Каких только людей не приходилось встречать за годы журналистской работы, с кем только не посчастливилось разговаривать. Как часто жалел, что вооружен только диктофоном, а не кинокамерой. Помню, что в тот день точно жалел об этом. Вот и записи диктофонной нет больше. Остаются буквы на бумаге, но как этого мало!
Вообще-то он не
настоящий поселенец. У Каспэ своя квартира в Рамат Гане. Он там и жил долгие
годы. Потом умерла жена. Он попробовал жить в доме для престарелых. Не
понравилось. Вот и пришлось поселиться у дочери, в поселении Элькана.
Бываю в этой
географической точке Израиля часто. Удивительное место на высотах. Территории
за бывшей «зеленой чертой», вокруг арабские деревни, но в ясную погоду отсюда
видны высотки Тель-Авива и даже море. Нигде так хорошо не начинаешь понимать,
что значат поселения для Израиля, как здесь, в Элькана.
Исраэль КАСПЕ спит на
веранде дома. Он невелик ростом и помещается на качалке под тентом. Сразу за
домом, на холмах, оливковая роща арабов. В этом году плохой урожай. Мой добрый
поводырь Шабтай Елиасон говорит, что его знакомые арабы убеждены: мало оливок
по причине войны.
Здесь, на
территориях, в поселении Элькана, нет никакой войны. Здесь мир, тишина, свежий,
прохладный воздух.
Исраэль Каспе спит.
Скоро ему исполнится 90 лет, за плечами многотрудная жизнь еврея из Польши,
чудом, вопреки всему, выжившего, и он имеет полное право спать в любое время
дня и ночи.
Исраэль потом скажет,
что по сей день поражается чуду дарованной ему жизни. Семь раз он должен был
погибнуть, и семь раз спасся чудом. Исраэль Каспэ не догадывается о причинах
такого везения. Он, человек обычный, и не знает, за что пощадила его судьбы.
Я говорю, что дело,
видимо, в потомках Каспэ. У него девять внуков и внучек и уже три правнука.
Наверно, говорю, кто-то из них очень нужен нашему будущему здесь, в Израиле, а
может быть и во всем мире.
Но все это я скажу
потом, а пока мы сидим на веранде и ждем, когда Исраэль проснется. Думаю, в ХХ
веке было мало сочиненных романов-судеб, просто потому, что этот чудовищный, кровавый,
трагический век сам заставлял людей жить
по таким фантастическим сюжетам, бродить по таким кругам ада, что не было нужды
в писательской фантазии.
Смотрю на руки
спящего старика, на его лицо. Я еще не слышал ни одного слова от этого
человека, но знаю, что история его жизни
– готовый роман, повесть, рассказ. От меня потребуется немногое: только нажать
кнопку диктофона.
Старика разбудят
родные.
-
Папа, вставай, к тебе пришли.
Он легко поднимется ( ни одного
грамма лишнего веса). Зрение хорошее, только вот со слухом не все в порядке.
Голос Исраэля чист и внятен. Он, человек хорошего образования не получивший,
знает четыре языка: идиш, иврит, польский и русский.
С русским, правда, есть проблема.
-
У зэков учил язык и шахтеров, - говорит он. – Потом очень
трудно было русские книги читать. Там другой язык. Я, например, впервые узнал
совсем недавно, что есть слово «ничего». Раньше я этого не знал.
Тут Израэль Каспе произносит длинную фразу на
русском языке, где нет ни одного «печатного» слова. Прошло 60 лет со времени
тех уроков, а помнит. Очень мешал Израэлю в разговоре тот язык, но он
мужественно подыскивал «интеллигентные» синонимы.
-
Началась война с немцами, - рассказывает старик. – И мы
бежали в Россию. Мы думали, что там найдем кров и работу. В Гродно мы должны
были сесть на поезд, чтобы ехать в глубину России, но было пятница, после 12
часов, и мой отец сказал, что ехать нельзя, потому что мы оскверним субботу.
Он был большим ортодоксом – мой отец. А я уже тогда думал, что так жить
нельзя беженцам, в чужой стране, и я уехал, но перед этим подписал с русскими
договор на один год работы в угольной шахте.
Я не знал тогда, что такое угольная шахта, но
нам сказали, что мы поедем в теплый край, где нет зимы, и мы поверили. Так я
попал в город Караганда, где зимой так «тепло», что птицы замерзали в воздухе и
падали на землю. Слово «буран» никогда не забуду.
Поставили меня в шахту на девятый участок. Там и рубил уголь двенадцать
месяцев вместе с другими евреями из Польши. Кончился год, мы говорим, что больше
нас здесь держать не имеют права, но тут война началась с Финляндией и нам
сказали, что теперь нет никаких договоров, а есть военное время и мы должны
работать там, где работаем, потому что многих шахтеров демобилизовали.
Нам это не понравилось, и мы на следующий день
не пошли на работу. Тогда нас всех арестовали, и быстро устроили суд. Судья
сказал, что приговаривает каждого за саботаж к четырем месяцем тюрьмы. Мы этот
«детский» срок получили, потому что были иностранные граждане. Русских за это
приговаривали к 10 годам и даже расстрелу.
Тогда я в первый раз узнал, что такое русская
тюрьма: побои, теснота, иной раз не то что лечь, сесть было негде. Помню, в
первый день дали мне на день кружку кипятку и кусок хлеба – вот и все. Мой язык
очень беден, не могу передать то, что испытал.
Сидел я с уголовниками. Они всем командовали.
В тюрьме были не советские, а уголовные законы. Такого натерпелся. Там, в
первый раз, чудом выжил.
Через месяц отправили нас через тайгу в
лагерь. На лесной дороге автобус испортился, а был снег, холод. Нас из автобуса
охрана выгнала и заставила автобус этот толкать. Руковиц не было, так руки к
железу примерзали. Все были в крови. Автобус этот мы толкали много километров.
В лагере как было? Он начался с одного барака
в чистом поле. Нас туда загнали всех, и там места не было, чтобы сесть. Так и
стояли всю ночь. Люди были все в снегу, а тут снег стал таять. Все стояли в
воде. Что я запомнил? Мы все стояли в одной комнате, а рядом была маленькая
комнатка. Там свеча горела, а перед столом сидел охранник, а перед охранником,
на столе, лежала, обглоданная, большая кость.
Передо мной тогда стоял один зэка. Он ко мне
повернулся. Огромный такой, смотрит на меня сверху вниз и хрипит: «Ты жид?». Я
и ответить не успел. Он меня ударил по голове, потом еще раз. Я и упасть не
мог, хоть и сознание потерял. Потом мне сказали, что охрана вмешалась и меня
спасла.
Утром мы снова пошли. И тут я увидел большую,
черную тучу, но вся она была будто спичками истыкана. Потом оказалось, что это
не туча и спички, а гора и лес.
Там, на горе, и был наш лагерь. Там уже стоял
барак с нарами, можно было спать лежа, а утром всех погнали на работу. Мы лес
рубили. Получилась еврейская бригада, а десятником был над нами украинец.
Мы нормы выполняли, а часто и больше делали,
но этот мужик нас все время ругал и
урезал пайку. Я ему раз сказал: «Тебе нужно, чтобы мы хорошо работали, какую
работу можно требовать от голодного?»
А он пристально на меня смотрит и говорит: «
Мне нужно, что вы все сдохли».
Так все и шло. Мы, голодные, работали, а он
сидел и курил самокрутки.
Потом нас отправили на реку, на лесосплав. Там
и работали весь оставшийся срок. А когда срок кончился, нас отправили обратно
пешком, через болото. Там были лаги постелены, бревна, но идти по ним было
нельзя. Мы ползком миновали то болото. Так и ползли с утра до вечера, отдохнем
немного и ползем дальше…
Так и доползли до станции. А у нас были билеты
и документ, что мы теперь свободные люди и иностранцы. Но мне один умный
начальник сказал: « Твоя свобода – на час. Лучше поезжай быстрей к родным. У
меня тогда была одна почтовая карточка от мамы из Бухары. Отец у тому времени
умер. Я и поехал в Среднюю Азию. Долго ехал, и в дороге у меня все украли, что
было, но как-то доехал.
