"Плывущий мир" Клода Моне: Альбертина представляет грандиозную ретроспективу художника
Альбертина с гордостью отмечает, что это первая крупная выставка Клода Моне в Австрии за последние 20 лет.
Клода Моне называли «отцом импрессионизма», «мастером света», который был оригинален не просто в своей живописной технике, но в своем общем и страстном исследовательском увлечении. Местечки вдоль берегов Сены, побережье Франции,сад в Живерни, архитектура городов, водная гладь, яркая и пышная растительность летних ландшафтов и таинственные серо-синие туманы — зимних… Буквально все темы и мотивы творчества Моне на выставке не просто представлены во всем своем великолепии, но и показаны в развитии.
Таким образом, произведения на выставке освещают революционный переход в творчестве художника от реализма к импрессионизму и далее — к той живописи,в которой цвет и свет постепенно будто бы отделяются от предметов, которые их отражают… Картины со свободной пластикой, особым видением и подходом к изображению природы. Эти поздние работы Моне спустя много лет после смерти художника проложили путь к абстрактному экспрессионизму в живописи.
1887, 145×132 см
«Девушки в лодке» из Национального музея западноевропейского искусства в Токио выбраны для афиш венской выставки.
Куратор мероприятия Хайнц Видауэр подчеркивает, что экспозиция — строго хронологическая. И если посетителям достаточно сделать несколько шагов, чтобы увидеть разницу в меняющемся подходе и методе Клода Моне, то художнику в свое время понадобились годы для «перемещения в пространстве» своего творчества. А чтобы продемонстрировать смену периодов и увлечений художника и добыть определенные картины согласно строгому замыслу показа, организаторам пришлось преодолеть еще и географический фактор — привезти картины из разных музеев мира.
Так, в одном зале можно увидеть две картины, которые отображают очевидное противопоставление, «революцию» Моне-живописца: написанная в 1867 году и заимствованная из Гааги, «Набережная Лувра» представляет собой чистый реализм урбанистического Парижа. На другой стене того же помещения — «Бульвар Капуцинок», написанный шесть лет спустя, прибывший в Вену из Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве. Картина невероятно красива в своей мимолетности, это праздник света и «фирменная» ныне,но необычная и даже скандальная когда-то размытая манера.
- Клод Моне. "Набережная Лувра", 1867
- Клод Моне. "Бульвар Капуцинок", 1873
1875, 55.3×64.7 см
«Наброски! Возмутительно! Незавершенная!» — арт-критика не выбирала выражений,когда Клод Моне отрекся от реализма в конце 1860-х годов. Он писал как никто другой из его современников: быстро, на природе, прямо перед предметом. И он выбирал сюжеты не из истории, мифологии или литературы — писал, просто присутствуя в определенном месте. Моне радикально отказался от академической живописи, что было неприемлемо для арт-критики и аудитории его времени. Его искусство насмешливо называют «импрессионизм» созвучно названию одного из первых его шедевров «Впечатление. Восход солнца». Сегодня Клод Моне считается одним из главных новаторов в истории живописи, родоначальником нового стиля. Его всемирно известные работы изменили взгляд на искусство целого поколения художников.
1872, 48×63 см
«…Художник просыпался с первыми лучами солнца и засыпал, когда солнце садилось. Он никогда не задергивал в своей спальне окно занавесками, а пасмурная погода могла погрузить его в настоящую депрессию. Увидев за окном тучи,художник часто ложился в постель и отказывался вставать даже к обеду и ужину — в такие дни лучше было его не трогать. Никогда не применявший в мастерской газовых фонарей, Моне до самой смерти не признавал и электрического света,отказывался работать при лампе. Он говорил: „Если солнце спит, что мне еще делать?“ И уходил спать, едва темнело.
Сложно сейчас представить, что юный Оскар — именно так называли его, Оскара Клода Моне, в детстве — терпеть не мог пейзажи, пленэры и не понимал, как можно всерьез заниматься рисованием природы.
Клод Моне родился в Париже, но детство провел в Гавре… Учиться совсем не хотелось, ограничений и рамок, навязанных колледжем и семьей, Моне не принимал. Юный Оскар быстро нащупал то дело, которым можно заниматься в свое удовольствие — карикатуры 15-летнего художника Клода Моне жители Гавра покупали по 20 франков (для сравнения, 15 — 20 лет спустя Моне счастлив будет продавать иногда свои работы по 50 франков)…» — биографический очерко художнике и заметки о мастере и его работах в Артхиве.
Выставка в Вене примечательна еще одним акцентом, кроме хронологии. Моне не волновал изменчивый событийный мир. «Он художник, которого не интересовали большие события, только природа… Вся выставка построена вокруг (стихии) воды», — говорит директор Альбертины Клаус Альбрехт Шредер. И хотя в экспозиции можно увидеть ранние портреты наряду с такими шедеврами,как «Руанский собор», работы с изображением водной глади на выставке явно доминируют. И даже если в Ветёй Сену может «представить» снег — он переменчив,подобно текучей воде. И Моне это исследует.
Клод Моне. Церковь в Ветёй, снег, 1878−1879.
Музей Орсэ, Париж.
Клод Моне. Скала Игла, вид из Порт д’Аваль, 1886 г., холст, масло. Национальная галерея Канады, Оттава
Посетив зал, изобилующий видами крутых скал Нормандии,мы встречаемся не с художником-путешественником, а с художником-созерцателем. Он, будто прикованный к одному и тому же объекту,рассматривает и изображает его много раз, в разное время года, суток, при разном освещением. При этом«автономия средств увеличивает независимость» цветовых решений (Шредер).
Представление серий картин («Долина Креза», «Стог сена», изображения Британского парламента и Руанского собора) - основной лейтмотив выставки.
Наконец, впечатляющий финал: после нескольких всемирно известных картин с водяными лилиями (в том числе из коллекции Батлинера) на выставке посетители также могут увидеть картины позднего периода творчества мастера: «Дом среди роз» и «Японский мостик», написанные почти слепым 80-летним художником.
Цвета становятся темными, осенними… И кувшинки, и мост уже едва различимы в цветастом хаосе мазков. «Сопоставимые с поздней работой глухого Бетховена», эти картины стали известны только после смерти Моне, сказал Шредер. Они ясно указывают на следующую эпоху истории искусства — абстрактный экспрессионизмДжексона Поллока, Марка Ротко, Барнетта Ньюмена или Джоан Митчелл.
Выставка «Клод Моне» работает в Альбертине
до 6 января 2019 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта Музея Альбертины. Главная иллюстрация: Лестница музея Альбертина (фото — официальная страница музея в Твиттере).
Комментариев нет:
Отправить комментарий