— Здравствуйте! Это Вас беспокоит НТВ!
— Это которое в Форт Ли?
— Нет! — обиженно, — Это Москва! Тут
вот мы бы хотели передачу сделать про ваш фильм «Бля!»
— ?!
— Да-да! Очень! Как вы на это
смотрите?
— Да, хорошо смотрю. Только вот вы,
вообще, простите, в теме? Или? И фильм смотрели?
— Конечно! Несколько раз! Всей
редакцией! С удовольствием! И в программе он у нас стоял на показе по всем
часовым поясам. Это будет классная передача! Вы согласны? Мы пришлём заранее
вопросник и съёмочную группу! – сообщил мне задорный юношеский голос.
В вопроснике было:
Была ли известна реакция Горбачева
на ваш фильм?
Чья идея назвать
фильм "Бля", ведь если убрать реплики Самойлова "Бля" можно
обойтись без мата.
Почему именно
"Бля"? А не другое нецензурное междометие?
Когда снимали фильм,
стояла еще совсем советская власть, как снимался фильм, как его
озвучивали, какая реакция со стороны органов власти, партийных и
госбезопасности.
То есть вопросы были нормальные. С
пониманием.
Приехала съёмочная группа. Снимали
меня с женой Ириной (она актриса из фильма «Бля!» - доблестный старший
лейтенант КГБ) на фоне Гудзона и Манхеттена. Задавали вопросы из вопросника. По
порядку. Остались друг другом довольны.
А через месяц перезвонил автор
(обязательный попался мальчик!) и уныло произнёс.
— Вы уж извините… Главный
редактор ругался. Сказал, что это для
нашего телеканала «неформат».
А ведь ещё далеко было до Болотной,
до закона о запрещении мата и всякого остальной херни.
«Неформат»
Один имеющий несомненное отношение к
искусству человек сказал про наш фильм «Ну, это абсурд!» Я не огорчился, а
наоборот, обрадовался. Потому как менее всего я отнес это замечание к
профессиональной стороне дела, к ремеслу делания фильма. Просто раз понято – АБСУРД – значит, кино
удалось.
Так вот. Однажды в городе Киеве
случилась история никакому разглашению ни в коем случае не подлежавшая. И если
бы два моих приятеля, которые участвовали в ней в качестве режиссеров массовых
зрелищ, не выдержали испытания молчанием, то так бы всё и ушло в песок. Но...
1980 год. Олимпиада в Москве. И тут СССР
входит в Афганистан. Понятное дело, что случается бойкот. Никаких приличных
гостей. Так, с бору по сосенке. Если
политически корректно – одни страны третьего мира. И в разных городах
соревнования по разным видам спорта. На Киев выпал футбол. Десяток мелких
футбольных команд - Мали, Индия, Северная Корея и т.д.
Вокзал в Киеве. Ждут «Поезд Дружбы».
«Гэбни» немеряно. Девки с хлебами. Снайперы на крышах. И тут, на тебе. Вместо
десяти караваев с хлебом и солью
ОДИНАДЦАТЬ!
Тревога! В ружьё! «Поезд Дружбы» останавливают
на каком-то полустанке. Все хлеба в
подвале вокзала (между прочим, в туалете для депутатов Верховного Совета) колет шилом какой-то смертник. А в поезде, как
положено при входе в санитарную зону (приближение к городу), закрыты все
туалеты.
Слава Б-гу, оказалось, что это на
хлебозаводе изготовили запасной на всякий случай. И после трёх часов стояния поезд
(с закрытыми туалетами) прибывает на первый путь.
Встреча делегаций. С положенными «Ура!» и «Да здравствует!»! Всех
в автобусы и на стадион (бывший имени Хрущёва). Там должно состояться
«Торжественное открытие» Олимпиадочки. Так сказать, «Первый удар по мячу».
И тут как гром с неба – на стадионе тоже ОДИНАДЦАТЬ
хлебов. Но тот хлебозавод, что делал их для стадиона, клянётся мамой, что
хлебов изготовлено было десять.
И дальше… Автобусы с гостями под
жарким солнцем маринуются на подъезде к стадиону. В туалеты гостей не
выпускают. А вдруг рванёт там. А в это время ещё один смертник колет хлеба в
машине под западной трибуной стадиона…
То есть в трейлере фильма у нас так
и сформулировано: «Уцелевшие частники
этих событий, вспоминая, как-то одинаково покачивают головами и произносят
только «Бля!»
Услышав эту историю, я как охотничья
собака сделал стойку. События в стиле любимых мною английских комедий абсурда.
Но при этом абсурд, не высосанный сценаристами из пальца, а реальный. Нашей советской
жизни. С ГБ и ВД (аббревиатуры двух вечно конкурирующих фирм - МВД и КГБ).
Долго я с историей этой носился. Лет
семь. Все шарахались: «Что ты! Да такое никогда не дадут снять!». А тут вот
запахло перестройкой. И я понял, что эту историю просто надо успеть рассказать. Потому что всё изменится и
вскорости никто не поймёт всего этого бредового супа, в котором мы варились.
Соблазняю друга Сеньку Винокура,
учившегося тогда на Высших сценарных курсах.
Помню,
рассказываю ему историю и смеёмся… Случилось это в пельменной у метро
«Краснопресненская», напротив кинотеатра «Баррикады». Ох, какие были времена!
Как я любил эти пельменные!
А потом мы присели у меня дома и под
селёдку с водочкой в три дня написали сценарий. Но, во первых мы перенесли всё в провинциальный
город, который был лет тридцать закрытый
от иностранцев в связи с его стратегическими заводами. Мне это было знакомо до
ужаса. Я родился и вырос в таком душном городе. Днепропетровск. И, во-вторых
(честное слово по наитию!) мы добавили неопределенности. То есть неясно чьи это
игры с «Тревогой», с возможностью взрывов. То ли неформалы, то ли националисты, то ли
сама власть, то бишь КГБ, проводит учения - провокации…
Самое
смешное, что когда фильм вышел, кинокритики особенно сильно придирались именно
к сюжету. Мол, придуманный абсурдный ход. А ведь мы никакой отсебятины. Как
принято сейчас выражаться «Чисто конкретно реальная история».
Да
и неясность - кто со взрывчаткой балуется – странно как-то аукнулась… Смотри истории про взрывы жилых домов — серия террористических
актов
в российских городах (Буйнакске, Москве и Волгодонске) 4—16
сентября 1999 года. И, конечно, надо вспомнить про найденную взрывчатку в Рязани.
Да, более того, сочиняя для сценария
название взрывчатке, мы, совершенно тёмные по этой части, ничтоже сумняшеся, обозвали её «СИ два». И надо же, оказалось,
именно так и называется разновидность пластичных взрывчатых веществ военного
назначения, в составе которого 90% гексогена.
Только сейчас уже все пользуют «СИ
четыре».
Случившийся сценарий, я прочитал
Семену Лунгину, известному кинодраматургу,
кстати, ещё и мужу славной Лилианы Лунгиной и папе, тогда ещё начинающего
режиссёра Паши Лунгина.
Семен Львович сгибался пополам,
сползал на кровать (он в это время лежал в больнице) и плакал от смеха, периодически прося меня,
приостановиться, чтобы перевести дыхание... Это был хороший признак, нас
благословили на дело...
Потом со сценарием я мотаюсь по
студиям. «Мосфильм», «Ленфильм», студия им. Горького, да ещё и кооперативные
студии, которые тогда расцвели пышным цветом. Потому что по наивности все они
думали, что на кино можно отмыть «бабки» и заработать официальные миллионы.
Вот и я к ним и бросался «дайте
копеечку!». Да что там, я и к юному тогда
Ходорковскому сунулся. Причём не с улицы пришёл, а по серьёзной
рекомендации. Сидел он ещё в полуподвале возле метро «Маяковская». Но КПСС уже вовсю
сбрасывала ему свои активы - заводы и
фабрики.
— Вчера приходил Сергей Соловьёв.
Просил на «Чёрную розу – эмблему печали». — развёл руками Михаил. — Два фильма я не
потяну.
Но как сообщили мне особы к нему
приближённые, знавшие, сколько и чего он может потянуть, что это он, как бывший инструктор райкома
комсомола, просто шарахнулся: «Это же чистая антисоветчина!».
Дольше всех водила меня за нос
Художественный руководитель объединения на студии им. Горького Инна Туманян со
своим главредом Милой Голубкиной.
А я же тороплюсь. Как же так - время
уйдет, и этот бредовый суп нашей жизни забудется.
Наконец, хитрое объединение «Рапид»
при главном инженере студии им. Горького Володе Коваленко… Деньги дают, а
дальше всё сам. Выплывай! И ведь деньги были смешные. По нынешним временам на
два съёмочных дня и хватило бы. Так ведь ещё и давали мелкими порциями и
нерегулярно. Всё время приходилось приостанавливать работу и ходить, выпрашивать.
Ну, просто, как на паперти нищий.
Но всё равно это был подарок Судьбы.
Такой карт-бланш! Сам себе продюсер, сам режиссёр.
И никакого худсовета!
Вытащил я из Одессы любимого своего
оператора - Игоря Чепусова. В директоры взял своего ученика ещё по
кинолюбительской студии в Днепропетровске Толю Гороховского. Он, живущий размеренной жизнью с ежегодными выездами –
весной на Домбай, осенью в Дагомыс –
загорелый, откатавшийся на лыжах, был мною пойман и совращён.
— А давай, Толя – сказал я ему –
тряхнёшь стариной. Только там, в студии «Юность», ты организовал съёмку на Эльбрусе, а тут
массовки по три тысячи человек, поезда Дружбы, хлеб с солью…
— Можно прочитать сценарий? — важно спросил Гороховский, ныне, кстати,
раввин в Иерусалиме.
Прочитал. И согласился. Помню,
однажды, во время особенно тяжких съёмок, я посетовал, что вот он, Толя, устаёт
очень.
— Дорогой мой, — сказал мне Толя
— за то, чтобы с крыши родного
днепропетровского вокзала летел милиционер с красным флагом, я жизнь готов
отдать.
Это трудно объяснить нынешним
молодым и задорным, но тем, кто прожил жизнь в душном Днепропетровске, в душном
СССР с его красными флагами и милиционерами…
Я
думаю, для всех нас фильм стал поступком.
Плёнку мы покупали из-под полы в подворотнях Москвы и
у ассистентов операторов на студии «Мосфильм». Как-никак, а нужен был «Кодак». Причём первая коробка была куплена за пятьдесят рублей.
А спустя полгода, последнюю, мы покупали уже за 5000. Бешеная
девальвация. Пустые полки в магазинах. Только банки с берёзовым соком.
Уговариваем актёров. Те читают
сценарий, качают головами, но соглашаются. Это же, какое счастье даже просто
перечислить их: Любовь Полищук, Владимир Самойлов, Борислав Брондуков, Сергей
Газаров, Сергей Линьков, Максим Беляков, Валерий Афанасьев, Юрий Потёмкин,
Ирина Кириченко.
А уж, какое было счастье снимать их.
— Любовь Григорьевна я хочу вам предложить роль которую вы ещё не играли…
— Да ладно,
- сказала Люба, - чего же я еще не играла?
— Секретаря горкома партии. Имя
отчество оставим Ваше…
Ну, а потом мы с ней с удовольствием
лепили образ. Образцом послужила тогдашний Председатель Верховного Совета
Украины. Вот мы и придумали этот
украинский акцентик. Такое фрикативное «гэ». Ведь Любовь, хоть и Полищук, но
родилась в Омске и предки донские казаки. Высокая прическа, строгий синий
костюм номенклатуры и строгий взгляд. Пошили лифчик восьмого размера.
— А ведь идёт мне этот размерчик! — смеялась
Любовь Григорьевна.
Кстати, забегая вперёд… Премьерный
показ фильма для Первого съезда народных
депутатов. Встаёт на обсуждении после просмотра такая красивая высокая дама — функционер. И по партийному пафосно и
укоризненно:
— И вы считаете, что выполнили свой
моральный долг?
— А то! – говорю я.
— Вот эта, порочащая нашу
действительность, наших руководителей,
картина… — Тут у неё дрожь в голосе: — Вы считаете, это то, что можно
показывать нашим гражданам?!
Я специально сейчас заглянул в свой
дневник того времени, а там Ф.И.О. той
статной дамы. Не поверите! Валентина Матвиенко. Видать, тогда себя признала в героине Любови
Полищук. Задело её, бедную, за живое…
А как купался в роли Владимир
Яковлевич Самойлов, который тогда был самый главный в советском кино секретарь
парткома (фильм «Премия») и всяческий начальник. Он сыпал «бля!» и там, где в тексте было
и там где не было.
