«Раневская» — не сериал, а хвост павлина, под которым скрывается обыкновенная куриная жопа
События сериала охватывают жизнь актрисы с 1915 по 1978 год. Фаина живёт в Таганроге и мечтает стать актрисой. Её родителей это не устраивает — они уже нашли ей жениха, а актёрскую профессию считают унизительной. Фаина бросает привычную жизнь и уезжает в Москву, где обивает пороги театров. Ей мешают грубый голос, несуразная внешность и заикание, но она всё равно готова идти к мечте.
Дешёвые драмы
С самого начала сериал балансирует между драмой и комедией. Молодая девушка мечтает стать актрисой, но у неё изначально мало шансов на успех — вполне легитимная причина для драмы. Но сценаристам как будто кажется, что этого недостаточно, поэтому зрителю постоянно напоминают о том, что Фаине тяжело. Примерно раз в десять минут главная героиня заявляет, что отказывается от мечты. Она плачет, восклицает, а потом грустно смотрит в стену несколько секунд. После этого ритуала дела начинают идти в гору, но ровно до следующей грустной сцены.
Но стоит посмотреть пару одинаковых эпизодов, и страдания героини перестают трогать — к ним привыкаешь.
Ужасные второстепенные герои
Яркая главная героиня живёт в мире не людей, а стереотипов. Богатые евреи с их «таки да», молодые продажные актрисы, безбожные пролетарии, необразованные богачи — полутона практически отсутствуют. Из‑за этого Раневская разговаривает не с людьми, а типажами, лишёнными индивидуальности.
Абсолютно все герои написаны лениво, Фаина Раневская выделяется по двум причинам: её играет хорошая актриса и у неё много экранного времени. Остальные герои, как правило, лишены второго преимущества, поэтому скорее напоминают яркую картинку в журнале. Можно предположить, что авторы хотели показать эпоху и целые архетипы через отдельных героев, но персонажи слишком плоские. К тому же это странно для байопика, тем более о Раневской.
Постоянные цитаты
Для людей, которые любят Раневскую как автора бесконечного количества афоризмов, сценаристы подготовили подарок — герои постоянно произносят известные фразы, которые приписываются актрисе. Так что если хочется посмотреть сериал, в котором рассуждают про «павлинов с куриной жопой», то «Раневская» порадует.
Другой вопрос — насколько эти афоризмы в принципе смешные и интересные. Непонятно, какую реакцию у зрителя должна вызвать фраза «Муля, не нервируй меня» в бытовой сцене. Радость из‑за того, что узнал цитату из фильма «Подкидыш»? Скорее это отсылка ради отсылки, помогающая заполнить пустоту в скучном сценарии.
Искусственный дух времени
Учитывая то, что сериал был создан при участии Первого канала, многие детали не удивляют. Исторические проекты Константина Эрнста почти всегда обращают очень много внимания на описываемую эпоху — поэтому в них звучит соответствующая музыка, а герои одеты в аутентичную одежду.
С другой стороны, совершенная пустота персонажей превращает сериал в пыльный музей, по которому ходят статисты. Авторам «Раневской» легче выдать хороший костюм пролетарию, чем написать для него нормальный монолог и попросить актёра не переигрывать.
Прекрасная актриса
Мариэтта Цигаль‑Полищук — главное достояние сериала. Она яркая, эмоциональная, в меру грубая. Возникает ощущение, что её просто подставляет сценарий. Вокруг неё должны находиться яркие герои и интересные персонажи, а не унылый костюмированный маскарад. Из‑за того, что всё вокруг неё мертво, Цигаль‑Полищук играет в пустоту. Если российские сценаристы решатся написать что‑то в духе британского сериала «Дрянь», то актрису стоит рассматривать на главную роль.
Чтобы полюбить сериал «Раневская», нужно полюбить Фаину Раневскую. Не обязательно настоящую — лучше ту, которой приписывают бесчисленные афоризмы. А ещё нужно сопереживать музейным экспонатам, вестись на дешёвую драму и любить проекты Первого канала. Кажется, слишком много «нужно» для обыкновенного российского сериала.
«Даже под самым пафосным хвостом павлина всегда скрывается обыкновенная куриная жопа», — говорила Фаина Раневская. Авторы байопика про актрису её не услышали.
Комментариев нет:
Отправить комментарий