"Я не люблю евреев. Более того, я питаю к ним отвращение"
Oснователь Всеобщего германского рабочего союза Фердинанд Лассаль был евреем. От своего происхождения он никогда не отказывался, но весьма им тяготился.
30.05.2020
23 мая 1863 года в Лейпциге была основана Социал-демократическая партия Германии. Тогда она называлась Всеобщим германским рабочим союзом, и в ее учредительном съезде, состоявшемся в скромной гостинице "Пантеон", приняли участие всего 13 человек. Они утвердили программу действий, в которой говорилось, главным образом, о создании профессиональных объединений и совместно управляемых предприятий. Национальный вопрос – и, в частности, еврейский – в программе не упоминался. Но это вовсе не означало, что немецкие социал-демократы считали его решенным. Скорее, наоборот.
Евреи против евреев
Начать с того, что основатель и первый председатель Всеобщего германского рабочего союза Фердинанд Лассаль был евреем. От своего происхождения он никогда не отказывался, но весьма им тяготился. В одном из писем матери 19-летний Лассаль назвал еврейство "сообществом презренных личностей". "Можно сказать, что еврейский мир представляет собой совершенное уродство, - писал он далее. – Это полная и безоговорочная капитуляция человека перед Богом".
Тем не менее, в своих программных выступлениях Лассаль еврейского вопроса практически никогда не касался. В отличие от своего главного оппонента в германском рабочем движении – Карла Маркса. Тот открыто клеймил евреев в своих статьях, и некоторые его высказывания на эту тему быстро завоевали широкую известность. Например: "Каков мирской культ еврея? Торгашество. Кто его мирской бог? Деньги". Маркс утверждал, что "общественная эмансипация еврея есть эмансипация общества от еврейства". То есть, для решения вопроса общество должно избавиться от евреев. Как добиться этого, Маркс не объяснял, но впоследствии вместо него это сделали другие.
Выступая на учредительном съезде социал-демократов в Лейпциге, Лассаль ничего не говорил о евреях. Но практически в то же время, в письме своей возлюбленной – русской девушке Софьей Сонцовой, встреченной им в Германии, он писал: "Я не люблю евреев. Более того, я питаю к ним отвращение. Вековое рабство превратило этих людей в настоящих рабов, и оттого я испытываю такую враждебность по отношению к ним". Предлагая Софье стать его женой, Лассаль выражал опасение за ее судьбу на родине: "Соотечественники наверняка будут презирать Вас за то, что Вы вышли замуж за еврея". Впрочем, эти опасения оказались напрасны. Софья Сонцова ответила Лассалю отказом, и по возвращении в Россию вышла замуж за известного врача и пионера воздухоплавания Николая Арендта. А Лассаль год спустя был убит на дуэли вследствие еще одного неудачного романа.
Однако многие социал-демократы, не имевшие отношения к еврейству, к евреям относились вполне доброжелательно. Например, Вильгельм Либкнехт (отец знаменитого революционера Карла Либкнехта) отмечал, что "евреям идеализм присущ в гораздо большей степени, нежели иным народам". Август Бебель в письме Фридриху Энгельсу писал: "Для того, чтобы оказаться в хорошей компании, необходимо подружиться с евреями". Энгельс в ответном письме объяснял это следующим: "Евреи куда в большей степени обладают здравым смыслом, нежели иные буржуа".
Пламенные интернационалисты
В 1875 году Всеобщий германский рабочий союз был преобразован в Социалистическую рабочую партию Германии. К этому времени евреи играли в нем еще более заметную роль, нежели при основании. Некоторые из них, как, например, будущий депутат рейхстага Адольф Сабор, публично заявляли о своем разрыве с еврейством. Иные, как будущий председатель партии Пауль Зингер, несмотря на декларируемый атеизм, сохраняли связь с общиной. Третьи, как известный юрист Самуэль Кокоски, вовсе игнорировали свое происхождение, никак не высказываясь по этому поводу. Так или иначе, число евреев в рядах Социал-демократической партии постоянно росло. И они неизменно занимали в ней лидирующие позиции.
Это особенно четко проявилось после того, как Социал-демократическая партия начала участвовать в выборах в рейхстаг. С 1881 по 1914 год в немецкий парламент были избраны 417 депутатов от СДПГ, и 43 из них были евреями. Эта пропорция в десять раз превышает долю евреев в общем населении Германии того времени.
В XIX веке многие видели решение еврейского вопроса в ассимиляции. "Наше требование к согражданам-евреям просто и элементарно, - писал в 1879 году видный историк, депутат рейхстага Генрих фон Трейчке. - Пусть они станут немцами, просто и истинно будут чувствовать себя немцами, не искажая при этом свои старинные, святые для них воспоминания и веру, уважаемую всеми нами". Многие евреи были готовы с этим согласиться. Их подталкивало к социал-демократическому движению именно стремление стать обычными немцами.
Так сложилась парадоксальная ситуация: еврейские социал-демократы в Германии были пламенными интернационалистами и к собственному еврейству относились, в лучшем случае, как к незначительной детали биографии. Более того, некоторые из них были горячими сторонниками пангерманизма и поддерживали идею объединения Германии и Австрии. Но, тем не менее, именно массовое участие евреев в социал-демократическом движении стало впоследствии одной из главных причин роста антисемитизма в Германии. Причем евреев-социалистов ненавидели вовсе не за то, что они сами ненавидели в еврействе.
Как и где зарождались расовые теории
В середине XIX века в Европе начали распространяться расовые теории, исключающие ассимиляцию как решение еврейского вопроса. Их авторы рассматривали евреев как этнос, а не как религиозную группу. Как представителей особой расы, которых ничем невозможно исправить.
В 1850 году знаменитый немецкий композитор Рихард Вагнер опубликовал статью "Еврейство в музыке", в которой подверг яростным нападкам именно ассимилированных евреев. "Образованный еврей произвел невероятнейшие усилия, чтобы лишить себя заметных признаков своих низших единоверцев, - писал он. - Во многих случаях он даже признавал целесообразным действовать путем крещения, лишь бы уничтожить все следы своего происхождения. Но такое усердие никогда не давало ему возможности получить ожидаемые результаты. Еврейский акцент — яркая особенность всего племени, принадлежит не только простым евреям, оставшимся верными своему племени, он остается и у образованного еврея, с каким немалым старанием тот ни пытался бы от него избавиться".
Таким образом, в отличие, скажем, от испанской инквизиции, Вагнер не оставляет евреям выхода даже в виде крещения. "Спасение Агасфера – в его погибели", - пишет он в заключение своей статьи.
В 1853 году во Франции вышел в свет четырехтомный труд Жозефа-Артюра де Гобино под названием "Опыт о неравенстве человеческих рас". В нем впервые был сформулирован тезис о расовом неравенстве как главном принципе исторического развития. Гобино выделил три расы, расположив их в следующей иерархической последовательности – белая, желтая и черная. Высшее место внутри белой расы занимали арийцы. При этом Гобино утверждал, что религия не может повлиять на глубинные наклонности и характеристики различных этносов.
Эти идеи поддержал и развил английский социолог Хьюстон Чемберлен. Горячий поклонник Вагнера, в 1899 году он издал свою книгу "Основы XIX века" в Мюнхене. В ней Чемберлен пишет, главным образом, о созидательном тевтонском духе и разрушительной силе иудаизма. Арийцев он называет творцами и носителями цивилизации, а евреев – вырождающейся расой, негативным фактором исторического процесса.
Евреев, пытавшихся стать "обычными немцами", в конце XIX – начале ХХ века обвиняли в попытке скрытным образом раствориться среди арийцев, и, тем самым, внести порчу в высшую расу. А тех, кто не желал ассимилироваться, обвиняли в ветхозаветной жестокости и верности "кровожадному талмудическому коду". Никакого выбора, кроме исчезновения, у евреев как бы не оставалось.
Нацисты против евреев и социал-демократов
В 20-е годы ХХ века немецкие монархисты, а затем и нацисты начали возлагать на социал-демократов ответственность за поражение Германии в Первой мировой войне. Евреев, кроме того, обвиняли в массовом участии в ноябрьской революции 1918 года и в попытке установления советской власти в Баварии.
В нацистских брошюрах 20-х годов часто цитировался призыв редактора социал-демократической газеты "Форвертс" Фридриха Штампфера, опубликованный им незадолго до окончания Первой мировой войны: "Германия должна навсегда сломать свой военный флаг, нам не нужна победа!" Эта фраза приводилась в качестве примера предательства евреев – социал-демократов. А Хьюстона Чемберлена Геббельс называл "отцом нашего духа".
В годы Веймарской республики Социал-демократическая партия была ведущей политической силой Германии. Ее лидер Герман Мюллер на протяжении нескольких лет занимал пост рейхсканцлера. Евреи по-прежнему играли в партийной деятельности заметную роль. В 1924 году в состав парламентской фракции входили социал-демократов входили 18 евреев, в 1932 году - 16.
В июле 1933 года СДПГ, как и все остальные партии, кроме национал-социалистической, была запрещена. Многие социал-демократы оказались в концлагерях, кому-то удалось эмигрировать и перебраться за океан, кто-то сумел отсидеться, не напоминая о себе нацистским властям. Но у евреев Германии, вне зависимости от их партийной принадлежности, началась своя, отдельная трагическая история.
По окончании Второй мировой войны Социал-демократическая партия была возрождена в Западной Германии. В ГДР уцелевшим социал-демократам, присягнувшим на верность коммунистам, была дана возможность присоединиться к правящей Социалистической единой партии Германии. Но евреев в обеих партиях уже практически не было.
Источник: Детали
Комментариев нет:
Отправить комментарий