Суккот – еврейский праздник под звездами: тайны и эмоции
Суккот — это еврейский праздник, который празднуется в течение семи дней (восьмой день — Шмини Ацерет) и связан с завершением сбора урожая, а также с памятью о том, как евреи жили в пустыне после исхода из Египта.
1. Время празднования:
Суккот начинается на 15-й день еврейского месяца Тишрей и продолжается семь дней. В этот период завершены важные осенние праздники — Рош а-Шана (Новый год) и Йом-Кипур (Судный день). Этот праздник символизирует радость после тяжелого духовного очищения в Йом-Кипур. В Израиле Суккот длится семь дней, в то время как за его пределами — восемь. Восьмой день, Шмини Ацерет, часто празднуется как отдельный праздник, но с ним же связано и Симхат Тора — радостный праздник завершения чтения Торы.
2. Значение названия:
Название Суккот (סוכות) происходит от слова «сукка» — временное жилище или шалаш. Евреи строят эти сукки в память о том, как их предки жили в шатрах во время своего странствия по пустыне. В течение семи дней праздника в этих шалашах принято есть, проводить время с семьей и даже спать, когда это возможно. Сукка напоминает евреям о временности земного существования и зависимости от Божьей защиты.
3. Постройка сукки:
Построение сукки — важнейший символический акт праздника. Сукка должна быть сделана так, чтобы ее крыша была из природных материалов — это может быть солома, ветки или другие органические материалы. Крыша не должна быть слишком плотной, чтобы через нее можно было видеть звезды, что напоминает о зависимости от Бога. Внутри сукки принято украшать стены плодами и праздничными декорациями, чтобы создать атмосферу радости.
4. Четыре вида растений (Арбаа Минем):
Одним из центральных ритуалов праздника является благословение на четыре вида растений: этрог (лимоноподобный фрукт), лулав (ветвь финиковой пальмы), адас (ветвь мирта) и арава (ветвь ивы). Эти растения символизируют разные категории людей в еврейской общине и их единство перед Богом. Лулав и другие растения соединяются вместе, и ими совершаются специальные движения (махание в разные стороны) в знак признания Божьей власти над всеми сторонами света.
5. Праздник урожая:
Суккот также связан с сельскохозяйственным циклом и известен как «праздник сбора урожая» (Хаг ха-Асиф). В это время года завершался сбор плодов и урожая, и евреи благодарили Бога за удачный год и обильный урожай. Этот аспект делает Суккот праздником благодарности за дары природы и за изобилие, полученное благодаря труду и благословению Бога.
6. Ушпизин — символические гости:
В традиции Суккота существует обычай символического приглашения особых «гостей» (Ушпизин) в сукку — семи духовных праотцов еврейского народа. Каждый из семи дней посвящен одному из этих патриархов: Аврааму, Исааку, Иакову, Моше, Аарону, Йосефу и царю Давиду. Эти патриархи символизируют различные духовные аспекты, которые евреи должны культивировать в своей жизни.
7. Праздник радости:
Суккот — это время радости, и в Торе он называется «временем нашей радости» (זמן שמחתנו). Согласно еврейской традиции, радость — обязательное состояние в дни Суккота. Люди радуются, что смогли провести год в труде, получили урожай и теперь могут насладиться плодами своих усилий, находясь под защитой Бога. В прошлом устраивались большие празднества в Храме с танцами и музыкой, и сегодня многие евреи продолжают традицию проведения веселых трапез и праздников в сукке.
8. Паломнический праздник:
Суккот был одним из трех главных паломнических праздников (Шалош Регалим), когда евреи со всей страны приходили в Иерусалим, чтобы принести жертвы в Храме. Другими такими праздниками были Песах (праздник освобождения из Египта) и Шавуот (праздник дарования Торы). В дни существования Храма Суккот был временем особого торжества, когда тысячи евреев собирались для молитв и жертвоприношений.
9. Шалаш должен быть открыт к небу:
Особенность сукки в том, что ее крыша должна быть полупрозрачной, чтобы через нее были видны звезды. Это символизирует осознание, что евреи полностью зависят от Бога и Его защиты. Стены сукки могут быть сделаны из любых материалов, но крыша всегда должна быть из растений, таких как ветви, солома или тростник, которые выросли из земли, но больше не прикреплены к ней.
10. Симхат Бейт ха-Шоэва — праздник возлияния воды:
Во времена Храма в дни Суккота проводился особый ритуал возлияния воды — Симхат Бейт ха-Шоэва. Это был радостный обряд, во время которого воду черпали из источника Шилоах и выливали ее на жертвенник в Храме. Церемония сопровождалась музыкой, танцами и ликованием. Сегодня этот обряд не проводится, но в некоторых еврейских общинах устраиваются вечеринки, которые символизируют этот радостный обряд.
11. Шмини Ацерет и Симхат Тора:
На следующий день после завершения Суккота евреи отмечают Шмини Ацерет, который считается отдельным праздником, хотя он идет сразу после Суккота. В диаспоре к Шмини Ацерет также приурочен Симхат Тора — праздник радости Торы, когда евреи заканчивают годовой цикл чтения Торы и начинают его заново. Этот день знаменует радость по поводу дарования Торы и завершения ее чтения.
12. Суккот и будущее:
Еврейская традиция связывает Суккот с будущим, когда весь мир признает единство Бога. Пророки описывают времена, когда все народы будут приходить в Иерусалим для празднования Суккота. Этот праздник также рассматривается как прообраз Мессианской эры, когда мир будет в гармонии, а люди будут жить в мире и согласии друг с другом и с природой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий