Виктор Лосев в своем
предисловии к сборнику «Дневник Мастера и Маргариты» (Москва, Вагриус. 2001)
пишет: «… Булгаков прекрасно понимал, что начавшиеся репрессии проводятся не в
целях восстановления справедливости, а совсем по другим мотивам. Полностью
оправдался его прогноз о том, что со временем окрепшие «шариковы» уничтожат
своих учителей – «швондеров».
Но обратимся к
бессмертной повести Булгакова и вдруг обнаружим, то, что постоянно скрывается
от глаз критиков. Шариков р о д и л с
я хамом, и пошел на учебу к тому, кто
позволял ему таковым быть, но породил-то человека-собаку не придурок из
еврейского местечка, а замечательный ученый, либерал и мудрец – профессор
Преображенский, на пару с симпатичнейшим немцем – Борменталем. Филипп Филиппович породил Полиграфа
Полиграфовича. Кстати, Полиграф – буквально «многопишущий». Невежду породили
умники 19 века, философы, мечтающие о сотворении какого-то нового мира.
Подобная трактовка –
одна из многих. Есть критики, считающие профессора Преображенского чуть ли не
Богом, сотворившим в компании с ангелом-ассистентом черта. Ссылаются на семь
комнат в квартире профессора (семь дней творения), и прочие мистические
особенности повести.
«Сам Преображенский,
- пишет критик А.Коваленко, – подобно Создателю, обладает властью над жизнью и
смертью – он возвращает молодость».
Но профессор
вмешивается в биологическую природу человека точно также, как русские
большевики вмешались в его социальную природу. Преображенский возвращает
молодость только тем, кто способен оплатить дорогостоящую операцию, и высоким
властным чинам, способным обеспечить его защиту. Какой уж тут Создатель.
Скорее, еще один
кудесник, пособник Сатаны. Но Булгаков
никогда не судил «силы зла». В будущем его Воланд станет почти идеальным героем.
Замечательны и члены его свиты. Нет, в эту компанию Шарикова никак не
поместить.
Высокий талант
писателя не умел лгать, потому и был высоким. Не «швондеры» породили
«шариковых» а «преображенские».
Я, наверно, впервые
закавычил фамилию одного из любимых героев Булгакова. Но ничего не поделаешь:
родителей, как говорится, не выбирают. В финале повести, по воле писателя,
профессору удалось загнать джина в бутылку: вернуть псу собачье обличье. В
действительности, «шариковы» заставили российскую элиту вести собачью жизнь,
превратили в мракобесов, ничтожеств, рабов.
Голем уничтожил
своего создателя, а «швондеры» вовсе не
были учителями «шариковых», а обычными наемниками.
В столицах российской
империи к ним не привыкли. Декрет Временного правительства, разорвавший Черту,
позволил и худшим и лучшим представителям еврейского народа заполнить города
центральной России.
Они также, а часто и
гораздо сильней ( достаточно вспомнить погромы Первой конной армии) страдали от
первой русской криминальной революции, но их массовое появление совпало с
ужасами этой революции и в сознании значительной части аристократов и
образованной прослойки общества понятие «еврей» слилось с понятием большевизма.
Не будь Октября,
русские либералы в прежнем стиле Бичер Стоу всеми бы силами охраняли и защищали
еврейское население Империи, возмущались погромами и сочиняли коллективные
письма правительству, но Октябрь случился и еврейское равенство во всем вызвало
у тех же либералов что-то, вроде шока.
И это понятно.
Человек в белом фраке, передовой просвещенный, цивилизованный вдруг оказывается
в зловонной, выгребной яме. Сложно требовать от такого джентльмена в быту
ясного мышления, и здравых суждений.
В августе
М.А.Булгаков записывает в своем дневнике: «Новый анекдот: будто по - китайски
«еврей» – там. Там-там-там ( на мотив «Интернационала») означает «много
евреев»».
Необходима оговорка:
я не собираюсь доказать антисемитизм
того или иного русского писателя или поэта. Занятие это не кажется мне достойным
и разумным. Мне бы хотелось просто исследовать феномен высокого таланта, не
сумевшего в критической, экстремальной ситуации простить инородцу то, что они
охотно прощали своему народу.
Впрочем, и этот мой
тезис легко оспорить. Мне кажется, что антисемитизм многих, выдающихся деятелей
русской культуры, был частью понятной, негативной реакции на свой, собственный
народ, на Россию, на крушение с воих же надежд на разумное переустройство мира.
Прежде, чем задать
вопрос: любил ли Гоголь, Блок, Булгаков, Цветаева или Розанов евреев – я бы
спросил любили ли эти писатели и поэты свой, русский народ, да и человечество в
целом.
Ничего не поделаешь,
Булгаков дневника считал Октябрьский переворот еврейским делом. Вот
любопытнейшая запись в дневнике за тот же год: «Мальчишки на улицах торгуют
книгой Троцкого «Уроки Октября», которая шла очень хорошо. Блистательный трюк:
в то время как в газетах печатаются резолюции о предании Троцкого анафеме,
Госиздат великолепно продал весь тираж. О, бессмертные еврейские головы….
Публика, конечно, ни уха ни рыла не понимает в этой книге и ей глубоко все
равно – Зиновьев ли, Троцкий ли, Иванов ли, Рабинович. Это «спор славян между
собой»».
Иванов в одиночестве
среди славян – и это неслучайно. Однако, фамилию главного «спорщика –
славянина» Булгаков не упоминает. Это он, Сталин, решит судьбу писателя, как
фараоны решали судьбы своих рабов.
Евреи почти на каждой странице дневника Булгакова. С ними
обязательно связан мрак, опустившийся на Россию, но «еврейский вопрос» далеко
не всегда окрашен в юдофобские тона. Булгакову в равной степени отвратительны и
русские писатели - прислужники большевиков.
«Старый, убежденный погромщик, антисемит pur-sang пишет
хвалебную книжку о Володарском, называя его «защитником свободы печати». Немеет человеческий ум…. Василевский
же мне рассказал, что Алексей Толстой говорил: - Я теперь не Алексей Толстой, а
рабкор-самородок Потап Дерьмов.
Грязный, бесчестный шут…. Демьян Бедный,
выступая перед собранием красноармейцев, сказал: «Моя мать была блядь»».
Вот не знаю, мог ли верить Булгаков
Василевскому (известному фельетонисту), но то, что хотел верить и в вере этой
не щадил никого – это точно.
Слухи в те лихие годы наполняли Россию,
коварно дополняя подцензурную печать. Слухам Булгаков тоже охотно верил: «Есть
сообщение из Киева, - отмечает он в дневнике, - что вся работа союза швейников,
ввиду того, что в нем 80% евреев, переводится постепенно на еврейский язык».
Булгаков христианин, религиозный человек.
Непонятно зачем, но он попадает в редакцию журнала «Безбожник» к знакомому
редактору – еврею и берет у него 11 номеров за 1924 год. Читаем дневник: «
Когда я бегло просмотрел у себя дома вечером номера «Безбожника» был потрясен.
Соль не в кощунстве, хотя оно, конечно, безмерно, если говорить о внешней
стороне. Соль в идее, ее можно доказать документально: Иисуса Христа изображают
в виде негодяя и мошенника, именно его. Нетрудно понять, чья это работа. Этому
преступлению нет цены».
Вот где истоки
антисемитской трактовки истории Христа в «Мастере и Маргарите». Булгаков нашел
подтверждение «кровавого навета» в своем личном опыте. Он решил, что «швондеры»
научили «шариковых» гадить в церквах, и, конечно во имя своих, иудейских
интересов.
Евреи попытались отнять у Булгакова Бога. За
редактором «Безбожника», он не смог, по крайней мере, в дневнике, разглядеть
толпу язычников-хамов, готовых по первому зову надругаться над верой отцов.
Они же, евреи, сделали попытку украсть у
писателя книгу и пьесу: «Итак, вторично сообщаю, что ни на роман «Белая
гвардия», ни на пьесу «Дни Турбиных» З.Л. Каганский прав не имеет.
Г-на Каганского я привлекаю к
ответственности».
Но читаем в письме брату – Николаю: «Биншток –
мой доверенный по печатанию «Белой гвардии» в Париже». «Бинштоков» – честных и
порядочных евреев в жизни Булгакова было предостаточно, но об этих людях,
пожалуй, за исключением Ильи Ильфа, писатель упоминал информативно, зато каждый
грязный факт, связанный с евреем описывал подробно: «В «Вечерке» фельетон о
каком-то Бройде – писателе…. Этот Соломон Бройде – один из заправил нашего
дома. У него одна из лучших квартир в доме, собственная машина. Ходит всегда с
сигарой во рту, одет с иголочки. В фельетоне сообщается, что он мошенник,
который нанимал какого-то литератора, чтобы он писал за него его вещи».
Булгаков творил свои замечательные книги и
пьесы сам. Он был, как говорили, «государством в государстве». Он так и умер,
не отдав коммунистам ключи от своей крепости. Его травили, его уничтожали, его
предавали «шариковы» и «швондеры» всех национальностей ( русские, евреи,
грузины, украинцы, поляки, армяне…)
Но чаще всего он замечал в своре своих
гонителей – еврея. Не потому ли, что в
той жизни, до Октября, еврей киевлянину – Булгакову казался самым невзрачным,
презренным существом. И вдруг этот странный, мало понятный народ, обрел силу и
власть. Сила эта казалась Булгакову – злой, власть – гибельной. Традиционная,
православная трактовка Евангелия получила, в его глазах, свое подтверждение.
Все повторяется. Новую псевдосвободу получили
евреи России после Второй криминальной революции. Вновь – они не больше, чем
наемники вечного хама «шарикова», и снова вина за бедствия народа российского
целиком и полностью ложится на них.
Белов, Распутин, Бондарев, Солженицын…
Конечно, все эти писатели рангом ниже Михаила Афанасьевича Булгакова, потому-
то они и строят не свои интимные дневники, а свое творчество и мировоззрение,
во многом, на извечной вине еврея за все.
Дневник – дневником. Быт – бытом. В дневнике,
как правило, только следы чувства, наметки мысли. В творчестве – все иначе, все
масштабней, все «круче». Но из дневника,
из писем и случайных заметок, как из сора, по утверждению Ахматовой, и лепятся
плоды настоящего вдохновения.
Мог ли Булгаков, с его воспитанием, с его
страшным, трагическим опытом жизни в Советской России написать другой дневник?
Не думаю. И в дневнике, и в прозе, драматургии Булгакова – подлинное смятение
чувств, ужас перед наступлением царства хама, и неверие в способность человека
любой национальности противиться злу.
Мастер в
знаменитой книге национальности не имеет. Добро, в понимании писателя, имеет
интернациональную природу. Проще говоря, великий писатель был христианином, но
не был националистом.
Булгаков, силой своего таланта понимал,
истинную роль «шариковых» в победе большевизма. Нынешние русские
писатели-юдофобы «шариковых» ставят на пьедестал, во всем обвиняя жалких
временщиков – «новых швондеров».
Сказалось, как мне кажется, полное
исчезновение в русском народе «профессоров – преображенских». В свое время,
несмотря ни на что, они держали моральную и эстетическую планку общества на
достаточной высоте, и были в силах удержать «шариковых» в роли кошкодава. Нынче
«шариковы» в России успешно овладели и писательским мастерством.
В этот момент, на памяти у меня только Горький и Шаламов.А вот интересно о писал в своём дневнике, как лебезил перед товарищем Сталиным?
ОтветитьУдалить