Связывание Ицхака.
Борис Гулько
Четверть века назад мне
привиделся необычно ясный сон: я вёз на собственные похороны маму и сестру.
Обеспокоенный, утром я отправился к раввину спрашивать разъяснения. – Это
ничего не значит – успокоил меня раввин, но всё же посоветовал сделать
пожертвование.
Нормальная человеческая реакция
– попытаться откупиться – от судьбы ли, или от наказания – в зависимость от
верований человека – пожертвованием – деньгами или чем иным.
В Торе дан прейскурант – за какое
прегрешение какую жертву должно приносить. Этот прейскурант действовал, пока у
нас был Храм. Во время поста на Йом Кипур в одной из молитв мы просим лучшей
участи, поскольку, воздерживаясь в течение суток от еды и питья, жертвуем частью
своей плоти.
Сама по себе этичность торговли
с судьбой вызывает сомнения. Понятен, поэтому, библейский наказ для назореев,
взявших на себя обет не стричься и не потреблять виноград и произведённое из
него, после завершения срока назорейства, принести за него повинную жертву как
за грех. Но сама жертва назорейства – отказ от вина и причёски – награждалась. Так,
самый известный назорей – Самсон – обладал, благодаря своим волосам, невиданной
силой. Это понятно – ведь о принятии жертвы назорейства сообщено нам Торой.
Другое дело – человеческие
жертвоприношения, во все времена распространённые среди окружающих нас народов,
но строго запрещённые Торой. В древности обыденным было жертвоприношение детей. Так, детей
приносили в жертву языческим богам Молоху, Баалу, Сатурну. Вл.Соловьёв,
описывая в своём исследовании возникновение ислама, пишет о «богопочитании»
того времени в Аравии: «Были в употреблении и человеческие жертвоприношения
военнопленных и детей». Особо поражает «обычай, требовавший, чтобы родители
умертвляли детей женского пола (если их было много), закапывая их живыми в
землю».
Я думаю, христианство несёт
отпечаток веры живших рядом с евреями язычников в вознаграждение за человеческое жертвоприношение. То есть –
самого жертвоприношения в христианском нарративе нет – есть казнь еврея
римлянами. Но идея, что мученическая смерть одного человека искупает грехи
других, очевидно, пришла к евреям-христианам из внешнего мира. Спасение у
христиан обусловлено требованием веры в произошедшее чудо воскресения
распятого, то есть в сакральность распятия.
На пике своего могущества
христианство само приносило многочисленные человеческие жертвы. По всей Европе
полыхали десятки тысяч костров аутодафе – сжигали еретиков, ведьм, евреев,
неискренне принявших христианство, христиан, перешедших в иудаизм, просто
незаурядных людей как Ян Гус, Джордано Бруно, Мигель Сервет. Вожди христианства
тех времён оправдывали костры строкой из Евангелия: «Кто не пребудет во Мне,
извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь,
и они сгорают» (Ин 15:6), и считали такие сожжения живых людей угодными Богу. Сейчас,
столетия спустя, когда вера в вознаграждение за человеческие
жертвоприношения, будь то распятый
римлянами еврей или сожжённый христианами отступник поугасла, христианство погрузилось в тяжёлый кризис.
Светские религии, буйствовавшие
в ХХ веке, такие, как коммунизм и национал-социализм, верили, что светлое
будущее будет достигнуто обильными человеческими жертвами. Первые приносили в
жертву людей из «неправильных классов», вторые – из осуждённых их идеологией
национальных групп.
Светской религией стала в
прошлом веке также борьба за мир. И на алтарь идолу борьбы за мир было
принесено немереное количество человеческих жизней. Шутка советских времён:
вопрос армянскому радио: – «Будет ли война?» Ответ: «Войны не будет, но будет
такая борьба за мир, что камня на камне не останется», если подумать, является не
шуткой, а горьким наблюдением.
В конце Первой мировой войны
американский президент В.Вильсон провозгласил: «Эта война закончит войны».
Такая надежда на вечный мир овладела умами западного общества и определила его
политику. Когда Гитлер, в нарушение Версальского договора, в 1936 году ввёл
войска в демилитаризованную Рейнскую зону, военная реакция Франции, по
воспоминаниям немецких генералов, заставила бы немцев повернуть вспять, и
привела бы, наверняка, к падению правительства Гитлера. Германия в ту пору ещё не
была готова к войне. Но такая реакция не вязалась с пацифизмом европейских
политиков. И предательство Мюнхенского сговора 1938 года родилось из тех же
настроений. За всё это миролюбие континент расплатился в следующие годы
десятками миллионов жизней.
«Борьба за мир» стала, со
времени Ословского аккорда 1993 года, экзистенциальной угрозой существованию
Израиля. Каждая война упрочивает положение еврейского государства, но «борьба
за мир» приносит стране почти равный ущерб.
Рабин и Перес, заключив мир с
Арафатом, удивительно точно назвали гибнувших после этого от вспыхнувшего
арабского террора евреев: «жертвы мира». Это были типичные человеческие
жертвоприношения «идолу мира». Поскольку служение идолу – мерзость, и
человеческие жертвы – мерзость – положение Израиля со времени вступления им в
«мирный процесс» неизмеримо ухудшилось. Расколото общество внутри страны, мир
объединяется против евреев. Это ясно показывает, что служение идолу, да ещё с
человеческими жертвоприношениями – путь в несчастье.
Но как быть с темой
человеческого жертвоприношения в самом трудном для понимания месте Торы –
связывании Ицхака и возложении его на жертвенник его отцом Авраамом? Принесение
в жертву Ицхака было отменено по приказу Всевышнего, и это можно понять как
запрет на человеческие жертвоприношения.
Конечно, такое объяснение не
отменяет другие. Так, комментатор Торы Рашба (13-14 века) понимал выпавшее
Аврааму испытание в сионистском духе – как наказание нашему первому праотцу. В
изложении Торы, перед эпизодом со «связыванием» Авраам подписал договор с
Авемелехом, уступив палестинцам (из-за них – в Торе это плиштим – римляне
заменили название Земля Израиля на «Палестина») ту часть обещанной ему Богом территории,
где сейчас район Газы. В этой трактовке мне непонятно – за что при этом был
наказан Ицхак?
Я воспринимаю «связывание Ицхака»
как воспитательное мероприятие, урок. Наши праотцы должны были подняться на
уровень абсолютного доверия Всевышнему, готовности беспрекословно исполнять Его
волю, веры, что всё задуманное Всевышним – это благо. И, когда Ицхак
добровольно лёг на жертвенник, а Авраам связал его, отец и сын достигли такого
уровня доверия Творцу. Само жертвоприношение не предполагалось и целью
«испытания» не было.
Да и само понятие «испытание»
для Всевышнего, находящегося вне времени, знающего заранее результат всего
происходящего, не имеет смысла.
Евреям суждено было в
предстоящий исторический период принять
от Всевышнего множество законов и положений, не поддающихся объяснению нашим
интеллектом. Почему овцу есть разрешено, а свинью или зайца нет? Почему в Шаббат
нельзя насобирать хвороста? Почему евреям запрещены многие сексуальные
практики, обычные для окружающих нас народов? Почему, в конце концов, нельзя
украсть, если уверен, что не будешь пойман?
Ответ один: из-за запрета Торы.
И принять это нас учит готовность нашего праотца Ицхака лечь на жертвенник, а
Авраама принести сына в жертву, когда им было сообщено, что на то воля
Всевышнего.
Однако, принесения в жертву
евреев, совершаемые последние 21 год либеральными лидерами Израиля ради идола «мирного
процесса», нарушают все уроки, преподанные нам «связыванием Ицхака» и явно
нарушают учение Торы. Поэтому гибель и увечья многих тысяч израильтян «ради
мира» оказались напрасными. Эти жертвы лишь отдалили достижение реального мира
и безопасности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий