Коллаж из ФБ
ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ
«Может быть, когда будешь есть и
насыщаться, и дома хорошие построишь и будешь жить в них. И крупный и мелкий
скот твой размножится, и серебра и золота будет много у тебя, и всего будет у
тебя в изобилии. То возгордишься ты, и забудешь Бога Всесильного твоего,
который вывел тебя из страны египетской, из дома рабства…. И скажешь ты в
сердце своем: «Сила моя и крепость руки моей добыли мне это богатство». То
помни Бога, Всесильного твоего, ибо это он дал тебе силу приобретать
богатство».
Далее Бог грозит евреям,
погрязшим в гордыне, неизбежной гибелью. О силе множества врагов, о происках
соседей, ни слова. Гордыня – вот в чем видел Бог Израиля начало-начал всех бед.
«Ветхий завет»? Не думаю, что
и потомки наши усвоят и поймут написанное. «Вечный завет» - вот точное
определение. Моя вера в Бога проста по своей основе. Я не верю, что
когда-то жил на земле человек, способный понять и осмыслить с такой силой и
глубиной свою собственную сущность. Я не верю, что когда-нибудь появится гений,
способный величиной своего таланта хотя бы сравняться с мощью текстов Торы.
Повторы, римейки, как теперь
говорят, возможны. На основе шести выше приведенных строчек написаны тома
художественных и философских произведений. Людям, в той же гордыне, казалось,
что это они открыли недостижимые горизонты мысли, а на самом деле все эти Канты
и Гегели, Спинозы и Марксы, Фрейды и Бергсоны, Бальзаки и Львы Толстые – всего
лишь внимательно читали тексты, данные человеку за тысячи лет до их рождения.
Автор Торы невидим. Нет его
портрета, нет имени. Отрицая гордыню, он и сам не желает предстать перед родом
людским в облике учителя, бородатого дяди с указкой в руке. Верно, он грозит
людям карами, как малым, непослушным, капризным детям. На иронии над этими
угрозами построена ни одна атеистическая доктрина. Но и здесь след гордыни.
Человечество так молодо, что не заслужило право на зрелость мысли. Период
младенчества, возможно, кончился, детство тоже осталось в глубине веков, но
подростковый период, с его страстями, иллюзиями, жестокостью и невежеством, еще
далеко не пройден.
У Бога было право
разговаривать с евреями у горы Синай, как с детьми. У Творца и сегодня есть
право говорить с нами на том же языке. Он считал людей своими чадами и так
боялся, что потомки Адама и Евы не смогут повзрослеть, погибнут во младенчестве.
Этого не случилось, но нет никакой гарантии, что подростковый период в истории
человечества завершится благополучно.
Социализм и либерализм –
болезни подростковые. Только прыщавые недоросли могут получать удовольствие от
переделки календарей, от изобретения новых имен-кличек, от мести и ненависти,
от жестокой победы над врагом, от веры, что гармония мира нашего совсем рядом -
стоит только напрячь свои хилые силенки – и вот оно – царство свободы,
равенства и братства.
Социализм оставил людям в
наследство гниль либерализма, построенного на атеизме и аморальности: тихую,
пошлую, мещанскую убежденность «пятиклассника» в том, что он держит Бога за
бороду, только потому, что владеет компьютером и ходит в теплый клозет.
Тут и подростковая чума
фанатизма, основанная на подмене закона Божьего своими глупыми, наивными
законами. За всей этой нынешней «революцией ислама» стоит все та же гордыня
нищих подростков, измученных болезнями роста и комплексом неполноценности.
А что же «народ избранный».
Боюсь, что вновь он избран провидением, чтобы напомнить о предостережениях
Торы. Верно, государство Израиль, - это чудо красоты и силы, построенное за
считанные десятилетия, но здесь-то и ждет евреев ловушка гордыни.
Мало кто читал Тору так
внимательно, как последователи Бешта. Вот одна из хасидских притч: «Ученик
пришел к цадику и спросил его, правда ли, что деньги меняют человека? Мудрец
подвел юношу к окну и спросил, что он видит на улице?
- Вижу толпу людей, – сказал
ученик.
- А теперь посмотри в зеркало, –
предложил мудрец. – Что ты видишь?
- Вижу себя.
- А ведь окно и зеркало состоят из
одного и того же стекла, – сказал цадик. – Стоит добавить немного серебра, и ты
уже видишь только себя».
Наивные читатели Торы вывели из ее текстов завет аскетизма. Ничего подобного там нет, как и в том, что сказал хасид своему ученику. Бог никогда не требовал от людей невозможного. Он слишком хорошо знал тех, кого создал. Творец вовсе не думал, что нищета способна воспитать в человеке добрые начала. Всесильный боялся, что слабая психика потомков Адама вслед за богатством приведет их к безмятежности гордыни, к глупой и опасной убежденности в своем могуществе, в неспособности спасти свое богатство от зависти, ненависти, агрессии соседей. Когда человек «видит только себя» в зеркале он не видит Бога, не только лишен радости от взгляда на величие земной природы и чуда вселенной. Он, чаще всего, не способен заметить и тех, кто способен не только это зеркало разбить, но и стереть его образ.
Вот и я стою перед зеркалом после обильного обеда, стою в своем доме и зеркало мое в богатой раме…. Вот белый и прекрасный город Ашдод на горизонте. Он тоже застыл перед зеркалом. В гордыне спокоен, важен и любуется собой, может быть и потому, что «град» от близкого племени людоедов еще не калечит и не убивает его граждан. (Заметки эти написаны задолго до черной субботы, и даже первых обстрелов из Газы)
Комментариев нет:
Отправить комментарий