В Бухаре забрали меня в армию. Тут, как раз,
война началась с немцем. Только по закону Сталина польских беженцев освободили
от службы. Тогда стали армию организовывать из поляков, но я в ней не захотел
служить, потому что знал, как в польской армии «любили» евреев.
Меня направили опять на шахты, в Свердловскую область, в город Егоршино.
Там и проработал под землей до 46 года. В том году нам и разрешили вернуться в
Польшу, потому что Сталин обещал в Ялте Рузвельту и Черчиллю отпустить всех
беженцев.
Нам тогда дали 24 на сборы, а тут мне приходит
повестка из НКВД. А мы все знали, что такая повестка – тюрьма, лагерь или
смерть.
Мне друг говорит: « Ты повестку не получал, не
видел. Бежим на станцию. Может быть, проскочишь».
Мы и побежали. 18 километров бежали до станции
в Свердловске. Успели на поезд. Так я спасся, с помощью моего друга. Он потом в
Хайфе работал, а сам был из города Слоним, в Польше. Мы долго еще встречались,
здесь в Израиле.
Потом долгая была дорога в Польше. Помню, что
все спал и спал на третьей полке, никак выспаться не мог. Как нас Польша
встретила? Ночью поезд остановился, но не на станции, а где-то в лесу, а по
вагонам стали ходить солдаты Армии Крайевой - искать евреев. Найдут, отводят к
лесу, а там расстреливают. Я это все из окна вижу, потому что начался рассвет,
и ночи светлые были – лето.
Я ехал в первом вагоне от паровоза. Туда эти
солдаты не успели дойти, а поезд вдруг тронулся. Так я еще раз избежал смерти и
понял, что нигде в мире нас не хотят, и нужно искать место для жизни в
Палестине. Тогда и началась моя дорога в Израиль. Три года она длилась. В
январе 1949 года приплыл я на пароходе в Хайфу… Что потом? Армия, на стройке
работал, женился, дети пошли… Знаешь, то что было давно лучше стал помнить.
Родился я в Вышкове, над Бугом. Помню хорошо,
как войска Троцкого взяли наш город, потом поляки его освободили. Восемь раз
город переходил из рук в руки. Наконец, отбились. Поляки не хотели жить под
большевиками.
-
Исраэль, - спросил я его. – Ты прожил в Еврейском
государстве долгую жизнь. Когда было тяжелее – в первые годы или сейчас?
-
Тогда очень трудно было, но была большая надежда, что
все будет хорошо. Теперь трудностей меньше, но и надежд поубавилось. Может
быть, со мной это из-за возраста. Старикам труднее жить, чем молодым. Я не
левый и не правый. Я всегда у себя спрашивал: есть у тебя сила, чтобы
переделать то, что тебе не нравится. Не было силы – я и переставал о разных
безобразиях думать. Я не знаю, сколько есть во мне самом силы жить и знать не
могу, сколько есть силы в нашем государстве.
Думаю, самая большая беда, что мы, евреи,
обманывали себя в том, что такое арабы, а арабы неверно думали о евреях.
Устал Исраэль Каспэ. Раньше, в Польше, носил
он фамилию Серебряников. Выключил я диктофон, стали прощаться. Тут, вдруг,
старик и заговорил о главном, о том, что был он несчастен не в тюрьме и в
лагере, не в годы каторжной работы на шахте, а в молодости, в семье, еще в
Польше. Вот тогда он не хотел жить, а в русском аду - хотел, да еще как!
За одной этой фразой и скрывалось главное в
судьбе этого человека, но мы уже отговорили положенное время и любопытнейший
разговор о возможном счастье человека, когда каждый день грозит ему гибелью и
мукой, – пришлось оставить на потом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий