Денис Драгунский | Два тела вождя |
О том, как личность у нас становится важнее должности
О том, как личность у нас становится важнее должности
Король как политическое тело трансцендентен. Когда реальный земной король умирает, это всего лишь означает, что политический король переселяется в земное тело нового короля. Вот второй, глубинный и главный, смысл восклицания «Король умер — да здравствует Король!» Не просто на престол в ту же секунду заступил новый король, и нет никакого перерыва власти, а умер король (с маленькой буквы), а Король (с большой буквы) всегда в полном порядке, ура! Что и является лучшей гарантией непрерывности власти.
Источник: Два тела вождя / газета.ru
На четвертом году правления английской королевы Елизаветы I, а именно в 1562 году, юристы короны рассматривали дело о земельной собственности, которой владел ее предшественник Эдуард VI. Проблема состояла в том, что он совершал операции с недвижимостью, будучи несовершеннолетним (бедняга скончался 15 лет от роду), но уже будучи королем (взошел на престол в 9-летнем возрасте). Это, естественно, вызывало вполне понятную правовую коллизию.
Юристы приняли такое решение: «Ни одно деяние, совершаемое королем в качестве короля, не может быть оспорено из-за его несовершеннолетия. Ибо король имеет в себе два тела — тело природное и тело политическое. Его природное тело есть смертное тело, подверженное всем превратностям природы и случая, вплоть до младенческого и старческого слабоумия. Но его политическое тело не может быть видимо или ощущаемо, оно состоит из политики и правления и создано для руководства народом и поддержания общего блага; и это тело совершенно свободно от младенчества или старости и прочих недостатков и немощей. И по этой причине то, что король совершает в своем политическом теле, не может быть оспорено на основании какого бы то ни было несовершенства его природного тела».
Об этом рассказал Эрнст Канторович в своей знаменитой книге «Два тела короля. Исследование по средневековой политической теологии» (1957; рус. пер. 2014). Он обнаружил, что учение о двух телах короля появилось намного раньше, еще в XI веке. И самое главное — представление о «природной» и «политической» сущности короля опирается на тезис о двуприродности Христа — человеческой и божественной. Поскольку король рассматривался как своеобразное отражение — отображение? инобытие? замещение? — Сына Божьего на земле.
Король как политическое тело трансцендентен. Когда реальный земной король умирает, это всего лишь означает, что политический король переселяется в земное тело нового короля. Вот второй, глубинный и главный, смысл восклицания «Король умер — да здравствует Король!»
Не просто на престол в ту же секунду заступил новый король, и нет никакого перерыва власти, а умер король (с маленькой буквы), а Король (с большой буквы) всегда в полном порядке, ура! Что и является лучшей гарантией непрерывности власти.
Говоря совсем грубо и по-современному, должность и все, что с нею связано, важнее персоны и ее индивидуальных качеств.
Именно поэтому в Англии в XVII веке парламент именем и властью короля Карла I как важнейшего политического тела собирал армию против реального Карла I как никчемного природного тела. Король с большой буквы воевал против короля с маленькой. Может показаться, что эта головокружительная диалектика не имеет к нам никакого отношения. Имеет, да еще как.
Вспомните последние годы правления Брежнева, а также период с ноября 1982-го по март 1985-го, который тогдашние весельчаки называли «гонкой на лафетах». Триумф политического тела при полной дряхлости тела природного.
Очень плохо и стыдно, что настоящее и будущее России до такой степени зависят от одного человека. Это свидетельствует не столько о его силе, сколько о слабости гражданского общества. Однако факт остается фактом: мы все - заложники процессов, происходящих (или буксующих) в сознании правителя.
В партийных инструкциях речь шла о «повышении авторитета генерального секретаря ЦК КПСС», то есть некоей безличной политической субстанции. Именно его, генсека, производили в маршалы, делали героем войны и крупным прозаиком, награждали всеми орденами, премиями и званиями. Весельчаки говорили, что готовится указ о присуждении Брежневу званий «мать-героиня», «город-герой» и «народный артист СССР», — и тогда будет полный комплект. Но все эти клейноды навешивались на живого человека, который сгибался под их тяжестью, — на «лично дорогого Леонида Ильича».
Возникало противоречие между физическим и политическим телом, неразрешимое для современного ума, не искушенного в богословских спорах о двойственной природе Спасителя.
Легенда гласит, что однажды юный Василий Сталин нахулиганил в школе и дерзко сказал учителю: «Я ведь Сталин! И ничего вы со мной не сделаете!» Узнав об этом, его папа надрал сыну уши, а потом сказал: «Ты думаешь, ты Сталин? Нет, ты не Сталин! Ты, наверное, подумал, что Сталин — это я? Нет, я тоже не Сталин. Вот — и тут Сталин показал на свой портрет на стене — вот где Сталин!»
Кажется, что здесь политическое тело торжествует над природным. Но, увы, это только так кажется. Сталин лукавил. Потому что он правил страной, по крайней мере с 1923 по 1941 год, почти в личном качестве, не занимая государственных постов. Да и далее тоже — не генсек, не предсовмина, а просто — Сталин.
Культ личности — это еще и скрытая идея личного бессмертия вождя. Если не бессмертия в прямом смысле, то существования помимо и вне смерти.
Известна история: одна советская поэтесса принесла в редакцию стихи со словами: «Сталин мечтает при жизни увидеть зарю коммунизма». Был страшный скандал: «Вы считаете, что товарищ Сталин умрет?» Ее выгнали из партии, и потом она стала диссиденткой: дело было в начале 50-х, когда товарищ Сталин был уже весьма дряхл, но напоминать о его возможной смерти было тем более недопустимо. Зато в последние годы жизни Сталина медикам был дан государственный заказ: проблема долголетия. Ездили на Кавказ, изучали рацион тамошних долгожителей. Для вящего эффекта приписывали им лет по десять-двадцать.
Откуда это взялось? Почему бессмертное политическое тело стало вечным физическим? Наверное, наше народное сознание именно так переработало идею двуприродности Спасителя, потому что иначе — вне утонченной богословской диалектики — ничего не получалось сложить в уме.
Поэтому появились бесчисленные чудом спасшиеся цари и царевичи, от Дмитрия и Петра III до Алексея и Анастасии, да и Александр I превратился в старца Федора Кузьмича. Была легенда и о выжившем Николае II, якобы он до глубокой старости работал в Никитском ботаническом саду в Ялте. Показывали фотографии — похож! Телесно бессмертным был и в некотором смысле остается Ленин.
Сегодняшний руководитель Российской Федерации — Путин. Просто Путин, и не важно, какой пост он занимает, президентом работает или премьер-министром. Когда кремлевские юристы еще не разработали идею рокировки, то предлагалось еще более простое и убедительное решение. Перестав быть президентом, Путин должен был стать вроде бы частным лицом, но при этом Национальным Лидером (или Первым Гражданином). То есть все равно самым главным.
Одна из граней этого переворота связана преимущественно с персоной Владимира Путина. За время своей публичной деятельности в ранге сначала президента, а затем премьер-министра РФ он радикально изменил представления о том, что может быть подвластно высшему государственному лицу и как это лицо способно выглядеть.
Собственно, так оно и происходит в народном сознании, включая сознание научной и художественной элиты, о чем свидетельствуют письма-петиции к Путину. Президентские полномочия лишь прилагаются к первичной харизме вождя, но не какого-то вождя вообще, а именно Путина. Его природное тело создает политическое, а не наоборот, и уж, конечно, никакого «политического тела президента РФ» не существует в отдельности от природного тела Путина, о чем мы можем с уверенностью судить, оборачиваясь на период 2008–2012 годов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий