Политическое самоубийство израильской элиты
Годовщина смерти Дуду Топаза — это напоминание о культурных корнях поляризации в еврейском государстве. Оп-ред
На этой неделе исполняется 13 лет со дня самоубийства Дуду Топаза. Израильский артист покончил с собой в тюрьме 20 августа 2009 года, ожидая суда за то, что нанял головорезов для избиения видных деятелей СМИ, которых он винил в закате своей карьеры.
До своего трагического конца, ставшего кормом для таблоидов, Топаз был нарицательным среди широкой публики благодаря своим популярным телешоу и любимцем элиты за то, что находился на политкорректной стороне идеологического спектра. Почти за три десятилетия до того, как его нашли мертвым в своей тюремной камере, Топаз произнес печально известную речь, которая незаметно повысила его репутацию в салонах болтунов на иврите.
На митинге в поддержку возглавляемого Шимоном Пересом блока «Согласие» (сегодняшняя Лейбористская партия) в преддверии выборов в Кнессет 1981 года Топаз вышел на сцену и раскритиковал избирателей конкурирующей партии «Ликуд» за то, что они хачахим (уничижительный сленговый термин в то время для израильтян из североафриканского происхождения).
Утверждая, что в то время как члены его собственного лагеря служили в высших боевых частях Армии обороны Израиля, сброд в «Ликуде» был всего лишь сборищем шин гимелим — солдат низшего ранга, чья работа заключается в охране входа на военные базы. Однако его тошнотворные замечания не помешали его стремительному взлету. Наоборот, они стали чуть ли не почетным знаком в определенных кругах, особенно тех, которые состояли из людей, которые считали его программы на маленьком экране слишком безвкусными на их вкус.
Так случилось, что «Ликуд» победил на рассматриваемых выборах, потому что националисты численно превосходили пацифистов. Параллель с сегодняшним днем поразительна.
Одно из различий между тогда и сейчас заключается в том, что главой «Ликуда» был Менахем Бегин, а не Биньямин «Биби» Нетаньяху. По иронии судьбы, и левые, и недовольные бывшие ликудники любят свято говорить, что партия Биби отошла от достоинства и ценностей прошлых лет.
Чтобы оправдать свою ложную ностальгию, они указывают на конкретных политиков из «Ликуда», не принадлежащих к ашкенази, таких как Дуди Амсалем (занявший в среду высокое место на партийных праймериз), фактически не используя этнические оскорбления, как это сделал Топаз.
По иронии судьбы, в преддверии выборов 1981 года израильская полиция была в состоянии повышенной готовности, чтобы противостоять тому, что, по ее словам, было самой жестокой кампанией в истории страны, вызванной политической поляризацией. И Нетаньяху нигде не было на сцене.
Биби действительно стал премьер-министром за несколько месяцев до того, как Топаз отомстил всем представителям СМИ, включая своего агента и руководителей Второго управления по радио и телевидению, которые были причастны к отмене его шоу и отклонению идей для нового.
Пока наемные убийцы, которым он заплатил, избивали этих известных профессионалов, Топаз продвигал детскую книгу, которую он только что опубликовал. Судя по толпам, выстроившимся в очередь, чтобы он подписал свои недавно купленные экземпляры, книга была на пути к бестселлеру.
Но такого рода рекламы было недостаточно, чтобы успокоить его эго или утолить жажду сохранить статус мега-знаменитости. Таким образом, вместо того, чтобы просто барахтаться, он прибегал к физическим нападениям — сначала против тех, кого он обвинял в своей угасающей славе, и, наконец, против самого себя.
Естественно, его дело было в центре внимания всей страны в течение нескольких недель, и эксперты регулярно оценивали каждый аспект этого ужаса. Однако самым поразительным в комментарии была его общая основная тема: Топаз не был человеком со свободной волей или глубокими эмоциональными проблемами, а скорее символом и продуктом больного общества и «оккупации».
Например, в статье в «Маарив» Ронен Таль написал, что жертвы Топаза «не заслуживали избиения, но мы живем в отвратительной стране, и они имеют отношение к ее внутреннему убранству».
Далее он утверждал, что «Израиль — жестокая страна. Его полиция жестока. Его армия жестока. Его службы безопасности жестоки. Его преступники жестоки. Его молодежь жестока. Мы жестоки по отношению к иностранным рабочим, которые не могут предоставить нужные документы, жестоки по отношению к парню в клубе, который с вожделением смотрел на нашу девушку, жестоки по отношению к полуторамиллионному арабскому населению Газы».
Это смутное изображение еврейского государства проистекает из того самого типа культурного неодобрения, которое Топаз выражал по отношению к хачахим и ощущал израильские элиты с тех пор, как Бегин стал премьер-министром в 1977 году. Это причина того, что «Ликуд» является крупнейшей партией в парламенте.
Пусть история Топаза послужит напоминанием о том, в чем заключается истинная «поляризация» нации.
Рути Блюм — израильский журналист и автор книги «К черту в корзине: Картер, Обама и «арабская весна».
Комментариев нет:
Отправить комментарий