Самое время снова поговорить о войне. Впрочем, наверно всегда этот разговор был уместен.
Начну с афоризма Вовенарга: «Мы удостаиваем названия «мир» то короткое перемирие, когда более слабый отказывается от своих притязаний – неважно справедливых или несправедливых – только для того, чтобы до зубов вооружиться и при первом удобном случае снова их предъявить».
Все знал этот мудрец, рожденный в 1715 году. Все знал о Версале 1918 года, о «мирном процессе», начатом в Осло, но не только. За этой формулой горестная практика человечества, сформулированная в пяти словах: «Хочешь мира – готовься к войне».
«Война случается тогда, когда вместо того, чтобы думать, хватаются за оружие», - так сказал Альфред Ньюмен. По Ньюмену все эти Цезари, Наполеоны, Сталины. Гитлеры - думать не умели. Не все так просто. Думали все эти вожди, думали, но «бремя страстей человеческих и безумие гордыни оказались сильнее способности размышлять.
Вот Плутарх пишет о Цезаре: «Многочисленные успехи не были для деятельной натуры Цезаря основанием спокойно пользоваться плодами своих трудов. Напротив, как бы воспламеняя и подстрекая его, они порождали планы еще боле великих предприятий».
Особым, «безумным» разумом владел Цезарь, в невозможности остановится на тропе насилия и крови.
Монтень, впрочем, свидетельствует об ином: « Возвращаясь к Цезарю, следует отметить, что, как сообщает близкий к императору человек – Оппий, с годами он стал более осмотрителен и не столь поспешен в своих действиях, полагая, что не должен рисковать славой, которую принесли ему его многочисленные победы, ибо достаточно одного поражения, чтобы погубить все».
И в самом деле, оказалось, что достаточно одного удара ножа Брута. Отравленного ножа.
«И самый сильный яд на свете
У Цезаря закапал из лаврового венка». Уильям Блейк.
Яд в лавровом венке – обычная попытка Всевышнего восстановить справедливость.
«Военная мудрость есть понятие, содержащее противоречие в самом себе». (Гаучо Маркс)
Ничто, как известно, «не ново под луною». Ничто, кроме войны. Некогда война была всего лишь разновидностью обычной, кровавой драки, предпринятой с целью грабежа, захвата власти, порабощения земель и пр.
В давние времена людей было мало, и войны носили «щадящий» характер. Эпидемии чумы или оспы пугали людей гораздо больше, чем намерения какого-то короля или герцога с помощью насилия отхватить кусок чужой территории.
Мало того, в давние времена войны носили профессиональный характер. То есть, жертвовали собой в сражениях профессионалы. Мирное население, как правило, только кормило, одевало и привечало солдата. Можно смело назвать этот период – периодом «войн – забав».
Выводов из таких, «нежных» войн человечество не сделало. И тогда на смену ратных конфликтов прежних времен пришла война тотальная. Война всех против всех, с невероятным количеством жертв. Война, логически завершающаяся геноцидом мирного населения. Называю те войны «войнами – предупреждениями».
Человечество снова не торопится прекратить подобные «забавы», даже сознавая, что последним актом этого «искажения нравственного пространства» – станет война самоубийственная, грозящая поставить точку в эксперименте под громким названием «человеческая цивилизация».
Можно назвать такую, возможную войну –«войной – итогом».
Вот и «рассуждизмы» по поводу войны попытаемся разделить на три отмеченные части.
ВОЙНЫ - ЗАБАВЫ.
Войны романтического периода.
«Я увидел, как все вокруг меня закружилось, словно какая-то неведомая сила понесла меня над землей». (Наполеон Бонапарт).
К славе, надо думать, понесла. Вот летит император, а внизу пейзаж веселый: французские солдаты, погибающие в песках Палестины, горы трупов на поле Аустерлица, горящая Москва, замерзающие полки, в смертельном бегстве на запад, кровавое безумие Ватерлоо.
Вот летит Бонапарт и шутит на лету: «Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном».
Летит Наполеон - лев. Летит и по сей день, одним своим полетом доказывая безумие человеческого рода.
В декабре 1940 года Уистон Черчилль сказал: «Я решительно отвергаю какое-либо сравнение между господином Гитлером и Наполеоном: я не желаю оскорблять мертвого».
Тем самым, Черчилль благословил очередных кровавых безумцем на новый полет над землей... и над трупами "баранов".
«Поверив в свои сверхъестественные способности, он решил, что законы для него не существуют… Он боготворил самого себя, и ожидал от человечества не только подтверждения своей божественности, но также восхищения и поклонения». Локхарт «История Наполеона Бонапарта», 1829 г.
И все же, во времена «нежных», романтических войн и шутили о войне и воинстве как-то незлобно.
«Не всякий генерал от природы полный».
« Если хочешь быть красивым, поступи в гусары». Так шутил Кузьма Прутков.
«Главную идею любого воинского устава можно выразить двумя фразами:
1. Командир всегда прав.
2. Если командир не прав – см. пункт 1. ( Неизвестный шутник 18 века).
ВОЙНЫ - ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ.
Наступил период, когда романтику в войнах находили одни лишь фанатики идеи уничтожения: большевики и фашисты, ныне восторженно трубят о войне фанатики – мусульмане.
Определение войны Карло Гоцци: «Война – это узаконенное государством беззаконие».
«Любое насилие, любой захват чужой земли всегда опираются на какой-нибудь законный акт, но даже если бы государи перестали заключать между собой договоры, сомневаюсь, чтобы в мире стало после этого больше справедливости», - писал Вовенарг.
Здесь можно привести и частное «тактическое» определение Граучо Маркса: «Военная юстиция имеет такое отношение к юстиции, как военная музыка – к музыке».
«Военная музыка – это прелюдия к смерти, - заметил Роберт Шуман.
« Маршируют военные. Музыку для маршей сочиняют те, кто не нюхал пороху», - отметил Ридьярд Киплинг.
Верно, да и всю «музыку войны» пишут штатские лица.
«Война слишком серьезное дело, чтобы доверять ее военным», - писал Талейран. Редкую искренность продемонстрировал этот хитрейший политик. Он понял одним из первых, что войны ведут гражданские люди, только погибают в ней военные.
Генерал Эйзенхауэр был согласен с Талейраном: « Мнение военных не стоит ни цента, даже по военным вопросам».
Заслуживает внимания парадокс о современной войне генерала Паттона: «Ни один шельмец никогда не одерживал победу в войне, умирая за свое отечество. Он одерживал победу, заставляя другого беднягу умереть за свое отечество».
Вот не помню, кто автор этого высказывания, но сам текст помню точно: «Солдат шагает вперед по трупам своих товарищей».
Сочинил это немец, человек века восемнадцатого. Замечательный поэт Александр Твардовский писал спустя два столетия: «Я знаю, нет моей вины // В том, что другие не пришли в с войны.// Остались там, кто старше, кто моложе//… И не о том же речь, что их мог и не сумел сберечь,// Но все же, все же, все же».
Последние войны не дают возможность солдату «сберечь» своих товарищей по оружию, но и своих близких в тылу он защитить не в силах.
Приведу отрывок из воспоминаний, присланных из города Хайфа Давидом Кролем: «Я воевал в пехоте два года: 1943 – 1945. Убивал немцев, участвовал в двух рукопашных, сам был тяжело ранен, но когда узнал, что все мои родные в местечке были убиты, почувствовал настоящий стыд за неполноту своей победы. Я не смог защитить своих братьев и сестер».
Иррациональный характер войн четко выразил некий Шорт: «Природа пытает отвращение к героям. Во - первых, герой нарушает закон сохранения энергии. Во – вторых, как можно осуществить принцип выживания сильнейших, если сильнейшие то и дело добровольно попадает в ситуации, где их сотрут в порошок».
Войн и сегодня предостаточно, как и героев. Настораживает отсутствие человеческого материала иной выделки. Снова слушаем Вовенарга: «Возвышая и ниспровергая империи, одаривая неизмеримым могуществом одни народы и порабощая другие, природа всего лишь причудливо шутит, забавляется. Трудится же она, создавая свои, так сказать, шедевры, то есть тех немногочисленных гениев, которые порой появляются на земле и озаряют ее ярким светом».
«Войны – предупреждения», похоже, поставили заслон появлению «шедевров». Но в тоже время природа продолжает «шутить и забавляться». И это очень недобрый сигнал.
ВОЙНА – ИТОГ
«Может ли разумный человек, учитывая опыт прошедших веков, питать хоть малейшую надежду на светлое будущее человечества?» (Курт Воннегут).
Американский писатель ответил на этот вопрос отрицательно.
Но мы можем утешиться тем, что точно такой же прогноз на будущее составляли разные мудрецы и пророки задолго до Воннегута.
Вспомним Талмуд: «Да будут прокляты вещатели Апокалипсиса», и вернемся к замечаниям деловым.
Вовенарг писал: «Если бы люди открыли секрет, как навсегда искоренить войны, умножить род человеческий и всем обеспечить верный кусок хлеба, до чего бы варварскими и тупыми показались бы наши самые просвещенные законы». Законы, подчеркнем это, с маленькой буквы.
«Не убивай намеренно!» – вот данный человеку Закон. Человеку, а не англичанину, немцу, китайцу, еврею…
Убивающий – вне Закона. Как просто, но как показало время соблюдать эту важнейшую заповедь человечество не в состоянии.
Один из великих мудрецов нового времени - Генри Торо писал: « Они упорно служат людям, худшим из людей, но не Богу. Вопрос не в том, сэр, заключили ли вы или ваши предки договор с дьяволом…. Вопрос в том, намерены ли вы – несмотря на прошлое отступничество ваше или ваших предков – наконец-то послужить Богу и жить в соответствии с вечной и единственно справедливой Конституцией, которую составил для вас Он, а не Джеферсон или Адамс?»
«В окопах не бывает атеистов», - отметил современный автор. Все так, но как только человек вылезает из окопа, ему начинает казаться, что все беды уже позади, и память о Боге от может оставить там, откуда чудом вылез живым.
Комментариев нет:
Отправить комментарий