Лет сорок
назад попал на одну веселую вечеринку и увидел там девицу небесной красоты.
Глаз невозможно было отвести, но рядом сидел один мерзкий, циничный тип. Он,
гад, и «испортил песню», нашептав мне на
ухо: «Если бы ты знал, что творится в желудке у этой дуры, ты бы так на нее не
пялился».
У циника была своя правда. В желудке у девицы не было
ничего привлекательного, но затем и спрятан этот орган от глаз наших, чтобы не
видеть то, что видеть не положено. Тут
еще и воображение примешивается и мы, невольно, начинаем путать подлинное с
мнимым. Ох, прав был царь Соломон: «Умножая знания, умножаешь скорбь». А когда
умножаешь их, знания эти, на «голом месте» и по всякому случаю, рискуешь и
вовсе остаться наедине с удавкой на шее.
Историю с
желудком красавицы я вспомнил, прочитав отклик умного и информированного
читателя, на мою статью «Тайна Бабьего Яра». Отклик, как это бывает в
Интернете, подписан символом Олух. Так читатель с грустной иронией, надо
думать, назвал сам себя. Привожу вторую половину его заметки. В первой «Олух»
рассказывает о своем достаточно близком знакомстве с поэтом Евгением Евтушенко:
«С евреями у него всегда были весьма непростые отношения.
Мне кажется, что он был латентный антисемит, хотя этого никогда не показывал. И
его «Бабий яр» в то время выглядел, как провокация. Не следует забывать его
тесные отношения с Бобковым (заведовал идеологией на Лубянке). Судя по всему
Женя был официальный «диссидент», но косил под самостоятельного. Он ужасно не
любил и боялся заводить какие-либо разговоры о Г.Б., но иногда у него у самого
проскальзывало кое-что на уровне излишней, специфичной информированности. Он
оправдывал связи с людьми Г.Б. (всегда абстрактными, сам он ни-ни!) тем, что
так у человека есть возможность заступиться за людей, которые так или иначе
попадают под пресс Г.Б.. И что характерно, он действительно помог некоторым
людям. Я думаю, хотя он об этом никогда не признавался, что «Бабий яр» ему
заказали на Лубянке или в ЦК для того, чтобы показать Западу, что в Стране
Советов нет антисемитизма. … Сам Женя никогда не говорил об этом, но я думаю,
что вовсе не стыд двигал Евтушенко, когда он писал и «Бабий Яр» и «Братскую
ГЭС». Скорее всего, он отрабатывал свои ордена, премии и дачу в Переделкино…. Хотя
талант у него не отнять».
Вот такой
разоблачительный отклик, исследующий «желудок» поэта Евтушенко. Он не направлен
в мой адрес, а анонимно, повторю это, опубликован в Интернете, потому и счел возможным частично воспроизвести его здесь.
В молодости,
когда кажется, что почти бессмертен и ты готов на бунт, на революцию, на поиски
новых путей в искусстве вовсе не потому,
что торопишься забраться на пьедестал, а так как надеешься, что ты лично,
своими силами, успеешь еще при жизни исправить этот весьма несовершенный мир.
С годами начинаешь понимать, что мир этот, каким он был
до твоего рождения, таким и останется после твоего ухода. Может быть, и по этой
причине я не большой любитель «рентгенологических» разборок на «культурном
фронте». Возможно, Евгений Александрович Евтушенко и играл в разные игры с
органами, но доносов, насколько мне известно, ни на кого не писал и не травил
инакомыслящих полонием во время заграничных поездок.
Знался с
генералом Филиппом Бобковым (куратором пятого, идеологического отдела КГБ). Ну
и что? Исаак Бабель с самим Ежовым якшался. Кстати, нынешние коммунисты
обвиняют Бобкова чуть ли не в развале Советской империи, и в службе на
олигархов, что, кстати, чистая правда.
И не думаю,
что «Бабий яр» написан по заказу начальства, так как в нем¸ как раз, и
содержится разоблачение государственной юдофобии в СССР. Да и потом не стал бы
большой и честный художник Дмитрий Шостакович писать свою Тринадцатую симфонию-ораторию
на текст «Бабьего яра», если бы у него возникла хоть тень подозрения, что
Евтушенко провокатор. Здесь моего
уважаемого оппонента явно заносит не туда. Гораздо интересней, как мне кажется,
разобраться, почему Евгений
Александрович пошел на игры с тоталитарной властью?
Причин на
такой поступок, как обычно, может быть много, но я бы остановился на самой
существенной. Пушкину Александру хватило гения, чтобы царедворцем не быть, а
вот Жуковскому не хватило. Иосифу Бродскому, к примеру, с лихвой достало
таланта, чтобы жить в своем личном государстве
и по своим персональным законам. Евгению Евтушенко досталось от природы чуть менее. Чем он мог, при своих амбициях и
запросах, держать оборону при натиске власти?
Вот почему
Александра Сергеевича не заподозрить в том, что он служил в ведомстве
Бенкендорфа, несмотря на такие проколы, как верноподданнические стихи
«Клеветникам России». А вот о Василии Андреевиче этого не скажешь. То же и с
таким замечательным поэтом, как Евтушенко. Ну, не смог он заткнуть уши при
песнях сатаны – сил духовных не хватило. Однако, повторю это, доносчиком и
палачом Евгений Александрович не был. Даже сумел помочь кое-кому, в чем и
признался мой критик. В общем, сумел поэт сохранить равновесие на краю пропасти.
Иначе, давно бы съели его с кашей разного рода завистники.
Пройдет
беспощадное, все стирающее время, что
останется от имени поэта Евтушенко?
Думаю, не его игры с властью и не тяга к финансовому благополучию, а десяток
стихов и эти строчки, наполненные страстью и болью: «Над Бабьим Яром памятника
нет. Крутой обрыв – гранитное надгробье…» И это не так уж мало.
Так что будем
осторожны в спорах на «фронте культурном». Вот политика – совсем другое дело.
Здесь не до пасов политкорректности. Живем мы в стране, сражающейся за свое
выживание, за нами стоит будущее наших детей и внуков, потому и на удар каждый
порядочный и разумный человек должен отвечать ударом, делая все возможное,
чтобы не даровать победу врагам внешним и внутренним.
Комментариев нет:
Отправить комментарий