НА ПЕПЕЛИЩЕ
В России один мой знакомый, пожилой человек, долгие годы работающий в
кинематографе, потерял жену, умершую скоропостижно. У бездетной этой пары были
хорошие фильмы и, как результат долгого и честного труда, прекрасно
обставленная квартира с отличными художественными полотнами на стенах и дача в
престижном месте Подмосковья.
Так вот, умерла жена этого доброго и талантливого человека, затем сгорела дотла дача и, буквально накануне нашей с ним
встречи, воры обчистили его городскую квартиру, вынесли самое ценное: прежде
всего картины.
Встретился с этим беднягой случайно,
в Матвеевском, есть такой дом для пожилых кинематографистов. Бедняга отдал
свою, «опоганенную» (его слово) квартиру и решил поселиться в этом месте, где,
как он думал, не придется страдать от одиночества.
Когда-то, лет тридцать назад,
задумывали с ним совместную работу. Ничего из того замысла не вышло, не по
нашей вине, и расстались мы с добрым чувством друг к другу. Потом периодически
встречались, и общение с этим порядочным, мудрым и энергичным человеком всегда
приносило радость.
И вот недавняя встреча в
Матвеевском. Он не сразу меня узнал, а когда узнал, тут же пожаловался, что
страдает от странной сыпи на теле. Он говорил и говорил, с каким-то
раздражением и даже злобой. Он говорил о своих несчастьях, о несправедливости
людей и неба, о том, как ему трудно жить среди бездарностей и завистников. Ему,
судя по всему, было совершенно безразлично, кому он все это рассказывает. В
какой-то момент я даже подумал, что он все-таки не узнал меня, но оказалось,
что это не так. Он заговорил об Израиле, куда «к вам» уехал «мерзкий» двоюродный брат режиссера, не
ответивший на его письмо.
Я видел перед собой совсем другого
человека, да и слышал тоже. Прежде он был внимателен, участлив – ныне занят
только собой, своим несчастьем, своей болезнью. В результате потерь он оказался
в душном и страшном мирке ненависти.
Мы расстались. Он так и не спросил,
где, как я живу, почему снова оказался в Москве? Он не спросил, а я и не
подумал рассказывать ему об этом.
Тогда, в суетливом, безумном мире
российской столицы, мне было не до сравнений, размышлений и аналогий.
Только здесь, в Израиле, вспомнил
почему-то о сыпи на теле несчастного старика - режиссера. Господи, подумал я,
ведь это последнее, самое страшное испытание Иова: « И отошел сатана от лица
Господня, и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его». Только Иов выстоял, не утратив веру в Бога и жизнь. Мой знакомый ушел в безумие горя.
Не сужу, не смею давать оценку
человеку, стоящему на пепелище своей прежней жизни; и тогда, во время случайной
встречи, испытал лишь приступ острой жалости к этому бедняге, потерявшему живую
душу и веру в добро от боли утрат.
УМНОЖАЮЩИМ ЗНАНИЯ
Привез моему приятелю из России
привычные лекарства, и мы встретились на веселой улице Аллемби в Тель-Авиве.
Передал ему заказанные пилюли, и он спросил:
- Ну, как там?
Мне бы промямлить скороговоркой
какую-нибудь ерунду, но вдруг понесло и начал раскручивать дорожные впечатления
по полной программе.
Стал я изображать разными темными
красками нынешнюю российскую
действительность, нагнетать всяческие ужасы и страсти.
Мы ждали заказанное в кафе, уйти не
могли. Поначалу он меня слушал, но потом уставился мимо невидящими глазами.
Мне бы понять, что к чему, но
ведомый самомнением затеял целый рассказ о криминальной ситуации в Москве, о
«Черном рынке», о скинхедах и прочих «прелестях» российской столицы.
Тут он не выдержал. Посмотрел на
меня мрачно и перебил мой монолог:
- Анекдот какой привез?
- Анекдот? – опешил я.
- Ну, что-нибудь покруче,
позабористей.
- Нет, - сказал я. – Веселого мало….
Ну, рассказывают разное…. Всегда это было.
- Есть анекдоты – значит порядок, -
сказал он. – Когда народ веселиться перестанет, тогда, считай, кранты.
Но я не понял собеседника и сделал
попытку продолжить свой «фильм ужасов».
И тут он не выдержал, оставил разные
обходные маневры и напрямую «засветил мне в лоб»:
- Хватит! – решительно потребовал
мой спутник. – Они там, мы здесь. У нас своих заморочек выше крыши. Ничего не
хочу знать. Вот дикарям в джунглях еще труднее: едят одни корешки и живут до 20
лет.
- Но ты же сам спросил? – вздохнул
я.
- Ну и что? – сказал он. – Я из
вежливости, а ты по дурости. Не нужна мне твоя лекции, не нужны мне их
проблемы. У меня своих хватает. Вот у внука третий день понос, а ты мне о
замерзающей Камчатке и ментах лихоимцах.
- Ну, извини, - обиделся я.
Больше, похоже, нам говорить было не
о чем. Официант принес кофе. Стали прихлебывать молча.
- Кофе хороший, - сказал он. – И
погоду обещают прохладную к пятнице.
Я упрямо молчал.
- Да не дуйся ты, - сказал он. – В
мире этом проклятом столько несправедливости, безобразий, насилия, что у
нормального человека одна проблема: спрятаться в раковину, под панцирь, с
головой. Иначе спятить можно, сдохнуть от мук совести и боли сердечной. Есть у
меня дружок, болен он тяжко. Перезваниваемся каждый день. Я ему анекдот
позабористей, он мне еще круче.
Посмеемся – и конец связи. Я им доволен, он - мной. Живы и ладно. А ты мне
накрутил всякого негатива. Чем больше знаешь, тем больше слез – вот что я тебе
скажу. А я жить хочу с улыбкой на роже.
- Ты прямо царь Шломо, - заметил я.
- Кто такой?
- Соломон из нашей еврейской истории.
- Не знаю, - сказал он, – не читал.
Не охотник я до всяких поповских сказок.
Это точно. Мой приятель был весьма
озабочен «засильем ортодоксов» в Израиле и «произволом рабанута». Он и в самом
деле не читал ни строчки из Торы, но не смог никуда деться от великой Книги,
где сказано: «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие
и глупость; узнал, что и это томление духа. Потому что во многой мудрости много
печали; и кто умножает познания умножает скорбь».
Не отличал царь Шломо мудрость от
безумия и глупости, и нам это не дано….
Танах не лжет, не обманывает читателя. Читатель должен знать, на что он идет,
умножая знания. И человечество в целом, на пути технического прогресса, пусть
не обманывает себя, что прогресс этот несет одну радость.
А что в радость? Ну, например…. Если
верить моему приятелю, простое известие, что понос у его внука прекратился.
ИДОЛ
ИСКУССТВА
Встреча из прошлого. Знакомый
старик-еврей, узнав, что решил я стать профессиональным кинематографистом,
усмехнулся и произнес с сильным акцентом: «Одному нравится жить спокойно, в
молитве, другому драться с Богом».
- Я не собираюсь ни с кем драться, -
сказал я.
- Это тебе так только кажется,
мальчик, - сказал старик и отвернулся, не желая продолжать разговор с юным
дарованием.
Только через десятилетия я понял,
что имел в виду этот религиозный еврей.
Все сказано давно, к чему невзрачные
кальки некогда великих текстов. И есть еще одна причина неприязни к
светскому искусству.
Сомерсет Моэм отмечает в своих «Записных книжках»: «Вероятно, корень нашей
испорченности именно в нашем «я», но ведь в нем же и источник, создаваемой нами
музыки, живописи, поэзии. Как тут быть?»
Дело здесь не только в
неизбежной гордыне творцов, но и в том, что сама эта гордыня неразрывна с
язычеством: например, с Парнасом, на котором живут боги, согласно табели о
рангах. В результате, тесно на Парнасе: толкотня, споры. Кто первый, кто
второй, кто третий? О первозданных текстах Книги забыто. Каждый мнит себя не
копиистом, того или иного качества, а творцом Мироздания.
«Я» - убийственно, сплошь и рядом гордыня казнит творца, приговаривает
его к одиночеству и смерти. Но без «Я», как верно заметил, Моэм, в искусстве и
делать нечего. И, конечно, не только в искусстве. История рода людского вся
построена на гордыне, невозможности веры и смирения. История эта, по сути, и
есть поединок с Богом. Вечная тяжба, вечный спор…. Что там суетная толкотня
локтями, склока с коллегами в борьбе за первенство.
Старик, мой давний собеседник,
горбясь над Торой, предупреждал меня совсем о другом.
Иной раз мне кажется, что люди
устали от борьбы с ангелом, посланцем небес. Устали и запросили пощады. Отсюда
и массовое искусство и дерзания технократов. «Я» стирается, нынешние мастера
разных художеств бегут от посильных копий в безликость пустоты. Авторство
исчезает. Бездарность – спасение.
Порнография – вершина массового искусства, как область с наибольшим рейтингом.
«Мой зритель умер», - говорил Феллини, но умер и сам великий кинорежиссер,
как умерло и само искусство. Никто нынче
не бросает вызов Всевышнему, никто не поднимает с земли брошенную перчатку Бога.
«Творцы» излечиваются от первородного греха гордыни и готовы забыть дорогу на
Парнас, если отказ этот будет хорошо оплачен.
Иной раз, мне кажется, что
всевластная попса в литературе, живописи, кино и театре – это проказа на теле
человечества, еще одно испытание нашей веры и остатков святости. Может быть,
последнее испытание.
Он сам вызывал нас на поединок. Он прощал нам борьбу с ним, но простит
ли равнодушие? Массовое искусство,
языческое искусство, пляски вокруг золотого тельца, – и есть равнодушие к Богу.
2003 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий