Начну с интереснейшей
записи Ильфа: «Шел Маяковский ночью по Мясницкой и вдруг увидел золотую надпись
на стекле магазина: «Сказочные материалы». Это было так непонятно, что он
вернулся назад, чтобы еще раз посмотреть на надпись. На стекле было написано:
«Смазочные материалы»».
Так вот, «сказочные
материалы» – это и есть искусство, а «смазочные» – жизнь.
Сальвадор Дали ( мы
еще не раз вспомним имя этого художника) писал так: «Если нам что-нибудь и
интересно, так только чудо».
Он же писал: « Моя
живопись – это жизнь и пища и плоть и кровь. Не ищите в ней ни ума, ни
чувства».
Выходит, совершенно
правильно поступили папа с мамой из афоризма Георга Кристофа Лихтенберга: «
Родители, которые замечают, что сын хочет стать поэтом, должны пороть его до
тех пор, пока он либо не бросит стихоплетства, либо не станет великим поэтом».
Только великий поэт
способен соединить в одно и сказочные и
смазочные материалы, и плоть и чудо. Вспомним классические строки Анны
Ахматовой: «Когда б вы знали из какого сора растут стихи, не ведая стыда».
Впрочем, у каждого
свой метод. Жил когда-то в США литератор Дон Маркиз, так он прямо признавался:
«Я никогда не думаю, когда пишу. Никто не может заниматься двумя делами
одновременно и делать их оба хорошо».
Маркиз мог стать еще
одним Марком Твеном, если бы научился и думать, и писать одновременно. Впрочем,
шутить он умел хорошо, а это уже не мало.
Но здесь необходимо
вновь вспомнить Лихтенберга: «Остротами и причудами, как и всеми вещами, способными
ржаветь, следует пользоваться с осторожностью».
Прекрасно, но что
«такое осторожная острота» этот мудрец не раскрыл. Видимо, по той причине, что
и сам не знал ответа на этот вопрос. Шутил он иногда совсем неосторожно. Ну,
например: «Более странный товар, чем книги едва ли сыщется на свете. Их
печатают и продают люди, которые никогда их не понимают, их переплетают,
критикуют и читают люди, которые их тоже не понимают, да, пожалуй, они и
написаны авторами, которые их не понимают ».
Людям свойственно
заблуждаться, причем трагически. Иногда жизнь человека идет под знаком
самообмана. В искусстве это случается сплошь и рядом. Механику этого несчастья
вскрыл в своих записных книжках Антон Чехов: «Бездарный ученый, тупица,
прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких де
бездарных ученых, как он сам. Тайно по ночам он переплетает книги – это его
истинное призвание; здесь он артист и испытывает наслаждение. К нему ходит
переплетчик, любитель учености. Тайно по ночам он занимается наукой».
Вот проблема. Люди
никак не хотят согласиться, что быть хорошим переплетчиком лучше, чем плохим
поэтом или ученым. Отсюда у многих и боль душевная и лютая зависть и страх
перед разоблачением.
А все в искусстве
удивительно просто. Стоит только послушать Иоганна Себастьяна Баха: «В музыке
нет ничего особенного. Надо просто ударять по правильным клавишам в правильное
время – а инструмент играет сам».
Точно также рассуждал
Роберт Шуман: «Чтобы сочинять музыку, надо только вспомнить, какую–нибудь
мелодию, о которой никто другой не подумал».
Замечания эти, наверняка,
обидели бы критиков – музыковедов. Впрочем, только ленивый не обижал самих
критиков.
«Критики похожи на
евнухов в гареме: они знают, как это делается они ежедневно видят, как это
делают, но сами сделать это не могут». (Брендан Биэн)
Ну, и что? Кто-то
должен присматривать за гаремом в искусстве, иначе даже музы займутся блудом.
А вот еще плевок в
адрес людей этой достойнейшей профессии: « Театральный критик – это лицо,
разъясняющее изумленному драматургу смысл его пьесы» (Уилсон Мизнер).
Впрочем, критики
могут утешиться остротами в адрес самих творцов: «Слишком глупое, чтобы быть
произнесенным, всегда можно спеть» (Вольтер).
Рискуем раскрыть
секреты «школы остряков», если приведем встык шутку Станислава Ежи Леца:
«Возможности оперы далеко еще не исчерпаны: нет такой глупости, которую нельзя
было бы спеть».
А следом приведем и
остроту Уинстена Одена: «Не бывает умных опер, ведь люди не поют вслух громким
голосом, когда находятся в здравом уме».
Лауреат Нобелевской
премии по физике Эдуард Эплтон заметил как-то: «Мне все равно на каком языке
поют в опере, лишь бы это был язык, который я не понимаю».
Но не только мастерам
оперы достается «на орехи». Нет такой области искусства, которую бы пощадили
шутники.
« Пейзажист может
работать спокойно – природа никогда не настаивает на сходстве ». (Рамон Серн).
«Современные фильмы
делятся на боевики и бабоевики ». (К. Мелихан).
«Архитектура – это
искусство без пользы растрачивать пространство ». (Филип Джонсон).
«Искусство – это
умение сделать что-то из ничего и продать это что-то» ( Френк Заппе).
Французы, нужно
отметить, всегда серьезно относились к любви, но далеко не всегда жаловали
искусство. Вот мнение Шарля Луи Монтескье: «Автор – это глупец, который, не
удовлетворившись тем, что он надоел своим знакомым, старается надоесть будущим
поколениям».
Кстати, сам Монтескье
был автором добротным, и своими трудами вот уже почти 250 лет «надоедает»
людям. Впрочем, уметь смеяться над самим собой – верный признак достоинства в
искусстве.
Пабло Пикасо придумал
некогда остроту от имени своей жены: «Если бы мой муж встретил на улице
женщину, похожую на женские изображения на его картинах, он бы упал в обморок».
Насчет и за счет
Пикассо шутили многие.
«Умник –это человек,
который смотрит на сосиску и думает о Пикассо».(Алан Герберт).
«Дети любят ломать
игрушки, не отдавая себе отчета в том, зачем они это делают. Пикассо
сознательно превратил в бизнес это занятие ». ( А. Ганевский)
«Нужно было стать
таким блистательным рисовальщиком, как Пикассо, чтобы потом разрешить себе
забыть об этом искусстве ». (К. Юон)
Но вернемся к шутке
без подтекста, простой и ясной:
«Меня иногда
спрашивают, как я пишу. Отвечаю: справа налево». (Сесар Брут).
Один из самых
блестящих писателей мира – Фридрих Ницше признавался: «Видеть в писательстве
призвание жизни – в этом следовало бы усматривать особого рода помешательство».
Он же отметил с
особым цинизмом: «Боль заставляет кудахтать кур и поэтов».
А сколько ревности в
некоторых замечаниях прозаиков по отношению к поэтам, живописцев в адрес
художников фотографии, композиторов в адрес исполнителей и наоборот.
Привожу образец такой
шутки. Ее автор прозаик из США Эван Эссар: «Не говорите, что это плохая проза:
может быть перед вами – стихи!»
Писатель Честертон,
судя по всему, не жаловал живопись: «Искусство – в ограничении; одна из самых
красивых частей картины – это рама».
Оскар Уйальд очень не
жаловал творчество Вагнера, хотя и не
читал его юдофобских, публицистических сочинений: « Я люблю музыку Вагнера
больше всякой другой. Она такая громкая, что можно все время разговаривать, без
опасения, что другие люди услышат, что вы говорите».
Драматический актер
Ральф Ричардсон язвил: « Музыка – это просто искусство удерживать большую
группу людей от кашля»
Можно подумать, что
театр искусство иного рода.
А вот что сочинил
один автор куплетов и скетчей: «Чем больше в книге воды, тем она глубже».
Зависть гения к гению
явление совсем не редкое. Привожу одну остроту Сальвадора Дали: « Более всего
на свете я презираю Родена, который изваял этого мыслителя. В такой позе не то
что мыслить, даже гадить неудобно».
Но не станем
утверждать, что только люди искусства способны на такую страстную, горячую
зависть. Есть в моей коллекции цитата из политика Жоржа Клемансо: «Америка –
единственная страна в истории, которая чудесным образом прошла от варварства
прямо к упадку без обычного периода цивилизации».
Мудрецы прошлого
обходились без сарказма и зависти, называя вещи своими именами. Всегда радуюсь
афоризмам Вовенарга. Он блестяще писал об искусстве, причем любом:
«Если мысль нельзя
выразить простыми словами, значит она ничтожна и надо ее отбросить.
Ясность – вот лучшее
украшение истинно глубокой мысли.
Где темен стиль, там
царствует заблуждение.
Вырази ложную мысль
ясно, и она сама себя опровергнет».
И снова Дали: «Играя
в гениальность, гением не станешь, разве что заиграешься».
Вот мне и кажется,
что все творцы «темных мыслей» играют в гениальность.
Но будем
снисходительны, как Томас Элиот: «Некоторые редаторы – это писатели – неудачники,
но ведь и большинство писателей тоже».
Замечательный
писатель Роберт Хайнлайн признавался: «Литературное творчество – не то дело,
которого обязательно нужно стыдится, но лучше занимайтесь им без свидетелей и
мойте после него руки».
И снова не могу обойтись
без Сальвадора Дали. Мне кажется, что об искусстве этот художник отпускал
первоклассные шутки, в которых, иной раз, больше истины и глубины, чем в
толстенных, серьезных, искусствоведческих трактатах:
«Не бойтесь
совершенства. Вам его не достичь. Тем более, что в совершенстве нет ничего
хорошего».
« Если бы я не
работал, что бы я делал здесь, на земле? Скучал бы, как устрица. Поэтому я
терпеть не могу устриц».
«Ленивых шедевров не
бывает».
« Великие художники –
такие, как Веласкес, - не заботятся о вдохновении, а работают, как повар на
кухне, делают себе потихоньку свое дело, не впадая в экстаз. Мы, классики,
должны иметь ясную голову. Только так делается то, что волнует зрителя,
читателя, слушателя».
Не торопитесь
упрекать Дали за чрезмерную гордыню. Он и здесь все предусмотрел: «Как хорошо,
что ни современное искусство, ни русский коммунизм не оставят по себе ничего
кроме архивов!»
С великим мужеством
признается классик живописи вот еще в чем: « Моя живопись – самое настоящее
дерьмо».
Не так безнадежно
оценивал свое искусство знаменитый архитектор Фрэнк Райт: «Врач может
похоронить свои ошибки, но архитектору остается только посоветовать своим
клиентам посадить вьющиеся растения».
Замечательно писал об
искусстве Эмиль Кроткий:
« В книгах мы жадно читаем о том, на что не обращаем
внимания в жизни».
«И ослы играют роль в музыке: их кожу натягивают на
барабан».
« Великие платят за
искусство жизнью, маленькие – зарабатывают им на жизнь».
На этом не очень
веселом замечании можно поставить точку, утешившись только тем, что нет правил
без исключений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий