Надо ли в поражении Карфагена от Рима искать женщину?
Если поверить французам, за каждым событием стоит женщина. Cherchez la femme – один из краеугольных принципов французской цивилизации. Но надо ли искать женщину в поражении Карфагена от Рима? Оказывается, такую женщину по имени Софонисба не только нашли, но она реально существовала! Ей были посвящены пьесы Корнеля и Вольтера, а также более ранняя трагедия не столь известного автора Триссино, написанная веком ранее. При этом трагедия Sofonisba, написанная в 1515 году, считается первым образцом классической итальянской трагедии. Ни больше, ни меньше!
А кроме того
• Меллен де Сен-Желе перевел трагедию Триссино на французский и представил её в апреле 1556 года во дворце в Блуа.
• А еще одним столетием раньше Петрарка в 1396 году описал историю жизни и смерти Софонисбы
• Монкретьен опубликовал в 1596 трагедию «Софонисба» под названием «Карфагеняне, или Свобода».
• Корнель написал трагедию «Софонисба» в 1663 году.
• Вольтер написал о Софонисбе трагедию, которая в первый раз была дана на сцене 15 января 1774 года.
Кроме того, о Софонизбе было поставлено не менее восьми опер! А ее смерть была одним из любимых сюжетов эпох романтизма и классицизма.
Из древних историков о Софонисбе сообщали Дион Кассий, Полибий, Диодор, Аппиан, но самый подробный рассказ оставлен нам Титом Ливием.
Кто же эта необыкновенная женщина, о которой в наше время почти забыли?
Софонисба была дочерью карфагенского полководца Гасдрубала сына Гискона (не путать с младшим братом Ганнибала Гасдурбалом сыном Ганнибала Барки). Который воевал с римлянами одновременно с Ганнибалом. Испания, являвшаяся частью карфагенской империи, в то время не подчинялась римлянам. Которые побеждали благодаря хитроумию Сципиона, сумевшего привлечь царя западной Нумибии Сифакса, обладавшего мощной конницей, на свою сторону.
По единодушному утверждению историков, Софонисба была необыкновенно красива. И – само собой разумеется – была патриоткой своей родины Карфагена. Оставаясь ею до самой смерти.
Массинисса (сын восточно-нумидийского царя Галы) который воспитывался в Карфагене удерживаемый заложником верности своего отца, влюбился в Софонисбу и получил от Гасдрубала сына Гискона согласие на брак с его дочерью. Было ли это согласие дано или же являлось плодом воображения Массиниссы историки не имеют единого мнения, поскольку большинство из них о помолвке не упоминают. Однако когда Гасдрубалу понадобилось привлечь на сторону карфагенян могущественного западно-нумидийского царя Сифакса (перешедшего на сторону римлян), он вопреки данному (или не данному) обещанию отдал красавицу дочь в жёны изменнику. По другой версии, в жены Сифаксу Софонисбу отдали циничные правители Карфагена, отца не спрашивая. В любом случае очарованный женщиной и возможностью овладеть ею путем женитьбы Сифакс вернулся под крыло Карфагена, перестав поддерживать Сципиона, который этой изменой союзника был поставлен в крайне тяжелое положение так как лишился конницы. Тем более что Ганнибал вернулся из Италии и возглавил противостоящие Риму войска. Что делало положение Сципиона почти безнадежным.
И тут на авансцену Истории выходят любовные страсти. Массинисса, разгневанный вероломным по его убеждению поступком Гасдрубала, перешёл на сторону римлян (с которыми до этого воевал), в 204 году до н. э. высадившимися в Африке. Сципион – великий хитрец, к тому же общавшийся (как он демонстрировал перед войсками) с Богами! – вздохнул с облегчением, поскольку без поддержки конницы варваров (каковыми римляне считали нумидийцев-кочевников) Ганнибала ему было не победить. В 203 году до н.э. Сифакс был разбит в битве при Цирте совместными войсками Сципиона Африканского и конницей ревнивого Массиниссы. После чего попал в плен к римлянам. За эту измену Карфагену и переход на сторону Рима Нумидия – не только восточная, но и западная – была подарена римлянами Массиниссе, конница которого сыграла решающую роль в поражении Сифакса.
После битвы в захваченной столице западных нумидийцев Цирте, которая была ему подарена Римлянами, Масинисса случайно (а может быть не случайно) встретил Софонисбу, которая бросилась перед бывшим женихом на колени и умоляла спасти её, не дав римлянам увезти её вместе с поверженным мужем для прохождения в триумфе и последующей позорной казни.
Масинисса пообещал Софонисбе (страсть к которой в нем никогда не стихала) спасти красавицу и в тот же день женился на ней.
