Так я опешил, все это
увидев посреди мертвой пустыни, под высоким небом, что от растерянности закрыл
объектив фотоаппарата пальцем. Таким странным и получился первый снимок того
дворца в пустыне.
Всего за час до этого
фантастического зрелища, более похожего на мираж, кто-то из моих друзей в
киббуце Яхель заговорил о сумасшедших, основавших новое поселение в пустыне лет
десять назад. Пришли, мол, они на голое место и стразу стали строить культурный
центр своими руками, а еще сказали, что телевизоров в том поселении нет
совершенно, и почему-то молчат его
основатели во время еды.
Сразу заныло под
ложечкой от предчувствия «добычи». Прежде я дважды приезжал в Яхель, но никто
раньше об этих чудиках без телевизора мне не рассказывал.
-
Едем! – заорал я. – Такие люди! И радио они тоже не
слушают?
-
Нет, как будто.
-
И газет не читают.
-
По-моему только книги, - сказал знаток быта тех
странных поселенцев. – Вообще-то они люди ученые, выпускники университета в
Иерусалиме.
-
Ехать – то далеко?
-
Минут тридцать.
Прикинул, до
рейсового автобуса из Эйлата еще три
часа. Времени в обрез, но должны были успеть. Практика «набега» для такого
интересного места не годится, но, решил я, буду считать эту поездку разведкой.
По серпантину узкой
дороги мы поднялись к широкому плато. За одним из поворотов чуть не сшибли
горного козла. Он, не спеша, чуть покосившись на вонючее чудище нашего
автомобиля, по – хозяйски переходил дорогу. Минут через десять увидели шакалов.
Шакалы сверху, со скалы, с любопытством наблюдали за движением на дороге.
Удивительно, но в
предельно заселенной стране, встречаются животные на свободе, и вокруг них, на
десятки километров, ни одной, живой, человеческой души.
Мираж дворца
удивляет меня больше, чем дикие звери. Я смотрю на чудо, посреди полной
пустоты, выпучив глаза, и нажимаю кнопку моей «мыльницы».
Потом мы стоим у
обыкновенных ворот, запертых на два амбарных замка. Но к замкам этим приделано
переговорное устройство. Жмем на кнопку, просим пустить на территорию поселения….
Вот черти, думаю я, телевизора - радио у них нет, а
переговорник действует.
Мы ждем минут десять.
Наконец, подкатывает на фургоне к воротам бородач лет тридцати пяти, достает
связку ключей, возится с замками.
Глаза у бородача
умные, улыбчивые, но сразу видно, что к
разговору он не расположен. Распахнув створки ворот, пропускает нас, сразу же
ворота запирает, садится в свою машину и по тряской, каменистой дороге уезжает
к близким вагончикам, окруженным невысокими деревьями.
Если честно, и я не
настаивал на разговоре. Дворец притягивал к себе, как магнит. И вот мы рядом с
ним.
Посреди грандиозного,
волшебной красоты сооружения высится уродливая башня, будто безумный архитектор
решил соединить легкость сказочных, даже вычурных форм с машинерией Центра
Пампиду в Париже.
-
А это еще зачем?
– только и смог пробормотать.
Мне объяснили, что труба – каркас будущего кондиционера,
теплообменника – остроумной и дешевой машины, которая погонит охлажденный
воздух во все залы и комнаты дворца. И обещали, что, со временем, уродство это
украсят, распишут во все цвета радуги, и стальная башня не будет бросаться в
глаза.
По случаю шабата на стройке никого, но было
видно, что работали здесь люди совсем недавно. Причем работали спокойно,
обстоятельно, для себя лично, а не для дяди. Безукоризненное качество работ
сразу бросалось в глаза.
Мраморные, мозаичные полы ( во всех залах
разный рисунок). Мрамор на ступенях лестниц. Балконы за ажурными решетками,
неожиданные переходы, веселая, радостная раскраска лепнины стен, и каждое окно
со своим витражом оригинального рисунка.
То, что я увидел, было настоящим произведением
искусства. Строители даже для дверей использовали настоящее дерево, а рука,
привыкшая к стандартной обыденности наших запоров, как-то легко, но бережно
ложилась на тяжелую, «музейную» бронзу дверных ручек.
-
Деньги, деньги откуда? – забормотал я, как только
пришел в себя от увиденного.
-
«Керен каемет» поддерживает, - объяснили мне. – Этот
фонд, распоряжающийся заповедными землями, и сдал в аренду поселенцам большой
участок пустыни. Есть у них и овощные плантации и большая козья ферма, есть и
«теплица», где поселенцы успешно занимаются наукой. Налоги, как ты понимаешь,
пустяшные, и всю прибыль здесь тратят на строительство. Учти, что и фонда
заработной платы у них нет. Все строят своими руками.
Тут я стал спорить. Сказал, что нужны для
такого, уникального строительства профессионалы высокой пробы. Мои спутники
только пожимали плечами и объяснили, что самострой – принцип жизни поселенцев,
точно такой же, как отсутствие в Неот смадаре ( название этого удивительного
поселения) радио и телевидения.
-
Подожди, - сказали мне. –Это еще не все.
Дворец покидать совсем не
хотелось. Казалось, что за каждыми дверями таится что-то необыкновенное. Тут я
сообразил, что о предназначении этого удивительного сооружения в пустыне ничего и не узнал толком.
Вопрос задал дурацкий: « К чему, зачем это
все?» Мне растолковали, что дворец
должен заменить поселенцам стандартные, новейшие развлечения цивилизованного
мира. В его залах поселяться музыкальные инструменты, мольберты для школы
живописи, книги библиотеки, спортивный инвентарь, и, как я догадываюсь,
многое другое, о чем не могли знать мои
спутники.
Красота форма, в которую поселенцы были готовы
поместить свой культурный мир, сама по себе отрицала возможность банального,
привычного подхода к его основам.
В этом «дворце Алладина» и мир этот обещал
быть царским, особенным в своей интеллектуальной роскоши.
Потом я узнал, что дети поселенцев учатся дома, и подумал, что ребятня
этих удивительных робинзонов должна проявить особые способности в науке и
искусстве. И, вполне возможно, задумано это поселение с удивительной и
оригинальной, воспитательной целью.
Время, проклятое время! Вечно его не хватает,
и, как правило, на самое любопытное и существенное.
Меня буквально оттаскивают от дворца.
Неподалеку отстраивается жилая зона: два десятка домиков, выкрашенных голубой краской, под
узорчатой, черепичной крышей.
Двери в одну из «хижин» открыты. Мы увидели
просторные комнаты, холл, кухню. Туалеты и ванные комнаты были оснащены
новейшей, современной сантехникой.
Обычное, комфортабельное жилище, но
революционный дух основателей поселения и здесь одержал победу. Строители
оснастили свои будущие дома естественной, простой и эффективной вентиляцией:
под крышей мы увидели свободное пространство, организованное хитрым,
«сквознячным» образом, а в помещения, вниз, вели вентиляционные трубы.
Так замечательно, в скором времени, будут жить
поселенцы, но пока ютятся они в тесных вагончиках. Почти десять лет ютятся в
предвкушении того момента, когда смогут переселиться в рай, отстроенный своими
собственными руками.
Представил себе, каким веселым получится
праздник. Судя по всему, день заселения жилой зоны и открытия дворца уже
близко. Наверняка события эти состоятся одновременно.
-
Теперь к озеру, – вновь поторопили меня.
Ушам своим не
поверил. Дворец – это еще куда ни шло, но озеро в дикой, каменистой, совершенно
безводной пустыне? Нет, быть этого не может.
Но вот это озеро
передо мной, да еще в торжественный момент пуска воды. Огромное ложе, метров
четыреста в диаметре, готовое принять и сохранить драгоценную воду пустыни, а
посреди озера остров с пальмами.
В тот момент я был
готов ко всему. Скажи мне мои спутники, что поселенцы строят неподалеку
аэродром для реактивных лайнеров, я бы и этому поверил.
-
Вода, вода откуда? – только увидев озеро, залопотал я о
главном.
-
Скважина у них есть, оттуда качают, - объяснили мне. -
Воды под нами много, целый океан. Для питья она не очень годится, необходимо
опреснение, а для полива садов и плантаций, и озера с лебедями и рыбой - в
самый раз.
На моих глазах рождалось озеро неподалеку от дворца. На моих глазах
возникал странный, ни на что не похожий мир, созданный небольшой группой людей
( население Неот Смадара не достигает и сотни душ).
Но каких душ! Сколько нужно терпения, любви
друг к другу и доброты, чтобы ужиться вместе, в изоляции от мира, и построить
все, что мы увидели в тот день.
Мы шли к нашей машине мимо белоснежного
корпуса будущего детского сада, и я думал о том, что совершенно случайно стал
свидетелем очередного и удивительного эксперимента человечества над своей,
собственной природой.
Думал, что впереди у веселых и мудрых
отшельников самое главное испытание: жить в том и с тем, что им удалось
построить. Сам процесс обычно увлекает, манит надеждой и предчувствием нового,
только твоего мира, но как только человек начинает пользоваться плодами рук
своих – приходит и усталость и разочарование.
В тот день мне так хотелось думать, что ничего этого не случится с
поселенцами в пустыне, и смогут они жить долго в отрыве от всего того, что
считают суетным и порочным; состариться в этом удивительном месте, воспитать
детей особых душевных и физических качеств.
Сегодня Неот смадар – это еще и попытка спасти
то лучшее, что было в кибуцах Израиля, неизбежная реакция на полное
перерождение наших колхозов.
Прежде, в годы бедности, поселенцы
Эрец-Исраэль были вынуждены начинать с необходимого. Отшельники нашего времени
задумали жить в лишнем. Они решили, что красота и роскошь – и есть то
необходимое, что не даст умереть их мечте об особом, своем и прекрасном мире.
Мы медленно пробирались вниз, по серпантину
горной дороги, светило яркое солнце, но я почему-то подумал о том моменте,
когда на пустыню Арава опуститься ночь, все погрузится во тьму, тишина ночи
охватит безграничное пространство пустыни, исчезнет мираж дворца и будет слышен
только шелест воды, наполняющей озеро, озеро жизни….
Комментариев нет:
Отправить комментарий