— Впервые чувствую себя свободным, –
говорил он, – Это же, как здорово. «Съёмка!», «Мотор!», а я в камеру произношу
«Бля!»
Чудный человек был Владимир
Яковлевич. Всё приговаривал
— А режиссёр меня не любит. Не
любит…
— Это же почему же! Люблю!
— Нет! Вы мне делаете мало
замечаний.
— Ну, что вы, Владимир Яковлевич,
всё прекрасно. Единственное…. говорите
вы немного медленнее, чем… Скороговорочки бы.
— Вы мне мха-а-а-то-в-цу – отвечал
он раскатисто, играя на низах, – предлагаете нарушить традиции.
И что интересно. Снимаем его монолог
«Менеджеров, бля, в стране нет. Вот и приходится самим…». Самойлов играет с полной отдачей. Кричу «снято!» Владимир Яковлевич доволен. Подходит и шепчет
мне на ухо:
—
В правильном месте «Бля!» стоит. Но всё равно, и этот эпизод,
Михайлыч, вырежут. Точно. Вообще из чего кино складывать будете? Хотя, боюсь,
что до этого дело и не дойдёт. Остановят
вас.
А я ему цитатой:
— «Всё, что не запрещено законом, разрешено».
Было
такое в то время заклинание, пущенное в оборот Горбачёвым (см. Горбачев М. С. «Перестройка и новое мышление» стр. 108)
Но, честно, были и у нас сомнения. Сергей
Газаров, так страстно произносил про сраную страну в своём «Монологе диссидента»,
что мы были уверены, что вот-вот нас всех просто на съёмочной площадке «повяжут».
Славное было время…
Владимир Самойлов, - он ходил все время с авоськой, покупал гречку в
студийном буфете, Люба Полищук рассказывала анекдоты, любила семечки и просила
делать ей начес “до небес”. Борислав Брондуков уже был после инсульта и
всё никак не мог проговорить слово “тринитротолуол”...
Были у нас в группе и звонкие
композиторы - Сергей Беринский и Григорий Ауэрбах. Это они раскопали, что
музыку «Марша демократической молодёжи» композитор Новиков стибрил у самого
Вивальди. А как ехидно они подкалывали меня и Сеню идиотским вопросом: « Если
фильм называется "Бля», то склоняется ли это название? Можно ли, скажем:
"Блёй», во "Бле», у "Бли»?
Вообще, наличию этой частицы в русском языке должны
завидовать все народы. Потому что по ёмкости она заменит десятки страниц
комментариев.
По аналогии с английской грамматикой это как бы
определённый артикль сродни англ «the».
Table - просто стол. The table – совершенно конкретный стол. Вот и «бля». Только ставится не до, а после слова. И сразу
конкретизирует понятие. Вот, к примеру «Зять».И
«Зять, бля!»
«Гости, бля!», «Страна, бля!», и наконец: «Жизнь,
бля».
Мы снимали, руководствуясь
высказыванием самого Карла Маркса «Человечество ДОЛЖНО расставаться со своим
прошлым, смеясь». И старались, сделать
всё, чтобы зритель смеялся и прощался. Смеялся и прощался…
Кремовые
унитазы туалета для депутатов и угнанная с порохового завода цистерна
тринитротолуола, комната для утех начальника
вокзала, задрапированная портретом основоположника марксизма, и возможно
динамит, запеченный в хлеб-соль. Милиционеры,
изображающие «ожидающих на вокзале» («второй и четвёртый взвод»).
3астенчивый
куратор госбезопасности и хозяин-барин города в полковничье – милицейских
погонах, но с добрым сердцем. Прожорливые снайперы, падающие с красным флагом с
крыш, и мафиози местного разлива. Красавец афроамериканец, который вот-вот
описается… И ещё множество изюминок нашей жизни в советском Зазеркалье. Где быль, где небыль, где провокация
органов, где дурь…
Кстати,
про восклицание «Бля!», которое то и дело звучит в фильме. Был отряжён
ассистент режиссёра в Питер в институт Истории, философии и лингвистики (ЛИФЛИ). Он и привёз нам индульгенцию, что слово-то это исконно славянское,
употребляется во всех славянских языках и сегодня в смысле: заблуждение, двоемыслие, смута,
прелюбодеяние и т. д. И более того: «…бранным словом не является.
Неприличных номинаций не содержит. В России запрещено в 1730 году в период
правления Анны Иоанновны за упоминание в связи с августейшими особами».
Начали мы
с натуры. Перрон. Встреча, Снимать решили в Днепропетровске. Город моего
детства и юности. Там красивый вокзал. Помню, что побаивались. В Москве уже дул какой-то ветерок свободы. А тут
глубинка, да ещё закрытый город. Главный ракетный завод и много чего ещё.
Никаких иностранцев с 1956 года. Областное управление КГБ. Матёрые волки.
Иностранных студентов для «Поезда Дружбы» мы завозили из соседнего Запорожья с условием,
чтобы
в шесть вечера ни одного из них в городе не оставалось.
Так
что была некоторая конспирация. Мы даже сценарий фильма туда не привезли. Только
те листы режиссёрского сценария где про про перрон вокзала и привокзальную
площадь. И строгий инструктаж группе:
—
Название комедии «Встреча». Про любовь молодого милиционера и девушки.
Так
в местной прессе всё и звучало – «про любовь». И в обкоме партии при встрече с
хозяевами города и области я на голубом глазу, не моргая, говорил про любовь двух
юных сердец.
А
на съёмках на вокзале две с половиной тысячи
человек. И большинство ветераны партии и труда. Привычные «стукнуть», проявить
бдительность… Да и несколько человечков среди молодых я приметил. С
прозрачными глазками. Поэтому, например, фразу «козлы, он уже два часа сцать
хочет!» актриса, игравшая старшего
лейтенанта КГБ, не говорила. Так, губами проартикулировала на камеру, чтобы
потом при тонировке произнести. А иначе… Проорать в двухтысячную массовку, а
значит городской власти в лицо «Козлы!» и «Сцать!»
А в Москве было поспокойнее – съёмки
в интерьерах - до нас дела не было. Никто и подумать не мог, что мы лепим такое.
Опять же, история любви в провинциальном городке. Интерьер вокзала снимался в
промёрзшем здании московского ипподрома. Туалет депутатов Верховного Совета мы
построили на ВДНХ в Павильоне электроники. Там был мраморный пол!
Кстати, к вопросу номер три в «энтэвэшном»
вопроснике: Была ли известна реакция
Горбачева?
Действительно, весной 1990 года была
встреча Горбачёва с деятелями искусства. Так там мэтр известный режиссёр Станислав
Ростоцкий (всё же на одной студии работали) прямым текстом громко настучал на
нас. Вот, мол, фильм выходит. Пасквиль!
А у нас как раз перезапись звука. Ну, думаю, «приехали».
Нет, как – то пронесло. Видно, все по прежнему
были тогда уверены, что «важнейшее из всех искусств» под строгим присмотром. И что муха не пролетит без…
Я не представляю, как объяснить
нынешним «звонким, молодым и задорным», что это была за инквизиторская система
контроля в советском искусстве. И особенно в кино, по причине его массовости и
доступности для народа. И сколько крови и нервов, инфарктов, инсультов,
преждевременных смертей кинематографистов стоит за теми по настоящему
прекрасными фильмами советского кино. Все эти как бы «художественные советы» на
стадии уже синопсиса, а затем, отдельно, литературного сценария. Потом режиссёрского. И обязательный просмотр
первого материала. И, далее, на каждом участке производства фильма... Причём по ранжиру. Сначала Худсовет нижнего звена. Объединения.
Над ним Художественный Совет студии. Потом
такой же совет министерства кинематографии в каждой республике. И лишь
потом Госкино СССР. И над всем этим недрёманное око идеологического отдела ЦК
КПСС.
Чётко работала система шпицрутенов –
обязательное на каждом этапе Заключение Совета с указаниями «усилить, уточнить»
и большим списком детальных поправок. Причём цель была вовсе не соблюдение
художественного вкуса и эстетики. Задачей целой армии редакторов была бдеть.
Чтобы, не дай Б-г не пропустить ничего такого, что может вызвать
неконтролируемые аллюзии, заставить зрителя задуматься. Да, вон прекрасному
режиссёру Элему Климову так прямо и сформулировал однажды главный редактор
Госкино: «Мы цепные псы социализма!». Эх,
не было у них тогда в обиходе такого удачного иносказания «неформат». Говорили
прямо, без обиняков: «антисоветский» или
если мягче: «идёт вразрез с политикой партии и правительства».
Так что наши прекрасные актёры,
имеющие большой опыт в кино и на театре, хоть и работали на съёмках фильма «Бля!» с задором, но при этом жила в них
уверенность, что не проскочить.
Помню,
тонировки фильма (озвучивание актёрами
своих диалогов) в звукоцехе студии имени Горького шли у нас ночью. Не потому
что втайне, а потому что днём плановая продукция студии работалась. Так вот Любовь
Полищук на все смены озвучивания привозила мужа Сергея
Цигеля. Я ей говорю:
— Люба, чего волноваться. Привезём,
отвезём. Пусть мужик спит.
— Да, ладно, — отмахивалась она, — Ты
что думаешь, фильм выпустят. Не надейся. А так всё - таки хоть по кусочкам, но
посмотрит.
Удивительно,
но никто нас не останавливал. Видно, ошалевшее начальство всерьёз принимало
лозунг «Всё, что не запрещено законом,
разрешено». Смешные!
Так мы и дошли до сакрального для советского
кинематографиста момента - представление фильма в Госкино СССР.
Зал
набит чиновниками. Полтора часа на экране кинокомедия. В зале тишина гробовая. А
как только зажёгся свет, все, также молча и быстро, вышли.
Они,
специалисты по подтексту, любой фильм, вплоть до мультиков и рекламных роликов
про зубную пасту рассматривали как возможную диверсию, как подрыв устоев. Вон,
какие невинные реплики резали у Рязанова, у Гайдая. Всё искали недомолвки. А
тут на тебе - всё прямым текстом. В лоб.
Ко мне тогда подошёл
начальник Первого отдела Госкино и буквально прошипел:
—
Эти стены должны рухнуть. Такого они ещё не видали. На
полгода бы раньше начали бы вы снимать, мы бы не дали, а начните сейчас, уже не дадим. Это вы в щель проскочили! — Думаю, что про
себя он добавил «Бля!»
И, действительно, в стране в этот
момент начинался откат. Вильнюсские события. Резня сапёрными лопатками в
Тбилиси… Звонит Владимир Молчанов. Передача «До и после полуночи»:
— Ребята. Дайте фильм. Это у меня
последняя передача. Закрывают.
Так в той последней передаче и было:
Вильнюсские события» и фильм «Бля!».
Потом,
Слава Б-гу, всё же распогодилось, и «перестройка» покатилась дальше. Но с Госкино у нас противостояние не кончилось. Тем
более, что их редакторское заключению со списком поправок мы просто - напросто
похерили. И никаких оргвыводов не последовало. Странно, ведь и посерьёзнее
бойцов проглатывали, не поморщившись.
Оказалось,
что запретить фильм тогда уже не было в их силах. Что делать? В их руках
остался только один рычаг влияния. Дело в том, что именно они выдавали так
называемое «Прокатное удостоверение». И если премьерные показы в Москве, Питере,
Киеве можно без него (кстати, там везде шло с названием «Бля!») то уж по стране «зась».
А кинопрокатчики просят фильм.
— Нет! Скажи спасибо, что вообще
разрешаем. Никаких «Бля»! — сижу я в кабинете у первого заместителя министра
Госкино. Торгуемся по поводу названия.
—
Хорошо, — говорю, — Давайте, вот нейтральное «Санитарная зона».
Он
звонит кому-то. Получает указание. И пальчиком мне делает «ну-ну»:
—
Ну, кого это ты хочешь, Гальперин, провести. Ведь всем будет понятно, что это
страна санитарная зона. Нет!
Тут
я пользую домашнюю заготовку. Понимали мы, что если у фильма будет труднопроизносимое
название, то народ, конечно, запомнит первородное - короткое и простое «Бля!»:
—
А давайте тогда «Сэнит зон», — говорю я, —
Так кричит в фильме, ругаясь, иностранный гость.
И
представьте себе, Госкино это название утвердило.
(Государственное прокатное разрешительное
удостоверение № 118990 от 16 августа 1990 года). Хотя ведь на ломанном
английском, испанском, французском, суахили и т.д. и даже на коверканном
русском это значит одно и то же - «Санитарная зона».
Удивительный человек и известный
драматург Александр Володин тогда написал в «Литературной газете» про
фильм: "Да, это же оглушительно смешное кино не про вокзал. Про страну!».
Но, даже и с прокатным
удостоверением было непросто. В Грозном начальник гарнизона арестовал фильм и
актёра Юрия Потёмкина. Выслали. В Риге
горком партии…
В
Новосибирске обком. Украина, Белоруссия и Узбекистан и вовсе приказами по своим республиканским министерствам культуры
запретили показы.
Вообще, оглядываясь назад, я
поражаюсь нашей неимоверной наглости. Подумать только! Не просто допустить в
мысли, а претворить в реальность... Мало того, что снять этот фильм, так ещё дать
ему совершенно нецензурное и немыслимое в то время (да, кстати, и сейчас в
России после нового указа) название…
Это было как бы одновременно для нас и избавление от липкого страха
советского гражданина и акт забивания гвоздя в крышку гроба советской
цензуры. И то, что фильм теперь
официально во всём интернете и во всех энциклопедиях гуляет под тремя
названиями – это то самое – реализованное
- наше безумное желание.
Ведь картина
- веселая, легкая - в производственном смысле была очень тяжелой.
Настолько неподъёмной… Просто руки опускались. И если бы не идея фикс: Новый Арбат. Проезд к Кремлю. Слева
наискосок от библиотеки имени Ленина Приёмная Верховного Совета СССР. А справа
кинотеатр «Художественный». И на
огромном рекламном щите «Бля!»
Так и случилось! Именно там, в
«Художественном» была премьера. Три дня подряд полные залы! С выходом актёров
на сцену. И на огромном щите сверкало «Бля!». И было много других премьер.
Например, в том же главном Доме кино. Битком все три зала. Конная милиция у
входа. Уж очень много было желающих.
А на следующий день кинорежиссёр
Станислав Говорухин, ныне политик, писатель, заслуженный непримиримый борец за мораль и нравственность, Председатель комитета
Госдумы России по культуре, разразился, кажется, в газетке «Аргументы
и факты» гневной тирадой. Это что же, мол, за безобразие, товарищи, творилось в Центральном Доме кино, в этом храме искусств?!
Представляете, проводился аукцион унитазов, толпы людей скупали пирожные, торты, шарики и даже презервативы с
наклейками «Бля». И все гордо носили на груди значки с этим же словом. Да, вот
уж воистину самые непримиримые бойцы за нравственность получаются из блядей,
бля.
А в августе поехали мы с фильмом в
Одессу на Всесоюзный фестиваль кинокомедии «Золотой Дюк» и удостоились там Приза
зрительских симпатий и приза Прессы.
При
этом с государством у фильма ещё долго продолжалось противостояние. Уже в
прокате шёл и все телеканалы показывали, но так чтобы Первый канал… Ни-ни.
И только спустя десять лет. Я в
Израиле с Сеней Винокуром в 2001 году снимаю очередное наше кино. И читаю в программе в местной
русской газетке: «Первый канал. Фильм «Сэнит Зон». И ещё в prime time. Ну,
думаю, коровы в лесу сдохли.
Присели мы с Сенькой ввечеру у
телевизора… Пошли начальные титры и мы выпили по первой. И так до конца показа.
За всех, кто тогда с нами делал кино. За всю нашу съёмочную группу: Танечку
Суренкову, Лиду Коняхину, Веру Артёмову, Галю Угольникову, Ирину Борисовну
Добровольскую и звукорежиссёра Женечку
Терехова.
И так где-то до 2010 года крутил
Первый наше кино довольно часто. А потом спохватились. И теперь на других
каналах и в других республиках фильм идёт, а Главный российский опять проявляет
бдительность…
Я
никогда не страдал манией величия и произведением киноискусства свой фильм не
считал. Это было просто важное, актуальное на тот момент, сказанное мною слово.
И я прекрасно понимал, что фильм канет в лету. Ну, дай Б-г, годика три будет на
памяти. А вот, на тебе - фильм уже почти четверть века по-прежнему не просто на
слуху, а в активе. Его смотрят зрители, на него
ссылаются, его используют в качестве аргументов
публицисты. Да и фразы из фильма гуляют в народе.
С
одной стороны, как творец, я, конечно, радуюсь.
Но с другой - чувство ужаса от понимания
того, что фильм, до сих пор актуален. Значит, бредовый суп по-прежнему варится.
Я снимал тогда и очень торопился.
Думал, опаздываю - уходит время, нравы, персонажи… Ни хера не ушло. Россия в
Кольце Мёбиуса. Или проще - заигранная пластинка и игла соскакивает опять на то
же.
О! Чтобы не забыть. В конце того
самого «энтэвэшного» вопросника был такой пункт: Почему он уехал из России,
ведь уже СССР не было?
И вот я сегодня думаю - неужели они
там, вот эти «звонкие, молодые и задорные»… Неужели они думают, что живут не в
СССР? Причём образца 1936 года. Почему 1936? Потому, что 37-й ещё впереди.
Приложение.
Буклет
написан известным кинокритиком Петром Смирновым для премьеры фильма осенью 1990
года. Ведь кошмар, до чего актуально сегодня:
Монолог истинного
патриота
(при чтении вместо многоточий подставлять название фильма)
Ну, и страна, …!
Что хотят - то и снимают, …!
Ефим Гальперин, например, фильм «…!»
Названьице еще то, …!
Подстать указу Президента, …!
О создании антипорнографического комитета, ....!
Под руководством министра
остатков
культуры, ...!
Но вернемся к фильму, ...!
Над чем он там смеется, ...!
Над КГБ, МВД, МПС и немножко
КПСС, ...!
Не нравится ему, ...!
Что любят у нас торжественно
встречать иностранных гостей, ...!
Хлебом и солью, ...!
А это обычай такой, ...!
Старинный, советско-партийный,
...!
А уж проверить хлебы на предмет
не тикает ли в них бомба, ...!
Это святое, ...!
Это не трожь, ...!
И хлопца этого, милицейского
лейтенантика, не замай, ....
Он там в сортире жизнью своей
рискует, ...!
Чтобы доложить, как положено,
...!
Проверено - мин нет, ...!
Да, на таких, как он, земля
наша держится, ...!
Они завсегда хоть под танк,
хоть в Афган, хоть на перестройку, ....!
Не то, что тот, второй. ...!
Который из этих, ...!
Из умных, которые на чемоданах, ...!
В полной боевой готовности к отъезду на свою историческую
родину, ...!
Нет, правы все же кореша из "Памяти", ...! Не
дремлют масоны, ох, не дремлют, ...! Но вернемся к фильму, ...!
Грудь-то секретаря Горкома ему чем не понравилась, ...!
Да любая Монро от зависти бы сдохла, ...! Типично нашенская
грудь, ...!
Как и ее хозяйка, ...!
Которая, сразу по груди видно, из простых наших баб, ...!
А чего вот достигла, ...!
Совсем, как в песне, ...!
В царство свободы дорогу грудью проложим себе, ...!
И проложила, ...!
Об этом еще наш Ильич мечтал, ...!
Что каждая кухарка будет управлять государством, ...!
И ведь управляют, ...!
И не только кухарки, ...!
И дальше бы управляли, ...!
Если бы не эта перестройка, ...! Демократизация, ...!
Гласность, ...!
И этот, как его, плюрализм, ...!
А колбасы нет, ...!
И еще эти, ...!
Которые на чемоданах, ...!
Но мы,...!
С этим полковником из органов, ...! Хороший мужик, ...!
Простой, крепкий. наш. сразу видно, ...! Что ни слово, то
...!
Вот с ним-то. ...!
Мы всем хвосты прижмём, ...!
Кому? ...!
А кто родину не любит, …!
Кто такое кино снимает, …!
Потому, что в нем только одно
название и правдивое, …!
Вот это наше народное, исконное – «…!»
Мы с этим словом всё и всех победим, …!
И коммунизм ещё во всём мире построим!
Бля буду!
Ефим ГАЛЬПЕРИН
Комментариев нет:
Отправить комментарий