В последние годы большую популярность набирают рассуждения об исторических различиях между Россией и Западом. Одна из самых популярных тем — личная гигиена и отношение к чистоте. “Французы изобрели духи, а русские — баню”. Но так ли это на самом деле?
“Умный журнал” разбирается, насколько правдивы истории о европейской знати, маскирующей телесную вонь духами и русских крестьянах, регулярно посещающих баню.
Помыться и пустить кровь
Истории о том, что в Средние века вся Европа утопала в грязи, вшах и зловонии, поскольку “они там вообще не мылись”, несколько преувеличены.
Западная Европа как наследница Римской империи переняла традицию посещения бань как общественных — для простых горожан, так и частных — для представителей знатных сословий.
В XIII-XVI веках культура бань и купален в Европе процветала. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней рисунки, картины и гравюры, изображающие сцены купания и принятия ванн.
“Монахи в бане”. Около 1490-1510 гг.
Конец XV - начало XVI века
“Женская баня”. XV век
Лицензированные банщики осуществляли не только “помывочную”, но и медицинскую деятельность: вправляли суставы, вырывали зубы, ставили пиявки, занимались кровопусканием. Поначалу их деятельность ассоциировалась с чем-то “нечистым”, но к концу позднего Средневековья авторитет банщиков существенно вырос.
Состоятельные граждане могли позволить себе мыться дома, в отсутствие водопровода, приплачивая водоносам за доставку воды.
В качестве умывальника использовался таз или каменная чаша, где отстаивалась вода для мытья рук до и после приема пищи.
Уже тогда важным атрибутом купания стало мыло, пусть пока и невысокого качества. Продукт был дорог для простолюдинов, так что они научились обходиться уксусом и золой.
“Мыловары”. 1698 г.
Мемо ди Филипуччо, “Супружеская ванна”. Около 1320 г.
Конечно, поход в баню был не частым событием в жизни тогдашнего человека, но крайне желательным, например, перед большими религиозными праздниками.
Банные помещения строго делились на мужские и женские — за этим следила католическая церковь, хотя за отдельную плату можно было арендовать чан для приватного общения или деловых переговоров.
Герб австрийского города Баден (не путать с немецким Баден-Баденом)
Герб был дарован Бадену вместе со статусом города в 1480 году. Обратите внимание, что пара сидит в деревянном чане, поскольку он, в отличие от каменного, куда лучше удерживает тепло.
Церковь против бани
Миф о “вшивой Европе” так бы и не возник, но к XVI веку количество общественных купален стало уменьшаться в количестве и терять популярность у населения.
Причин на то было несколько. Во-первых, в связи с активной вырубкой лесов цены на дрова резко возросли. Сильно повлияла на спад в Европе “банного дела” и церковь, которой сборище обнаженных людей обоих полов казалось не слишком пристойным.
Окончательно добила помывочную культуру Средневековья чума и прочие заболевания, которые, как считалось, распространяются именно через совместные купания в банях.
В 1526 году Эразм Роттердамский писал:
“Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них”.
С наступлением Нового времени дела с гигиеной в России действительно обстояли несколько лучше. Данных о чистоплотности населения того времени сохранилось не так много, но известно, что представители всех сословий мылись по субботам в бане, дабы на следующий день предстать в церкви чистыми. Тогдашнее устройство городов позволяло иметь баню прямо во дворе и топить ее хотя бы раз в неделю.
В южных регионах России существовала также привычка мыться в печи.
После протопки все тщательно убиралось и мылось от золы, затем застилалось соломой. Для мытья внутрь ставили чугунок с водой. Также в печи мыли детей и немощных стариков, которых “доставляли” внутрь на широкой доске.
Гарем девственниц
Однако уменьшение числа общественных бань не значит, что в XVI-XVII веках население Европы моментально поросло грязью, хотя тогдашняя медицина не рекомендовала частых водных процедур, настаивая, что вода “размягчает” тело, а вместе с ней в поры кожи попадают различные яды. И все же находились те, кто советами докторов пренебрегал, с удовольствием совершая гигиенические омовения, о чем свидетельствуют картины художников, живших в тот якобы завшивленный и зловонный период.
Франсуа Клуэ, “Туалет дамы”. Около 1571 г.
Скажем, некто Martin, описывающий в своем дневнике за 1637 год быт страсбургских торговцев, упоминает, что они посещают городскую “парилку” при зубной боли и простуде.
Те, кто не мог позволить себе этого, старались мыть лицо, руки и ноги холодной водой.
Рот также ополаскивали водой, а зубы чистили деревянными палочками. Уже в 1728 году французский врач Пьер Фошар, которого считают отцом современной стоматологии, упоминал в руководстве по врачеванию зубную щетку из щетины. Конечно, ни о каких зубных пастах речи тогда не шло, а для усиления очищающего эффекта в ход шли, например, пепел и поваренная соль.
В XVII веке также было изобретено биде, которое и по сей день используется достаточно широко.
Еще одним критерием чистоты тела в XVI-XVIII веках становится нижнее белье и степень его белизны. Оттуда и взялась традиция готовить для состоятельных невест приданое в виде сорочек, рубашек и ткани для пошива исподнего, ведь его предписывали менять ежедневно, поскольку считалось, что оно как губка впитывает все выделения тела, которыми кормятся вши, блохи и прочая “нечисть”.
Чистое белье нещадно парфюмировали, чтобы устранить оставшиеся после его смены запахи.
Возможно, отсюда и пошло убеждение, будто бы даже обитатели Версаля ужасающе смердели, а потому пытались замаскировать запахи тела духами.
Любой сильный парфюмерный аромат “бьет” в нос, но если представить, что вокруг вас с десяток дам в крепко надушенном белье и в закрытом помещении, то становится понятно, откуда к нам пришел этот миф.
Со времен правления Людовика XV (начало XVIII века) вновь возникает мода на ванны и прочие процедуры. Король боялся венерических болезней и содержал целый гарем из девственниц, которых нередко приводили собственные матери в надежде, что дочь сможет сделать “карьеру” при дворце и поправить материальное положение.
Людовик не переносил запаха немытого тела, потому каждая девушка перед встречей была обязана посетить ванну.
Ванные принадлежности Людовика XV
Люди низших сословий обходились бадьями, ушатами и тазами, омывая отдельные части тела.
“Пешеходы теряли в грязи калоши”
Бесспорно, крупные европейские города выглядели грязными в отсутствие канализации. Особенно, если говорить о кварталах, где проживали бедняки и ремесленники.
При этом крупные российские города по уровню зловония и грязи точно не могли уступить столицам Европы.
Юрист и общественный деятель Николай Давыдов в середине XIX века писал:
“Грязи и навозу на улицах, особенно весною и осенью, было весьма достаточно, так что пешеходы теряли в грязи калоши, а иной раз нанимали извозчика специально для переправы на другую сторону площади...зловоние разных оттенков всецело господствовало над Москвой”.
В тот период в городе применялась выгребная и вывозная система удаления нечистот. Это означало, что ямы, устраиваемые при жилых помещениях, по мере заполнения выгребались черпаками, а отходы сливались в Москву-реку и Неглинную.
При таком уровне антисанитарии на город периодически охватывали различные “моры” - массовые эпидемии. Например, в 1771 году эпидемия чумы унесла в могилу более трети населения города.
Сбор воды осуществлялся из “фанталов” — фонтанов, например, на Театральной площади, откуда водовозы доставляли ее в дома.
Смотреть на Средневековье “свысока” стало модно примерно в XVIII-XIX веке, когда благодаря научному прогрессу стал повышаться средний уровень жизни и, конечно, отношение к гигиене.
В целом, если наблюдать на уровнем гигиены в Европе, России, да и во всем мире, то картина складывается примерно одинаковая: знать и богатые слои населения могли позволить себе платить за доставку воды, возможность принять ванну, либо отправиться в общественную баню, в то время как низам приходилось обходиться более редким мытьем. При этом чистюли, как и грязнули существовали во все времена, независимо от условий, в которых они вынуждены жить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий