Владимир Ханан | История: Конец новейшей или начало сверхновой?
О трех «еврейских проектах» 20 века.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
В статье, напечатанном в журнале «Заметки по еврейской истории» известный физик и прекрасный публицист Эдуард Бормашенко (Я давно обратил внимание на то, что из «технарей» выходят замечательные, яркие публицисты, как правило, отличающиеся от профессиональных гуманитариев логичностью построений и крепкой аргументацией своих мыслей), написал, что ХХ век «оказался веком евреев». В этой интереснейшей статье автор рассказывает про три еврейских проекта, одновременно называя их мифами. Это проект СССР, проект Америка и проект Германия. Проект Израиль также не проходит мимо его внимания. По мнению Бормашенко, все три первых проекта окончились неудачей, а если точнее, то неудачей именно как еврейские проекты.
В своей статье мне хотелось уточнить положения статьи Бормашенко и, в частности, объяснить читателю и, в первую очередь себе, причину этой неудачи. Прежде сего, с главным положением названной статьи – то, что ХХ век оказался веком евреев, нельзя не согласиться, может быть, не очень категорично. В самом деле: всё, что происходило в этом бурном веке, так или иначе сказывалось на евреях, а всё, что делали евреи, обязательно оказывало влияние если не на весь мир, то, по крайней мере, на его определяющую часть.
Начнём с проекта, мифа СССР, который Бормашенко считает мифом еврейским. По его мнению, ко времени возникновения СССР, действующий до Октябрьского перевороты миф «Самодержавие. Православие. Народность» протух вместе с режимом. Новый проект, по Бормашеко, был создан евреями – «еврейской оголтелостью, склонностью к мифологии в сплаве с русской расхлябанностью, иррациональностью и наплевательским отношением к своей и чужой жизни». Справедливо указав, что подсчёт количество евреев в первом советском Совнаркоме и Политбюро является пустым и нечего не разъясняющим делом, Бормашенко приводит вместо него впечатляющий список советско-еврейских талантов, которые, по его мнению, и создали советский проект.
Отрицать влияние евреев (вспомним Совнарком и большевистское Политбюро) конечно, не приходится, так же как – хотя больше на словах, чем на деле – участие еврея-антисемита Маркса, чьи идеи «стухли» в России ещё быстрее Уваровской триады. Евреи, по моему убеждению, играли в этом новом проекте исключительно вспомогательную роль. И если не стоит недооценивать их роль в разрушении старого, то в развитии нового, даже учитывая самого заметного еврея – Троцкого, автора Октябрьского переворота и создателя главной силы большевиков – Красной Армии, их роль в действительности была всё же вспомогательной. Троцкий, скорее, являлся главной рукой, но отнюдь не главной головой нового проекта.
Но и это не тянет на миф, хотя следует отметить, что как прикрытие перед иностранцами советского, временами откровенно фашистского – особенно в сталинское время – режима их значение трудно переоценить. И всё же это была только яркая вывеска проекта, отнюдь не ставшая его основанием. Советский режим скончался как кончаются все режимы, как Римская Империя, как Речь Посполитая «от можа до можа» или как Священная Римская Империя Германской Нации – от внутренних причин. Внешние являются только, как нынче принято говорить, триггерами.
Я уже не раз писал, что постоянно упоминаемая причина падения режимов вследствие их военного поражения имеет обратную зависимость: не поражение в войне приводит к смене режима, а его внутренняя прогнилость, исчерпанность жизненных сил приводит к военному поражению и соответствующим последствиям. СССР рухнул из-за экономического краха, вызванного «социалистическим» способом ведения хозяйства, вялотекущей Холодной войной, бесконечными неуспешными войнами, также разрушавшими его экономику, тихая смерть фальшивой и лицемерной идеологии серьёзной роли не сыграла.
В последние два десятилетия прохудившийся железный занавес, бывший главной защитой СССР, стал пропускать ветра, дующие в одну сторону: с Запада на Восток. Главными помощниками этого ветра также стали, в силу ряда причин: поездки к родственникам за границу, встречи с ними в России, вообще большая подвижность и склонность к новациям, евреи. Ещё в предыдущую эпоху усилиями Утёсова, Эдди Рознера, Лундстрема в Россию был занесён джаз («Сегодня он играет джаз, а завтра Родину предаст»), ну а дальше своё дело сделала рок-культура: «Битлз», «Роллинг стоунз», «Лед Зеппелин», «Бони Эм», Том Джонс, Адамо, Дассен, Челентано, фильмы итальянских «неореалистов» и прочие идеологически вредные влияния. И хотя репатриация в Израиль шла медленно и рывками, всё же упомянем появившиеся задолго до сегодняшнего дня поговорки, вроде «жена-еврейка – не роскошь, а средство передвижения» и «меняю близких родственников на Дальнем Востоке на дальних родственников на Ближнем Востоке».
Единоличный правитель России Сталин не только лично ненавидел евреев, но и не зря подозревал их в – я бы сказал – генетической нелояльности. По той же причине он, как и Гитлер, был противником христианства как космополитической религии. Использовать её он решился только во время войны и только на время. Совсем не случайно антисемитская кампания была названа Сталиным борьбой против «безродных космополитов». В значительной степени это название оправдано. До образования Израиля евреи действительно были гражданами мира, то есть, в сущности, космополитами. Сталин, не раз публично жалевший о своём грузинском происхождении, хотел построить русскую Империю, где многочисленные нацмены должны были быть русифицированы, в каковом вопросе Сталин был более последователен, чем самодержцы, командовавшие Россией до него.
Второй человек в Советской Республике – еврей Троцкий был настоящим интернационалистом. Он выступил против Брестского мира, так как стремился к мировой революции – освобождению всех угнетённых, сохранение власти большевиков в России было для него, конечно, важной задачей, но теоретически всё-таки второстепенной. Евреи мешали Сталину и как сыгравшие свою роль технической обслуги должны были быть изгнаны или уничтожены. Для антисемита Гитлера евреи были ненавистны по той же причине: они, помимо всех непринципиальных «мелочей» (концентрация в руках евреев банковского дела, промышленности и т. п.) являлись для него главным препятствием в деле построения Империи нордической расы. Подобно позднему Сталину, он тоже сначала попытался избавиться от них временными менами, но в конце концов обязательно должен был дойти до «окончательного решения».
Как пишет исследователь антисемитизма английский историк Пол Джонсон, антисемитизм производит впечатление генетического заболевания. Известно, что антисемитизм существует и в тех странах, где практически нет евреев. Бытовой, народный антисемитизм был всегда распространён в большей или меньшей степени во всех христианских странах. Причём его «исповедуют» не только верующие, но и светское население. По одному опросу, в Англии почти семьдесят процентов англичан не являются практикующими христианами, что не мешает им быть практикующими антисемитами.
Появление еврейской общины в Нидерландах, в Польше, в Богемии содействовало экономическому успеху принимающей страны и одновременно собственному процветанию. Что, естественно, вызывало неприязнь местного населения. Похоже, что за две тысячи лет эта неприязнь действительно превратилась в генетическую болезнь. Не помню, кто из российских историков сказал, что идеи закона, права и порядка усвоены европейцами на подсознательном уровне (в отличие от русских, не усвоивших эти идеи вообще). Похоже, что на таком же уровне европейцами усвоен антисемитизм. Эдуард Бормашенко написал, что, несмотря на сегодняшнее отсутствие в России государственного антисемитизма, на народном, «сермяжном» уровне, он сохраняется таким, каким был. О таких, хотя и по другому поводу некогда высказался герой «Собачьего сердца» Шариков: «Я их сердцем чую».
Еврейского проекта «Германия», по-моему, просто не было. Со времени объединения Германии до «воцарения» Гитлера прошло немногим более полувека и, как мне кажется, всё это время немцам не было дела до евреев, а евреям до немцев., хотя антисемитизм существовал, – как стихийный, так и организованный, как во всех нормальных христианских странах. Насколько я знаю, евреи не играли в Германии сколько-нибудь серьёзной политической роли. Не считать же серьёзным немецким политиком Карла Маркса. Евреи на ответственных постах, как, например, Ратенау, были исключением из правил. Карл Либкнехт (нееврей) и Роза Люксембург были деятелями скорей международного, чем немецкого рабочего движения, да и популярны были больше в Российской Империи, чем в Германии.
Америку и об Америке я знаю мало. Когда я учился на истфаке Ленинградского университета, специальность «История СССР», Соединённым Штатам, насколько я помню, вообще не уделялось особого внимания, даже в разделе Новейшая история. Тем более, что вся история Штатов укладывалась в неполные три века. Я не был примерным учеником, но зато хорошо помню тогдашнюю политическую атмосферу. Времена были хрущёвские – поздняя оттепель, но отношение к Америке было разительно не похожим на сегодняшнее. Конечно, это был противник, но в чём-то и конкурент, с которым даже соревновались: «Держись, корова из штата Айова!» Не было ничего даже отдалённо похожего на ту бурю лжи и ненависти, которыми сегодня захлёбывается российская пропаганда. Какое там ядерное оружие: единственное, чем Хрущёв грозил Америке – это показать ей «Кузькину мать».
Америку я узнавал не по учебникам и газетам, а по художественной литературе. Сначала Купер, Майн Рид и Брет Гарт, позже Твен, Уайльд, Лонгфелло и Лондон, ещё позже открывшие мне много нового Готорн и Мелвилл, и, наконец, легендарные Хэм, Фолкнер и Фитцджеральд. Эти книги показали мне, насколько Америка не похожа на уже как бы одомашненную Европу. К своему удивлению, я узнавал, что первые переселенцы плыли за океан, чтобы основать на новом континенте «Новый Израиль». Вполне можно сказать, что основателями американского проекта, или, по Бормашенко, мифа стали пуритане, отринувшие общество официальной, погрязшей в лицемерии и мздоимстве религии и жестокой эксплуатации. По моему мнению, этот проект с незначительными изменениями продержался до середины девятнадцатого века.
Позволю себе длинную, но точную цитату из статьи Э. Бормашенко: «В США евреи занялись любимым мифотворчеством. Я имею в виду Голливуд, как социальное явление, миф, становой хребет американской нации. Опять же бессмысленно подсчитывать процент евреев в американской киноиндустрии, эта расовая бухгалтерия ничтожна в своём значении. Важно, что евреи вложили свой дар к мифотворчеству в «американскую мечту», в голливудский миф. Сэмюэль Голдвин, Уильям Уайлер, Стивен Спилберг, Кирк Дуглас, праведная гийорет Элизабет Тэйлор и несть числа остальным и примкнувшим создали голливудский стиль и голливудский акцент», которые сегодня превратились в то, что во всём мире называют «американским образом жизни».
В отличие от прочих, упоминавшихся нами империй, Голливуд стоит неколебимо, с чисто еврейским чутьём улавливая малейшие веяния любой моды, взрослых пристрастий и молодёжных поветрий. Голливуд производил и производит фильмы патриотические, бунтарские, юдофильские и с антисемитским душком, завоевав себе всю или почти всю киноиндустрию мира. Голливудские фильмы смотрят во всех концах земли, в некоторых из них полностью подмяв местный кинематограф. Российская или индийская «звезда» остаётся российской или индийской, кинозвезда Голливуда сразу становится Звездой мирового значения. С некоторым правом можно сказать, что не Голливуд определяет тренды американской политической жизни – скорее, политика влияет на общественно-политический вектор «фабрики звёзд». Безумная борьба с «белым расизмом», за права нелегальных иммигрантов, идей ЛГБТ и прочего в подобном роде, не проходящие мимо Голливуда, несомненно размывают ещё недавно крепкую национальную идентичность, уводя в прошлое прививку еврейской деловитости и желания разумно организованной жизни к протестантскому кусту с его культом порядочности, деловитости и высокого трудового этоса (слегка перефразированная мысль Э.Бормашенко). Как бы там ни было, сегодняшний вектор американской политической жизни направлен и ещё минимум два года будет направлен влево. Не могу не заметить, что в ту же сторону глядят почти 70 процентов американских евреев. Чем это кончится для Америки – Ты, Господи, веси.
Подобно Соединённым Штатам еврейское государство также было образовано до провозглашения Государства Израиль. И так же, как Америка, оно было образовано пионерами – идеалистами. И те и другие мечтали о свободе. Разница была в том, что пуритане мечтали о свободе для себя, а евреи – для всех. Как сказал будущий первый Президент Израиля Хаим Вейцман: организуем своё государство – займусь освобождением негров. Создание Ишува – новое заселение евреев на принадлежащей Турции территории (следует отметить, что присутствие евреев – религиозных и в небольших количествах – на земле Израиля никогда не прекращалось) было делом сионистов из Российской Империи, исповедовавших в основном социалистические идеи. При соединении этих двух разнородных групп со временем «произошёл невероятный синтез мифов: миф социализма прижился на ветхозаветном древе еврейской религиозности.
Этот синтез казался вполне естественным, ибо Коммунистический Манифест пророс из яростной этики еврейских пророков, на дух не переносивших социального зла… Хаим Вейцман, Давид бен Гурион и Голда Меир, будучи уверены в том, что со временем библейский ствол увянет, а социалистические ветви расцветут, беззаботно-ностальгически приглашали религиозные партии в правительство Израиля. Между тем произошло прямо противоположное, из синтетического мифа вымерз социализм, и расцвела классическая еврейская религиозность» (Э. Бормашенко). На мой взгляд, слухи о «вымерзании» или «протухании» социалистического мифа серьёзно преувеличены, о чём свидетельствуют неумирающая активность левого руководства Израиля (Рабин и Перец, привезшие из Туниса и вооружившие террористов Арафата, Барак, чуть не отдавший тому же Арафату Иудею и Самарию, Шарон, подаривший ХАМАСУ Газу, Аарон Барак, превративший Верховный Суд в коллективного социалистического диктатора), о чём также свидетельствует нынешняя левая интифада, не желающая терять свои наследственные привилегии.
Глядя на это и кося одним глазом на Соединённые Штаты, где происходят сходные процессы, я вспоминаю эпизод из Пятикнижия. В битве израильтян с амалекитянами, когда Моисей держал руки воздетыми, побеждали израильтяне, когда Моисей опускал руки – брали верх амалекитяне. Поднятые руки уставали и, чтобы они не опускались, стоящие рядом с Моисеем подложили ему под локти камни, – и израильтяне победили. Не претендуя даже отдалённо на влияние Моисея, я тоже подкладываю под локти камни, ибо руки всё время пытаются опуститься. И всё-таки мои чуткие ноздри в последнее время начинают улавливать некий ветерок, даже скорее слабое дуновение, которое исходит из маленького центра на Ближнем Востоке, потихоньку заполняя ближайшую атмосферу, но готовое со временем заполнить, как две тысячи лет назад, её всю и… И, чтобы прекратить терзать читателя слишком разросшимся многословием, закончу свою статью анекдотом. Вот он.
В своей комнате сидит старый раввин и читает какую-то религиозную книгу. Внезапно не улица начинается неимоверный гвалт, и к раввину буквально врывается взмыленный человек и кричит: «Ребе, ребе, скорее на улицу – Машиах пришёл!! «Сейчас, – отвечает раввин, только дочитаю страницу…» Через некоторое время к нему врывается другой человек и кричит: «Ребе, что вы сидите? Скорее выходите – Машиах же пришёл!!» «Сейчас выйду, – отвечает раввин, мне осталось дочитать один абзац» Ещё через некоторое время в комнату заходит Машиах, строго смотрит на раввина и говорит: «Ну, долго ещё тебя ждать?!» На что раввин, подняв голову от книги и повернувшись к вошедшему, произносит: «Кто бы говорил…»
Комментариев нет:
Отправить комментарий