чистая, полная радости жизни. Не могла не быть. Все
эти Белинские, Писаревы, Чернышевские, Стасовы загнали русское искусство в
прокрустово ложе критического реализма, лишив его радости, оптимизма, веры в
будущее. И не только литературу, но и живопись. Илья Ефимович Репин
прославился, написав «Бурлаков на Волге» – жуткую картину подневольного,
тяжкого труда. О «Бурлаках» критики писали, что это вся Россия, впряженная в
лямку, Как известно, освободили ее от этой лямки большевики, заковав в
невиданные прежде цепи рабства.
Так вот –
послесловием к «Бурлакам» стала великолепная проза Репина – его рассказ о
поездке на Волгу с великим художником – Федором Васильевым. Удивительное дело,
в прозе этой есть реализм, но напрочь исчезает навязчивая критика. Никаких догм
модного метода – одна правда, какой увидел и почувствовал ее художник. Вот он
пишет о Нижнем Новгороде: «Этот царственно поставленный над всем востоком
России город совсем закружил наши головы. Как упоительны его необозримые дали!
Мы захлебывались от восхищения ими, и перед нашими глазами вставала живая
история старой Руси, люди которой, эти сильные люди хорошей породы, так умели
ценить жизнь, ее теплоту, художественность. Эти не любили селиться где-нибудь и
как-нибудь».
Все верно:
были неурожаи и голодные годы, особенно
в Поволжье, но было и это: «Она кормила нас на убой, вкусно, и так дешево
стоила вся привезенная ей провизия, что после ее вздохов и охов о дороговизне
всего мы едва-едва могли удержаться, чтобы не прыснуть со смеху об этой
баснословной дешевизны». Причем, рассказанное Репиным было нормой, а годы жестокой засухи – исключением.
Вспомним всех этих
несчастных Башмачкиных, армию бедных, униженных людей, сентиментальных убийц,
каторжан «мертвого дома», Герасима с Муму – рабов, холопов, жалких, несчастных
людишек, а теперь слово Репину: «Нас обступили. Какой красивый, дородный народ!
Высокие цилиндры-гречневики с большим перехватом посредине так к ним идут. И
откуда у них такая независимость, мажорность в разговоре? И эта осанка, полная
достоинства? Как не станет мужик - все красиво. И бабы подходят. Тоже княжны
какие-то по складу: рослые, красивые, смелые. Всем здесь говорят «ты» обыватели,
и за этим чувствуется равенство».
Вот такая картина
на словах, а на деле – рабство и лямка. Помню из учебника истории изображение
несчастного ребенка в угольной шахте, нагруженного тяжкой тележкой с рудой.
Советская пропаганда, подкрепленная талантливыми свидетельствами критического
реализма, исправно рисовала картины нищего, бесправного, битого детства.
Сплошной Ванька Жуков.
Читаю Репина: «Вообще
деревенские дети очень умны, необыкновенно наблюдательны, а главное, они в
совершенстве обладают чутьем в определении всех явлений жизни, отлично
оценивают и животных и людей в смысле опасности для себя».
Путешествовали по
Волге художники в начале семидесятых годов 19-го века. Всего лишь через
несколько десятков лет эти подросшие дети не смогли оценить смертельную
опасность Ленина и его гвардии. Они тоже были воспитаны на жалобе и плаче
критического реализма. Им без особого труда внушили, что они бедны, несчастны и
бесправны. Праведный путь эволюции разрушил кровавый Октябрь, а в 1913 году
валовой прирост богатств Империи достигал 11% процентов, уступая одному лишь
прогрессу промышленного и сельскохозяйственного роста в США.
А вот как описывает
одного из бурлаков Репин: «И Канин, с тряпицей на голове, с заплатками, шитыми
его собственными руками и протертыми снова, был человек, внушающий большое к
себе уважение, он был похож на святого
на искусе». И вот сама картина, как ее восприняли в обществе: где то уважение,
где святость, где искушение – один критический реализм. Полнокровная, честная жизнь в прозе замечательного
художника, а сколько ярких, забытых, образных слов. Вот Репин описывает, как
лодка причаливает к пароходному трапу: «Мордовались, мордовались, пока
прицепились к пароходной лесенке». МОРДОВАЛИСЬ! А сама плоскодонка носила в тех
местах точное название – ЗАВОЗНЯ. «ОШАРПАЛИСЬ» – это Репин о сапогах после
дальней, тяжелой дороги...
Конечно же, все
было в том странствии по Руси: и дикость, и безграмотность населения, и нищета,
но была красота, дух свободы, благородство, достаток. Все то, что вынес критический
реализм за скобки и, тем самым, чудовищно обеднил, обескровил, исказил жизнь
России 19-о века. Критический реализм сочинил, по сути, свою, несчастную,
рабскую, убогую Россию в тоске по реформам, не помышляя, что все будет
исковеркано чудовищной ломкой революции. Талантливые писатели и художники
хотели лишь, «обнажив язвы века», помочь доброму обновлению мира, в котором
жили. На самом деле, получилось то, что получилось, когда добрыми намерениями
прокладывается дорога в ад. Русский террор, русское самоуничтожение, русская
трагедия вышли из гоголевской шинели. Увы, это так. «В начале было слово» –
талантливое, часто гениальное слово, настолько убедительное, что оно
сформировало отношение России к самой себе. Но слово это, все-таки было, если
не ложью, то не всей правдой, невольным искажением нормы. В результате -
греховная концентрация на зле, вселенский стон и плач. Отсюда становится
понятной зловещая реакция на пессимизм прежнего метода доктриной
социалистического реализма – лжи жизнеутверждающей мертвечины. Все
перевернулось, отступив еще дальше от правды жизни, от нормы бытия, от
подлинной красоты и силы человека. Распалась империя, сняты вериги цензуры - и
искусство России вернулось к прежнему методу, освещенному великими именами,
пусть и слегка загримированному андеграундом и постмодернизмом, напрочь забыв,
к чему привело горькое «слово», сказанное накануне Октябрьского переворота.
Комментариев нет:
Отправить комментарий