25.05 08:51 MIGnews.com
Цель образования в Израиле формулируется так: дать детям знания, необходимые для жизни и деятельности в современном обществе, и приобщить их к историческому и религиозному наследию еврейского народа. Для выполнения второго пункта во всех школах страны, в том числе, светских, в обязательном порядке преподаются основы иудаизма. Мол, люди могут как угодно относиться к вере, но должны о ней знать.
В реальности же изучение ТАНАХа в светских школах – сплошная профанация. Их выпускники в своем знании иудаизма недалеко уходят от уровня детского сада, где их учили отмечать еврейские праздниках. Но при этом получается, что у нас нет светского образования, а есть разные уровни религиозного – от глубокого до поверхностного. С этим можно было бы смириться, если бы школа выполняла свою первую функцию – готовила детей к жизни. Только этого, увы, не происходит.
Израильская школа не только плохо учит, она еще и плохо воспитывает, что неудивительно – у нее нет такой задачи. В религиозных школах воспитание означает приучение к соблюдению норм и заповедей иудаизма. В светских нет даже этого. Кто-то когда-нибудь слышал от учителя или директора, что их цель – вырастить честного, трудолюбивого человека, уважающего себя и других? Об этом даже речи не идет. Воспитательная функция израильской школы сводится к тому, чтобы дети а) не мешали на уроках, б) соблюдали школьные правила, в том числе дресс-код.
Стоит ли удивляться тому, что произошло в Петах-Тикве? Учительница даже не задумалась, как подействует на ребенка приказ переодеться посреди занятий. Она увидела только нарушение порядка – платье вместо школьной футболки, и больше ее ничего не интересовало. Мало того, учительница нашла время позвонить маме девочки по поводу той же футболки. Вспомните, родители, – вам когда-нибудь звонили из школы с сообщением, что ваш ребенок грустит или с ним никто не играет? Нет, конечно, это же пустяки по сравнению с дресс-кодом!
То, что министерство просвещения встало на сторону учительницы, тоже совсем не удивительно. Детей у нас много, а учителей не хватает, и их надо беречь. Девочку перевели в другую школу, с ней поработает психолог, вот конфликт и исчерпан.
Вероятно, учительницу не стоило наказывать, а тем более увольнять. Но этот случай мог бы стать поводом для разговора о взаимном уважении. Если бы учительница публично извинилась перед девочкой, если бы то же самое сделал министр просвещения, все дети Израиля получили бы прекрасный урок разрешения конфликта и признания своих ошибок. Вместо этого история превратилась в повод для скандала, который вышел далеко за пределы школы и системы просвещения в целом. Дети же – и не только дети – получили совсем другой урок: кто бы ни был виноват, выгораживай своих и ищи недостатки у другой стороны.
«Русское» происхождение семьи для одних оказалось отягчающим обстоятельством, для других – поводом тут же броситься на ее защиту. Между тем, совершенно не важно, хорошо или плохо девочка знала иврит и были ли у нее психологические проблемы. Если семилетний ребенок неправильно понял указания взрослого, тем более учителя, ответственность несет учитель, а не ребенок. Если ребенку нанесена травма, недопустимо обвинять в этом его самого, его семью и общину, к которой он принадлежит. Однако именно это у нас и происходит.
Что касается этнического аспекта скандала, то здесь тоже все вполне закономерно. Многие «русские» дети, в том числе сабры, испытывают проблемы в израильской школе. Так было 30 лет назад, в начале Большой Алии, и с тех пор мало что изменилось. Дело в том, что ни один министр просвещения не занимался этой проблемой; считалось и считается до сих пор, что за русскоязычных должны заступаться «русские» же деятели. При таком положении вещей нашим детям в ближайшее время не позавидуешь: министерство алии и интеграции возглавила политик из Эфиопии, комиссией по алие и абсорбции руководит депутат от «Еврейства Торы», а через полгода его сменит представитель ШАС. Вряд ли их будет интересовать психологическое состояние школьников из русскоязычных семей. Для «русских» политиков это хороший повод для будущей предвыборной агитации: голосуйте за нас, иначе вас и ваших детей никто не защитит.
Что ж, мы голосовали и за тех, и за этих, но ничего не изменилось ни в образовании, ни в обществе. И не изменится, пока мы не научимся уважать друг друга, независимо от происхождения и возраста. Правильно было бы учить уважению и равноправному подходу уже в начальной школе. Но для этого сперва надо научить учителей, преподавателей педагогических колледжей, местных руководителей, депутатов, министров и так далее…
Автор//: Ира Коган
Чему не учат в школе
О недостатках израильской системы образования у нас говорят повсеместно. Считается, то корень всех проблем - низкий статус учителя и плохая подготовка педагогических кадров. Но это скорее следствие, чем причина. Чтобы готовить грамотных, ответственных и увлеченных своим делом преподавателей, система должна ставить перед ними ясную и вдохновляющую цель.Цель образования в Израиле формулируется так: дать детям знания, необходимые для жизни и деятельности в современном обществе, и приобщить их к историческому и религиозному наследию еврейского народа. Для выполнения второго пункта во всех школах страны, в том числе, светских, в обязательном порядке преподаются основы иудаизма. Мол, люди могут как угодно относиться к вере, но должны о ней знать.
В реальности же изучение ТАНАХа в светских школах – сплошная профанация. Их выпускники в своем знании иудаизма недалеко уходят от уровня детского сада, где их учили отмечать еврейские праздниках. Но при этом получается, что у нас нет светского образования, а есть разные уровни религиозного – от глубокого до поверхностного. С этим можно было бы смириться, если бы школа выполняла свою первую функцию – готовила детей к жизни. Только этого, увы, не происходит.
Израильская школа не только плохо учит, она еще и плохо воспитывает, что неудивительно – у нее нет такой задачи. В религиозных школах воспитание означает приучение к соблюдению норм и заповедей иудаизма. В светских нет даже этого. Кто-то когда-нибудь слышал от учителя или директора, что их цель – вырастить честного, трудолюбивого человека, уважающего себя и других? Об этом даже речи не идет. Воспитательная функция израильской школы сводится к тому, чтобы дети а) не мешали на уроках, б) соблюдали школьные правила, в том числе дресс-код.
Стоит ли удивляться тому, что произошло в Петах-Тикве? Учительница даже не задумалась, как подействует на ребенка приказ переодеться посреди занятий. Она увидела только нарушение порядка – платье вместо школьной футболки, и больше ее ничего не интересовало. Мало того, учительница нашла время позвонить маме девочки по поводу той же футболки. Вспомните, родители, – вам когда-нибудь звонили из школы с сообщением, что ваш ребенок грустит или с ним никто не играет? Нет, конечно, это же пустяки по сравнению с дресс-кодом!
То, что министерство просвещения встало на сторону учительницы, тоже совсем не удивительно. Детей у нас много, а учителей не хватает, и их надо беречь. Девочку перевели в другую школу, с ней поработает психолог, вот конфликт и исчерпан.
Вероятно, учительницу не стоило наказывать, а тем более увольнять. Но этот случай мог бы стать поводом для разговора о взаимном уважении. Если бы учительница публично извинилась перед девочкой, если бы то же самое сделал министр просвещения, все дети Израиля получили бы прекрасный урок разрешения конфликта и признания своих ошибок. Вместо этого история превратилась в повод для скандала, который вышел далеко за пределы школы и системы просвещения в целом. Дети же – и не только дети – получили совсем другой урок: кто бы ни был виноват, выгораживай своих и ищи недостатки у другой стороны.
«Русское» происхождение семьи для одних оказалось отягчающим обстоятельством, для других – поводом тут же броситься на ее защиту. Между тем, совершенно не важно, хорошо или плохо девочка знала иврит и были ли у нее психологические проблемы. Если семилетний ребенок неправильно понял указания взрослого, тем более учителя, ответственность несет учитель, а не ребенок. Если ребенку нанесена травма, недопустимо обвинять в этом его самого, его семью и общину, к которой он принадлежит. Однако именно это у нас и происходит.
Что касается этнического аспекта скандала, то здесь тоже все вполне закономерно. Многие «русские» дети, в том числе сабры, испытывают проблемы в израильской школе. Так было 30 лет назад, в начале Большой Алии, и с тех пор мало что изменилось. Дело в том, что ни один министр просвещения не занимался этой проблемой; считалось и считается до сих пор, что за русскоязычных должны заступаться «русские» же деятели. При таком положении вещей нашим детям в ближайшее время не позавидуешь: министерство алии и интеграции возглавила политик из Эфиопии, комиссией по алие и абсорбции руководит депутат от «Еврейства Торы», а через полгода его сменит представитель ШАС. Вряд ли их будет интересовать психологическое состояние школьников из русскоязычных семей. Для «русских» политиков это хороший повод для будущей предвыборной агитации: голосуйте за нас, иначе вас и ваших детей никто не защитит.
Что ж, мы голосовали и за тех, и за этих, но ничего не изменилось ни в образовании, ни в обществе. И не изменится, пока мы не научимся уважать друг друга, независимо от происхождения и возраста. Правильно было бы учить уважению и равноправному подходу уже в начальной школе. Но для этого сперва надо научить учителей, преподавателей педагогических колледжей, местных руководителей, депутатов, министров и так далее…
Автор//: Ира Коган
Бла-бла-бла и больше ничего.
ОтветитьУдалить