Благословение и мир
Вы спрашиваете: если душа несколько раз возвращается в этот мир, чтобы исполнить свое предназначение, то, когда придет Машиах, в каком виде душа вернется?
Этот же вопрос много веков назад задал один из величайших учителей Талмуда, рабби Хизкия, как упоминается в священной книге «Зоар» (I, 131a). Ответ, который дал ему другой великий учитель эпохи Мишны, рабби Йосе, звучит так: душа воскреснет в том теле, в котором при жизни соблюдала Тору и заповеди; тело же, не соблюдавшее Тору и заповеди, не воскреснет. Этот ответ следует рассматривать в свете дальнейших разъяснений рабби Ицхака Лурии, жившего 400 лет назад и известного как Святой Ари («лев»). Святой Ари объяснял, что еврею практически невозможно [прожить жизнь], не исполнив хотя бы несколько заповедей. Поэтому, в соответствии с ответом «Зоара», практически все тела воскреснут. Соответственно, возникает вопрос, в какое из тел вернется душа, если она побывала больше чем в одном теле. Ответ, который на первый взгляд может показаться странным, гласит, что душа вернется сразу во все тела. Чтобы понять, как это возможно, вспомним, что души всех людей начались с одной пары: Адама и Хавы. Их души включали в себе души всех будущих поколений — так же, как одно‑единственное семя содержит в себе все будущие поколения деревьев, плодов и семян. Аналогичным образом, души родителей — это не просто две души: каждая из них может распасться на несколько духовных «искр», каждая из которых, в свою очередь, становится полноценной душой. Поэтому, когда еврей исполняет заповедь, тело, участвующее в этом, перестает быть «сухим поленом», которому предстоит сгнить, — благодаря исполненной заповеди оно воскреснет впоследствии вместе с душой. Поэтому в эпоху воскрешения мертвых все частицы «общей» души воскреснут, каждая в своем теле, подобно тому как родители воскреснут со всеми своими детьми.
Если Вам будет немного трудно все это понять, Вы можете попросить Ваших учителей объяснить Вам подробнее или отложить этот вопрос, до тех пор пока Вы не станете старше. В любом случае будьте уверены, что ни одна заповедь, ни одно мгновение, проведенное за изучением Торы, не пропадают даром.
2 тамуза 5716 (11 июня 1956)
«И окончил Яаков завещать сыновьям своим, и поднял ноги свои на постель, и скончался, и был приобщен к народу своему» . Поскольку в Торе не сказано «умер», наши мудрецы изрекли: «Яаков, праотец наш, не умер! Ибо сказано: “И ты не бойся, Яаков, раб Мой, говорит Г‑сподь, и не страшись, Израиль, ибо Я спасу тебя из стран далеких и потомство твое выведу из плена” . Яаков приравнивается здесь к своему потомству. Раз они живы, значит, и он жив» .
Что лежит в основе любви и преданности двух близких друзей, мужа и жены или детей и родителей? Разумеется, не тело, которое не более чем плоть, кости и внутренности, но душевные качества, то есть подлинная сущность человека. Именно свою суть человек сообщает ближним посредством тела и органов. С помощью глаз, ушей, рук, органов речи мы выражаем свои мысли, чувства и душевные качества. Очевидно, что именно душа, а вовсе не плотские средства выражения, составляет наше подлинное «я».
В мире Истины (духовном загробном мире) душа усопшего получает величайшее наслаждение, видя, как члены семьи восстанавливаются после трагедии, приходят в себя, делают все возможное, чтобы наладить свою жизнь, и поступают так, чтобы вдохновлять других и служить им примером.
Пуля, осколок снаряда или болезнь могут причинить ущерб телу, но не способны навредить душе. Они могут стать причиной смерти, однако смерть — не более чем расставание тела и души. Душа продолжает жить вечно; она сохраняет связь с семьей, особенно с самыми близкими и любимыми. Она разделяет с ними их горести и радуется их радостям. Просто членам семьи, живущим на земле, не дано увидеть реакции души плотскими глазами или коснуться ее руками, поскольку со смертью физическая связь между умершим и живыми нарушается.
Душа усопшего испытывает особое удовлетворение, видя, что его детей воспитывают в соответствии с духом Торы, что они не знают отчаяния и уныния, Б‑же сохрани, но растут, как гласит традиционное пожелание, для Торы, свадебного балдахина и добрых дел.
(Ликутей сихот. Т. X. С. 212)
Любавичский образ жизни
Что касается содержания Вашего письма и, прежде всего, вопросов и сомнений относительно некоторых хасидских установок: я удивлен, насколько неверны Ваши сведения относительно даже тех вещей, которые широко известны и были многократно объяснены, в том числе в печатном виде, так что нет никаких причин, чтобы всякий, кто искренне интересуется вопросом, располагал неверными сведениями. Это относится и к Вашим вопросам.
По поводу хасидского подхода к изучению Торы, т. е. ее эзотерической части («нигле»), соответствующие правила приведены в «Законах изучения Торы» основоположника Хабада, а также в предисловии к «Шульхан аруху», написанном его сыновьями. Всякий может убедиться, что их отношение к изучению Торы прямо противоположно тому, что Вам сказали.
То же самое касается обычая делать «лехаим». По этому поводу советую почитать «Ликутей дибурим» моего тестя, благословенной памяти, с. 1438.
Полагаю, что на основании сказанного выше Вы сможете сделать вывод относительно прочих подобных вопросов, которые кто‑либо задаст Вам в будущем.
Дай Б‑г, чтобы Ваша беременность завершилась благополучно, а роды, в добрый час, оказались легкими.
Ханука, 5721 (декабрь 1960)
Мне кажется, Вы уделяете слишком много внимания спорам о политике Хабада. Более того, как видно из Вашего письма, некоторые критики Хабада, судя по их аргументам, вовсе не стремятся к истине, но стараются оправдать свое собственное поведение, хотя в глубине души прекрасно знают, что ведут себя неподобающе.
Очень трудно разъяснить в письме проблему, о которой Вы пишете, т. е. относительную важность продвижения в Торе по сравнению с усилиями приблизить евреев к иудаизму . По большому счету, мне совершенно не нужно об этом говорить — Вы можете обсудить эту тему с хабадниками в Лондоне , поскольку такие вещи, безусловно, лучше всего обсуждать лично. Тем не менее я постараюсь вкратце ответить на Ваш вопрос, руководствуясь знаменитой историей о Гилеле, где он сформулировал основной принцип Торы следующим образом: «Что тебе ненавистно, того не причиняй и ближнему своему» .
Предположим, что мы спросим студента колеля , который утверждает, что самое лучшее и правильное для него — сидеть и учить Тору, не задумываясь о бедствии, постигшем других евреев, которых необходимо приблизить к иудаизму, ибо он якобы поможет им через несколько лет: что бы Вы чувствовали, если бы ситуация была противоположной? Я имею в виду — если бы это Вы родились в нерелигиозной семье и, в силу обстоятельств, не слышали не только о колеле, но и о Младшей ешиве , однако пришли к выводу, что стремитесь к Торе, заповедям и еврейскому образу жизни? И вот, никто вами не интересуется, но есть молодой человек, который сидит в колеле, стремясь продвинуться к Торе; Вы обращаетесь к нему за помощью, а он отвечает: «Извините, сейчас я хочу учиться, но через несколько лет я подумаю, чем могу Вам помочь».
Мне известны доводы о том, что 50 или 100 лет назад не было ничего, подобного нашей политике, и у евреев не было сомнений, что главное предназначение наших юношей — сидеть и учить Тору . Однако не следует забывать, что два или три поколения назад ситуация была совершенно иной. В те дни еврейский дом был кошерным еврейским домом, улица была еврейской улицей, не существовало немедленной угрозы ассимиляции и смешанных браков. В тех условиях важным было сделать знатока Торы из невежды, великого ученого — из мелкого ученого и т. д. Однако сегодня речь идет не о повышении уровня познаний Торы, а в буквальном смысле слова о спасении жизней — спасении евреев, чтобы они остались евреями. Очевидно, что спасение жизни превыше всего остального.
Иногда, когда нет времени для изучения какого‑либо движения или его концепции, можно получить представление об этой концепции, обратившись к личности основателя [движения]. Любавичская концепция, призывающая, [прежде всего], помогать другим евреям, даже ценой самопожертвования, была разработана Алтер Ребе, автором «Шульхан арух а‑рав», который был признан всеми евреями не потому, что Алтер Ребе был главой Хабада, но потому, что он был одним из выдающихся знатоков Торы своего времени.
Эта концепция оставалась неизменной из поколения в поколение, вплоть до времен моего тестя, благословенной памяти, получившего смиху в семнадцать лет, — величайшего знатока Торы, который никогда не хвастался своими знаниями. В других обстоятельствах он тоже предпочел бы сидеть и день и ночь учиться. Однако, когда в России произошла чудовищная революция и установилась новая власть — безжалостная власть, открыто объявившая войну религии в целом и еврейской религии в частности, и почти все, кто мог, бежали из страны , оставив еврейские общины без духовного руководства, именно мой тесть в одиночку встал на защиту Торы и заповедей в Советской России. Он был единственным, кто поддерживал ешивы, хасидские и нехасидские, и находил средство, чтобы обучать [Торе] даже детей родителей‑коммунистов, в самых отдаленных уголках страны. Поэтому если сейчас в Советской России есть тысячи и тысячи евреев, преданных Торе и заповедям, это, безусловно, заслуга беззаветных усилий моего тестя, благословенной памяти, и его учеников, переживших гонения и пытки .
Более того, в качестве живого примера этого подхода Вы можете взглянуть на своего собственного отца. У него тоже был выбор — сидеть в колеле и заниматься самообразованием или заниматься тем, чем он занимается, помогая множеству еврейских семей оставаться евреями. С Б‑жьей помощью, множество мальчиков из этих семей сидят сейчас в колелях и учат Тору.
И наконец, вот самая простая проверка искренности критиков Хабада: они действительно посвящают все свое время изучению Торы? Или же у них находится время на дискуссии и споры, на чтение газет, а также на другие подобные вещи, сами по себе невинные, но безусловно требующие времени, которое можно было бы потратить на помощь другим евреям, которые в ней нуждаются? Позволю себе сказать, что аргументы, которыми они оправдывают нежелание участвовать в работе, подобной деятельности Хабада, заставляет усомниться в их преданности изучению Торы.
8 тамуза 5725 (8 июля 1965)
Комментариев нет:
Отправить комментарий