Помню первый поход на третий этаж Эрмитажа, где можно было увидеть полотна импрессионистов, постимпрессионистов, кубистов. И Пикассо. Имя это пишу отдельно. Нет не потому, что живопись этого гения меня захватила. Она стала знаком возможной свободы, свободы человека и художника.
Пионер, привыкший к тоскливому реализму на страницах «Родной речи» будто проснулся и понял, что мир искусства огромен и не ограничивается дозволенными образцами социалистического реализма.
«Наш осторожный музей Эрмитаж спрятал свободу на третий этаж».
Но эта анфилада залов всегда была открыта. Упрямо стал ходить только туда, и случилось невероятное: феномен возможной свободы перестал завораживать. Растерзанные скрипки Пикассо больше не привлекали внимание. Нравились полотна испанца «голубого» и «розового» периода. Нравились, не более того. Моей настоящей любовью стали Клод Моне и Ван Гог.
Потом узнал, что Пикассо был другом страны, где я тогда жил, коммунистом, антифашистом, борцом за мир и автором символов этого мира: бесчисленной стаи голубей.
Все это как-то вывело великого мастера за рамки тайны, волшебства. Его работы стали казаться мне всего лишь ответвлением дозволенного коммунистами искусства. Вот Маяковский был футуристом, почему бы не пригреть кубиста – Пикассо.
Я был не прав, охладев к великому испанцу. Он бы мог научить меня многому. Но молодость самоуверенна и по этой причине слишком часто глупа.
Была в моей жизни еще одна странная встреча с работой Пикассо. В деревенском музее живописи удивительного человека, школьного учителя Федора Афанасьевича Лунева, висела одна из его голубок. Подлинник, подаренный самим художником музею.
Странная была голубка. Она парила в воздухе, но будто со сломанной, скрюченной шеей.
- Можно продать душу дьяволу, - вдруг сказал Лунев. – Продать взамен за бессмертие гения. Таким человеком был Пабло Пикассо.
С этого момента, в музее глухой украинской деревушки человек – Пикассо стал интересовать меня чрезвычайно.
Примерно в том же году прочел и роман Томаса Манна «Доктор Фаустус». Роман о композиторе Адриане Леверкюне, продавшем душу свою Дьяволу. Один из лучших своих романов Манн написал накануне краха нацистской Германии. Он написал его о стране, о народе, совращенном Сатаной.
Читал этот потрясающий по силе роман и думал о Пикассо. Копался в альбомах, искал миг встречи великого художника с князем тьмы.
Нашел и признание самого Пикассо о том, что такая встреча состоялась: «Я был ангелом и дьяволом красоты».
«Был ангелом». На выставке в Тель-Авиве есть полотно, датированное 1901 годом. Пикассо исполнилось в тот год 20 лет. Он жил в Барселоне и любил здоровую, сильную красавицу - прачку по имени Фернанда Оливье.
«Мать и ребенок у моря» – полотно замечательное. Тело человеческое и природа вокруг гармоничны и узнаваемы на этой подражательной, во многом, картине, наполненной теплом и светом.
«Был дьяволом». Пикассо шел от женщины к женщине. Он оставлял их, разрушая. Один из его биографов пишет: «Ольга Хохлова, у которой в результате разрыва с художником была травмирована психика, умерла от рака, одинокая и всеми забытая. Ее и Пабло сын Поль безвременно ушел из жизни от злоупотребления алкоголем и наркотиками, а его первенец Паблито, то есть внук Пикассо, покончил самоубийством. В своем доме повесилась Мари-Терез Вольтер, родившая Пикассо дочь Майю, а сама Майя погибла в автомобильной катастрофе. Сошла с ума его бывшая любовница Дора Маар, закончив свой путь в психиатрической больнице. И, наконец, уже после смерти Пикассо застрелилась последняя жена художника – Жаклин Рок. Сбылось мрачное предсказание цыганки, сказавшей когда-то юному Пикассо: «Пабло ты никогда и никому не принесешь счастья».
К этому перечню жертв, приведенному биографом, могу добавить и первого, большого друга Пикассо Гасагемаса, покончившего жизнь самоубийством.
Странный «послужной список» для «голубя мира». А был ли голубем этим сам Пикассо, постоянно занятый своим величием, своей значимостью в агонизирующем мире искусства Запада?
Он родился великим мастером. В эпоху Возрождения творения гениального испанца стали бы гимном жизни и человеку, но Пикассо появился на свет в эпоху распада, именуемого авангардом, и стал он, по велению дьявола, выразителем этого распада, кризиса человечности в искусстве.
1907 год. Пикассо пишет своих знаменитых «Авиньонских девушек». Первый шедевр в ряду его кубистических уродств. Думаю, в этом году и состоялась сделка художника с князем тьмы.
«Музыку я разъял, как труп». Пикассо, подобно Сальери, разъял, как труп, живопись. Время гармонии не позволило Сальери достичь величия. Отравитель, по версии Александра Пушкина, стал патологоанатомом от искусства в век Моцарта, а потому и ушел в тень. Пикассо удалось добиться величия. 20 век оказался его веком.
Художник был ярым богоборцем и революционером. Он бежал от скуки, пошлости жизни, бесконечно меняя любовниц и свой живописный метод. Он не верил не только в Бога, но и в природу. Он разрушал все вокруг себя, создавая из обломков свой мир. На выставке в Тель-Авиве нет его работ из обычных отходов, мусора, но в пятидесятых годах он увлекался и этим.
В павильоне Симона и Марии Ягломов представлена «бронза» Пикассо и его блюда из глины. Художник считал себя Богом, и лепил свое искусство из любого доступного материала.
Но из праха он творил не живое, а прах. Пикассо делал это гениально, но каждой своей работой он убивал искусство: прежнее, древнее искусство, основанное на любви к Богу и человеку, на удивлении перед жизнью.
Возможность свободы, потрясшая меня некогда на третьем этаже Эрмитажа, оказалась на поверку не свободой, а стремлением к хаосу, к разложению, к бунту во имя бунта.
Испанский художник Эдуардо Уркуло писал о своем великом земляке так: «Его успех и известность объясняются, прежде всего, политическим содержанием, тем, что его провозгласили знаменем всевозможных революций и утопий. Время революций прошло, следовательно, прошло и время «Герники», которая, по существу, превратилась в громоздкий плакат».
Верно, Пикассо, коммунист и лауреат одной из первых Премий мира, любил разрушительный дух революций. Он не принял фашизм, как форму косного, буржуазного порядка, но большевистскую революцию, с ее яростной разрушительной силой и красивой мечтой, принял.
Однако, сила, совратившая Пикассо не была красным или коричневым дьяволом. Эти, разноцветные, были мелкими чертями, временщиками по сравнению с истинным сатаной.
Урок Пикассо – миротворца очевиден. Только сейчас мы начинаем понимать насколько может быть страшна ненависть художественной элиты к обычным, гуманистическим формам жизни, насколько крикливые призывы к миру ничего не значат, а, по сути своей, ведут человечество к чудовищным, кровавым катаклизмам.
Снова Пушкин, его «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство несовместны». Увы, совместны. Недавно появилась книга внучки Пикассо Марины. Внучка сравнивает в этой книге деда с компьютерным вирусом «I love you», лукавым и губительным вирусом. Марина описывает Пикассо как «существо дьявольское и снобистское; как деспота, разрушителя, вампира, жившего в золотой клетке, как человека, неспособного любить. Он, как человек, страдающий булемией, пожирал жизнь, вещи и людей».
Демон разрушения подсказал Пабло Пикассо его метод. В мире нет ничего, кроме борьбы этих двух начал в человеке: страсти к созиданию и стремления к разрушению.
Демон этот всегда умел маскировать свои истинные намерения добрыми, ласковыми словами и прятать свой чудовищный облик за маской ясноглазого, нежного существа.
Как раз накануне интифады на боковой, «глухой» стене школы возле дома, где я живу, художник изобразил огромную голубку с лавровой ветвью в клюве.
Вспомнил тогда о Пикассо и подумал, что верх цинизма для убежденного атеиста, автора символа мира, использовать реалии из Торы, да и дурной знак тиражирование этой птички: быть войне.
В одном ошибся баск Эдуардо Уркуло. Последние события в мировой истории говорят о том, что не прошло время идолов и утопий. Язычество вновь стремится к реваншу. Мир стоит на пороге одной из самых кровавых и страшных революций под знаменем исламского террора.
Вот почему «Апокалипсис» Пикассо еще долго будет востребован. Могучая кисть палача от живописи уничтожила живопись самой жизни. В том, что сегодня искусство не способно дать людям ничего, кроме шока, дешевых развлечений и фатального паралича духовности, во многом виновен и великий художник, злой гений искусства – Пабло Пикассо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий