Другие потерянные дети Шоа
Материал любезно предоставлен Tablet
4 марта 2019 года Ватикан объявил, что наконец откроет архивы папы Пия XII. На годы его понтификата (1939–1958) пришлась Вторая мировая война. Историки надеялись, что это долгожданное событие прольет свет на действия, предпринятые Пием XII и католической церковью во время гонений и массовых убийств европейских евреев немецкими нацистами и их пособниками.
«Церковь не боится истории» — так прокомментировал решение открыть для широкой публики ранее засекреченные архивы папа Франциск, нынешний глава Ватикана. И действительно, после войны католическая церковь предприняла усилия, дабы разобраться со своей долгой историей институционного антисемитизма. Начиная со Второго Ватиканского собора в 1965‑м , церковь осудила антисемитизм и избавила евреев от обвинения в богоубийстве, официально отказавшись от утверждения, будто они несут коллективную ответственность за распятие Иисуса. Однако эти шаги к покаянию и примирению не проливают свет на роль Ватикана в Холокосте: во время этого вызывающего споры исторического периода Пий XII, по утверждению критиков церкви, перешел от бездействия к соучастию в преступлениях нацистов.
Первый и главный вопрос, на который после открытия архивов еврейские лидеры надеялись получить ответ: имена и места рождения еврейских детей, тех, кого ради безопасности отдавали во время войны в католические семьи и организации (школы, женские и мужские монастыри). Многих из таких детей обратили в католицизм, полагая, что это поможет спасти им жизнь. Однако выдающиеся еврейские лидеры — например, Абрахам Фоксман, бывший глава Антидиффамационной лиги (ADL), — убеждены: даже после войны, когда не нужно было укрываться, опасаясь за жизнь, большинству этих детей не сказали, что они евреи. Во многих случаях дети были единственными уцелевшими членами семьи — но известны и другие примеры, когда родственники выжили и тщетно искали оставшихся в живых потомков погубленных семейств.
В конце Второй мировой войны — в Европе хаос, еврейские общины практически уничтожены — евреи вынужденно ставили во главу угла насущные житейские потребности выживших. Но еврейские лидеры знали, что тысячи отчаявшихся родителей, на полшага опережая гестапо и его пособников в Польше, Франции, Голландии, Бельгии и прочих странах, передавали детей, надеясь спасти им жизнь, на попечение неевреев — соседей, сотрудников, в женские и мужские монастыри, католические школы и сиротские приюты. Мотивы добровольных опекунов этого потерянного поколения разнились. Одни брали еврейских детей из милосердия и порядочности — или считали, что их обязывает к этому коллективная ответственность, — другие же намеревались нажиться на чужом горе.
Во время Шоа были убиты около 1,5 млн еврейских детей, выжили менее 100 тыс., и уцелели они главным образом потому, что их, по данным «Джойнта» (JDC) , прятали неевреи. К концу 1945‑го — началу 1946‑го еврейские организации, в основном во главе с JDC и на ее средства, установили, что около 10 тыс. выживших находятся в католических организациях и нееврейских семьях, и решили разыскать как можно больше еврейских детей.
Одним из тех, кто считал поиск еврейских детей своим личным делом, был раввин Ицхак а‑Леви Герцог, первый главный раввин Израиля, отец президента Израиля Хаима Герцога, ныне покойного, и дед Ицхака Герцога, теперешнего президента Израиля. Согласно книге «Раввинат в дни бурь: жизнь и учение раввина Ицхака‑Айзика а‑Леви Герцога, главного раввина Израиля» (The Rabbinate in Stormy Days: The Life and Teachings of Rabbi Yitzhak Isaac HaLevi Herzog, Chief Rabbi of Israel) Шауля Майзлиша, в начале 1946 года раввин Герцог встретился с Пием XII, потребовал содействия в поисках детей и возвращении их еврейской общине.
И хотя папа не выпустил буллу (как называют официальные документы понтификов), в бумагах раввина Герцога отмечено, что Пий XII помог в передаче детей из монастырей и католических семей на попечение помощников раввина Герцога. Однако, хотя документы подтверждают, что помощь была оказана, в исторических источниках нет свидетельств о том, насколько папа был осведомлен о судьбе потерянных детей и о том, принимала ли церковь в то время, когда он ее возглавлял, какие‑либо меры, официальные или неофициальные, дабы помешать передаче еврейской общине детей, обращенных в католичество.
Некоторые попытки выживших семей отыскать своих детей привели к судебным процессам, о которых в свое время много писали СМИ. Пожалуй, самой известной стала история Роберта и Джеральда Финали. Двое детей, чьих родителей депортировали из Гренобля и убили в Аушциве, приютила нянька‑католичка. Однако попытки выжившей тетки после войны забрать племянников вылились в дело о похищении и в интригу, в которой оказались замешаны официальные лица французской церкви. В конце концов мальчиков вернули тетке, их привезли в Израиль, где они живут и поныне.
L’Affaire Finaly потрясло всю Францию и откликнулось эхом в столько претерпевших общинах европейских евреев, еще не оправившихся от ужасов прошлых лет. Сьюзан Вроман, научный работник, автор книги «Спрятанные дети Холокоста: как отважные бельгийские монахини спасали юных евреев от нацистов» (Hidden Children of the Holocaust: Belgian Nuns and Their Daring Rescue of Young Jews from the Nazis), пишет, что страх породить «сотни дел Финали» отбил у европейских евреев охоту — внимания общества они чурались — публично ратовать за возвращение потерянных детей.
Но известны и другие случаи — и таких много, — когда еврейские дети после войны воссоединились со своими семьями. Выдающийся общественный деятель Абрахам Фоксман, бывший президент ADL, — один из таких примеров. Отец Фоксмана выиграл процесс у католической семьи, приютившей Абрахама во время войны, и вернул себе сына. Показателен также пример ксендза Ромуальда Вашкинеля, урожденного Якова Векслера. Во время войны его прятала семья поляков‑католиков, и о том, что он еврей, Яков узнал уже в зрелом возрасте. Он сложил с себя сан и ныне живет в Израиле.
Фоксман признается, что он верит: спрятанных детей было намного больше, просто о них до сих пор ничего не известно. «Каждый день мы теряем сотни еврейских детей», — заявил Фоксман, имея в виду тех спасенных в войну, кто умрет, так и не узнав ни о своем происхождении, ни о родной семье, ни о том, что рожден иудеем. «Мотивы церкви во время войны не вызывают нареканий, — добавил Фоксман, — а вот то, что было потом, уже другой вопрос».
Главный раввин Польши Михаэль Шудрих, родившийся в Нью‑Йорке, несколько раз в месяц собирает «спрятанных детей» в варшавской синагоге Ножиков . Одни узнали, что они евреи, из предсмертного признания родственников, другие выяснили это иными путями. Шудрих считает заявление Ватикана обнадеживающим и «требует серьезного научного исследования». Но возникают и «нравственные вопросы, — добавляет Шудрих. — Что мы будем делать с полученной информацией? Должны мы сообщить об этом людям — или не должны?»
Открытие засекреченных архивов Ватикана не дает всех ответов и вряд ли прольет свет на одну из самых темных глав еврейской и всемирной истории, однако, как отмечает р. Шудрих, это позволит задавать новые вопросы — пока еще не поздно.
Оригинальная публикация: The Shoah’s Other Lost Children
Комментариев нет:
Отправить комментарий