«Борис Пастернак – мгновенное
ощущение счастья и боли, - пишет Иосиф Рабкин, - Боли – потому, что свою
причастность к еврейству он расценивал как биологическую случайность,
осложнившую его нравственные позиции и творческую судьбу». О том же читаю у
Вильяма Баткина: «Решительно прекращаю цитаты, ибо боль выворачивает душу...
Нет, еще одно место: «В среде евреев не живет красота, тогда как христианство
пронизано эстетическим началом...». Отказываюсь комментировать каждый абзац, о
последнем скажу... Какая слепота! Неуж-то ненависть к своему народу водила
рукой великого поэта - не в кровавых ли крестовых походах, не в Хмельницких ли
погромах, не в Катастрофе ли европейского еврейства разглядел он «эстетическое»
начало своих возлюбленных христиан?»
Боюсь, что ради указанной «душевной боли»,
«разоблачений» христианства и невольных проблем замечательного поэта, не стоит
останавливаться на «еврейском вопросе» в
жизни поэта. Здесь дело совсем в другом. Известно, что свидетельство
еврея – апостола Матфея – привело к «кровавому навету» - чудовищному обвинению,
в результате которого было убито сотни тысяч потомков Иакова. С тех пор
еврейские свидетельства о природной порочности народа Книги особенно в цене.
Еврей Борис Пастернак в годы, когда мир был заражен коричневой чумой,
свидетельствовал против своего народа. Его последователи и сегодня заняты этим
черным делом, а потому мои заметки о Пастернаке никак не разборки с усопшим,
великим поэтом, а попытка в очередной раз разобраться с истоками и сущностью еврейского
предательства, как доноса на свой народ его палачам и хулителям.
Борис Пастернак не хотел БЫТЬ евреем. Он желал
быть русским поэтом и прозаиком. Иосиф Бродский не отказывался евреем быть. Он
не хотел быть ТОЛЬКО евреем. Он хотел быть гражданином мира, русским поэтом и
английским эссеистом. Позиция Пастернака мне отвратительна. Позиция Бродского
понятна и вызывает зависть. Уровень способностей, скромный дар Божий – мне
никогда не помогут вырваться за рамки еврея, сносно пишущего на чужом языке.
Теперь о «счастье» при знакомстве с
творчеством поэта. И здесь все верно. Сам затверживал наизусть стихи
Пастернака, но чем выше талант ненавистников потомков Иакова, тем они опасней.
Скольких убийц в их кровавом деле поддержали такие теоретики юдофобии, как
Федор Достоевский или Рихард Вагнер. Автор «Доктора Живаго» специального
исследования по «еврейскому вопросу» не писал, но и его откровенная
враждебность к народу Торы стала бесспорной поддержкой целой плеяды нынешних
антисемитов-евреев в России. Одного примера Дмитрия Быкова достаточно.
Нужно было миновать ХХ веку со всеми его
зверствами, чтобы, хоть в какой-то степени стала понятна причина бедствий
людских. Равенство не способно уничтожить зависть, а вместе с ней и ненависть.
Лев Толстой мог сколько угодно земельку пахать и ездить в третьем классе, но ни
разу он не подумал, что в любом состоянии остается аристократом и гением, что
подлинная причина неравенства в способностях человека, в его личных качествах.
И здесь никакими революциями, проповедями или реформами дело не исправишь. Лев
Николаевич был в силах отказаться от мяса, бежать под покровом ночи из Ясной
Поляны, но от самого себя он уйти не мог. Как пишет Павел Басинский в новейшем
исследовании о классике: «Творец, философ, «матерый человечище», Толстой по
природе своей оставался старинным русским барином, в самом прекрасном смысле
слова». В чем же трагедия Льва Толстого? Убежден, если бы его гений смог найти
спасение в Боге, он бы не стремился опроститься, слиться с народом, не стал бы
пахать земельку, примерившись с тем, что трудиться «в поте лица своего» для
души человеческой не менее почетно, чем пахать для тела. И обрел бы покой перед
смертью Лев Николаевич. Вопрос, правда, в том: нужен ли был ему, творцу, покой
этот?
Подобную
трагедию пережил духовный сын великого старца – Борис Леонидович
Пастернак. И здесь, уверен, подлинная искренняя вера спасли бы поэта от
ненависти к своему народу и не отвратила от народа чужого. Лев Толстой упрямо
«опрощался» до крестьян – земледельцев. Еврей - Пастернак мечтал слиться с
народом общим с ним по месту рождения и языку. Народом то ли советским, то ли
православным. Слиться надеялся, опроститься, примкнуть к большинству. Народ же
Торы он умолял не высовываться, утихнуть, а лучше всего раствориться, «распуститься»
среди иных племен, исчезнуть. И это понятно: нет потомков Иакова – нет и
личной, неразрешимой проблемы классика русской поэзии. Но Пастернак родился
волшебной заморской птицей, волей судьбы залетевшей в чужие края и превосходно
поющей на языке настоящей поэзии. Родился изгоем и умер затравленным изгоем,
как бы он не старался оспорить этот «медицинский» факт. Медицинский – мог бы
написать без кавычек, так как младенец Пастернак был обрезан в Московской
синагоге. Представляю, как мучился поэт, по нескольку раз день, убеждаясь в
этом «несчастье».
Лев Толстой не раз декларировал свою неприязнь
к ученым людям, к людям искусства, но не
унизился до ненависти к своему классу, к своему племени. Борис Пастернак
ненавидел факт своего «неправильного» рождения и панически боялся своего
еврейства. Еврей, вопреки всему остающийся евреем в юдофобской среде, одним
этим сопротивляется злу шовинизма. Еврей, маниакально и осознанно жаждущий
ассимиляции, этому злу потворствует. Как же все сложно в этом мире! Один Борис Пастернак
– поэт и потомок мудреца, толкователя Танаха Ицхака Абарбанеля – слышал Бога.
Другой Борис Пастернак не мог уйти от нашептывания Сатаны.
Сын Бориса Леонидовича – Евгений – считался
человеком обыкновенным, никакими особыми способностями отмечен не был, и
понятно, что гордился сын отцом в высшей степени, когда писал Пастернаку, что
он с ним «одной крови». Уверен, что напоминал Евгений не о еврействе общем, а о
своих прямых, родственных связях с классиком. Однако, отец очень даже гневно,
обиделся на сына: «Ты пишешь: «Мы с тобой одной крови, папочка». А на черта мне
эта кровь, твоя или моя? Мне брюхом, утробой, а не только головой ближе всякой
крови «Фауст»». Отчитал сыночка: нечего лезть к гению, гражданину мира, со
своим, совсем нежелательным родством. Рожденный фантазией Гете немец-философ,
продавший душу дьяволу, ближе Пастернаку, чем сын родной от некогда
отставленной жены-еврейки. Гордыня? Куда ж без нее высокому таланту. Но грех
бесспорный – и никуда от этого не деться.
Чистое золото – мудрые и
талантливые книги. «Впервые в Библии» Меира Шалева именно такая книга. Читаю:
«Кстати говоря, всем этим трагическим последствиям жертвоприношения Исаака
можно найти весьма многочисленные, хотя и не столь драматичные, аналогии,
потому что такая история могла случиться и во многих других семьях, похожих на
семью Авраама, - в семьях каких-нибудь революционеров, живописцев,
исследователей и других выдающихся людей, которые безоглядно служат своей
мечте, своей вере, своему идеалу, будь искусство, наука или революция. И в этом
смысле жертвоприношение Исаака – не только теологическая притча, но еще и
пример того, что может грозить близким таких фанатиков».
«Ребенок выше Бога» - сказано в Талмуде. В
Торе за ним, за Исааком, не просто ребенок, а народ Божий, потому и был
остановлен нож, занесенный над жертвой, но и фанатичную веру Авраама отверг,
тем самым, Всевышний.
Отказ Пастернака от крови по родству - своего
рода состоявшееся жертвоприношение
фанатика чужой веры и чужого народа.
Марина Цветаева была прозорливей, честней (я
бы даже сказал чище) своего корреспондента. 10 июля 1926 г. она писала
Пастернаку: «Не смущайся женой и сыном. Даю тебе полное отпущение от всех и
вся. Бери, что можешь – пока еще хочется брать! Вспомни о том, что кровь старше
нас, особенно у тебя, семита. Не приручай ее. Бери все это с лирической – нет,
с эпической высоты!»
«Кровь старше нас». И выше нас, и значимей
нас. Пастернак не хотел и не мог примириться с этим.
Норман Джерас пишет о Троцком: «Это сложная и
мучительная проблема поиска равновесия между верностью еврейству и преданности
улучшения участи человечества». Понять,
чем верность своим предкам должна мешать «улучшению участи человечества» трудно. «Мучительной» становится эта проблема
только для еврея-антисемита.
Марина Цветаева понимала то, что не мог и не
хотел понять еврей, но.... антисемит Пастернак. Нет, конечно же, не был он
антисемитом, до подобной грязи не опустился. Вот иудеофобом – был. Но слушаем
Цветаееву:
«За городом! Понимаешь? За!
Вне! Перешел вал!
Жизнь, это место, где жить нельзя:
Ев-рейский квартал».
Пастернак бежал от «еврейского квартала». Он
так хотел жить, жить в радости, но от призвания своего, от гения как уйти? И
это понимала Марина:
«Так не достойнее ль во сто крат
Стать вечным жидом?
Ибо
для каждого, кто не гад,
Ев-рейский погром».
И от погрома Борис Леонидович пробовал бежать,
не понимая, что рано или поздно увидит кровавую ненависть у дверей своего дома.
«Жизнь. Только выкрестами жива!
Иудами вер!
На прокаженные острова!
В ад! – всюду! – но не в
Жизнь – только выкрестов терпит, лишь
Овец – палачу!
Право – на – жительственный свой лист
Но – гами топчу».
Пастернак – «иуда веры» - свой «жительственный
лист» получил, но на время. Марина согласилась быть «жидом» в этом «христианнейшем
из миров» и замерла в петле «вала и рва».
Возможно, не одно проклятье поэтического дара
заставило Цветаеву считать себя изгоем. Она была женщиной, а женщина и еврей
для юдофобов, часто, одно и то же. Вот и Гитлер писал: «Женщина принесла в мир
грех, и легкость, с которой она уступает похотливым уловкам недочеловеков,
стоящих немного выше животных, - главная причина порчи нордической крови».
Марина испортила «нордическую кровь» не только своим гением, но и детьми от
Эфрона. У Цветаевой была своя победа над злом нацизма. У Бориса Пастернака ее
не было.
Комментариев нет:
Отправить комментарий