Но Сифакс смог отомстить Масиниссе, даже в плену. Когда поверженного царя привели для допроса в палатку к римскому командующему Сципиону, знавшему Сифакса тогда, когда тот ещё был союзником римлян, консул спросил пленника, почему Сифакс без всякой видимой (как ему казалось) причины изменил Риму. Тогда Сифакс возложил вину за свою измену – не жене: Риму! – на женщину, безумная любовь к которой якобы заставила его снова служить Карфагену. Он сделал это не только для оправдания своих действий, но и из ревности к сопернику, к которому его обожаемая жена перешла. Сифакс коварно (а может быть справедливо) добавил, что такая же судьба наверняка ожидает и Массиниссу, который поступил так же глупо и опрометчиво, как и он, женившись на Софонисбе. Уверяя, что под влиянием женских чар, которым противостоять невозможно, Массинисса изменит Риму так же, как изменил он.
И что самое замечательное – в своих предсказаниях Сифакс, который изменил Риму под влиянием женщины, очень возможно был прав!
И поверженный муж достиг своей цели. Сципион действительно очень встревожился и стал опасаться, что Массинисса под влиянием карфагенской красавицы перейдёт к врагу, после чего ему и его армии будет не сдобровать. Поэтому Сципион, вызвав к себе союзника, высказал своё неодобрение слабостью Массиниссы, добавив, что раз Сифакс побеждён и взят в плен римлянами, то всё, что принадлежало Сифаксу, включая его жену — добыча римского народа. Видя, что царь-союзник колеблется, Сципион пригрозил, что хотя Массинисса имеет много заслуг перед Римом, из-за своей страсти к женщине может потерять всё, если не отдаст Софонисбу.
Массинисса был сломлен угрозами римского полководца. Опасаясь гнева римлян, но будучи не в состоянии расстаться с Софонисбой и не желая выдать её Сципиону, он послал к супруге раба с кубком яда, предложив новобрачной самой решить, жить ей в рабстве или умереть свободной. Та, не желая украсить собой триумф Сципиона в Риме, рабству и бесчестию предпочла смерть и немедля осушила кубок до дна.
Таким образом верность Массиниссы Риму Сципионом была обеспечена. Еще через год в битве при Заме, произошедшей 19 октября 202 до н.э., Ганнибал был разбит (при этом решающую роль также сыграла конница Массиниссы) и Карфагенская империя капитулировала.
Тит Ливий так описал последние минуты жизни Софонисбы:
“В смятении ушёл Масcинисса от Сципиона к себе; выпроводив свидетелей, долго сидел, вздыхал и стенал — это слышали стоявшие вокруг палатки — и наконец с глубоким стенаньем кликнул верного раба, хранившего яд (цари всегда держат яд при себе, ведь судьба превратна), и велел ему отнести Софонибе отравленный кубок и сказать: «Масcинисса рад бы исполнить первое обещание, которое дал ей как муж жене, но те, кто властен над ним, этого не позволят, и он исполняет второе своё обещание: она не попадет живой в руки римлян. Пусть сама примет решение, помня, что она дочь карфагенского вождя и была женой двух царей».
Слуга передал эти слова и яд Софонисбе. «Я с благодарностью, — сказала она, — приму этот свадебный подарок, если муж не смог дать жене ничего лучшего; но всё же скажи ему, что легче было бы мне умирать, не выйди я замуж на краю гибели». Твёрдо произнесла она эти слова, взяла кубок и, не дрогнув, выпила.”
Таким образом победа Рима над Карфагеном была одновременно драмой любви и страсти, верности и измены. Соперничеством между двумя царями Нумидии, которые поочередно ради своей возлюбленной изменяли то Карфагену, то Риму. В итоге Рим, возглавляемый мистическим Сципионом, сокрушил Карфаген. Оставив Нумидию (территорию современных нам Алжира с Марокко) Масcиниссе на целых пятьдесят лет. Который благополучно правил этой страной, дожив до глубокой старости.
Такова история любви, которая определила Мировую Историю. Хотите верьте, не хотите проверьте
Юрий Магаршак
А что? Кто-то ещё всерьёз воспринимает Тита Ливия - на самом деле группу писателей фантастов 17 века с этим псевдонимом сочинивших в поддержку мифа о выдуманной Римской империи толстую книгу «История от основания города» Ab Urbe condĭta.
ОтветитьУдалитьУлыбку вызывает старательное описание в текстах такого рода, написанных не ранее XVII века, перечисление сотни как императоров фейковой «античной империи», так и их соправителей и регентов. А ещё умиляют созданные на основе этих анналов и не анналов списки жён римских императоров. Один из них, судя по предисловию, включает даже тех женщин, на которых они были женаты до получения титула. Забавно, что в конце перечисления имеется примечание: «Жены претендентов и самозванцев, которые не имели значения в истории Рима, в списке не учтены».