Назвал так свою
попытку некролога о Петре Ефимовиче, потому, что не нравятся мне вздохи, типа «ушел
из жизни Петр Тодоровский». Глупости, ну как мог «уйти их жизни» оператор, режиссер,
композитор и сценарист доброй дюжины первоклассных фильмов. Чудом уцелев на войне,
он чудом же в совковом капкане сохранил честь и совесть большого художника. Мало того, Петр Тодоровский - не просто имя
человека – это символ целой эпохи в истории культуры России и мирового
кинематографа. Может это уйти из нашей
жизни, пока мы живы? Нет, конечно. Говорят, он был типичным шестидесятником в
кино, таким же, как его друзья Зиновий Гердт, Булат Окуджава, Марлен Хуциев, Сергей Урусевский,
Григорий Чухрай… При этом забывается одна особенность – эта человеческая порода
и сегодня - последний призыв к тому, что с пафосом именуется верой, надеждой и
любовью. Посмотрите любой фильм Петра Тодоровского, и вы найдете там все вышеперечисленное.
Мы были знакомы шапочно. В 1995 году на
фестивале «Кино-шок» показывал свой фильм «Интервью с Гитлером». Тодоровскому,
члену жюри, фильм мой категорически не понравился. Спросил – почему? Петр
Ефимович ответил, что все слишком в лоб, на уровне агитки. Я стал спорить:
впереди, мол, выборы и к власти в России рвутся нацисты. «Все равно – не наше
это дело, не дело художника, - и он повторил, совсем уж тихо, пристально глядя на мой семитский облик. – Не наше это дело,
не наше». Урок этот я запомнил на всю жизнь. В журналистике без прямой драки –
никак нельзя, но в будущих фильмах и в прозе попытался ни разу не забыть урок
Тодоровского. Всего лишь пятиминутный разговор, а как он много для меня значил.
Не знал, что мастер в больнице и тяжело болен,
но два дня назад почему-то очень захотелось снова увидеть его давний фильм с
Булатом Окуджавой – «Верность». Без труда нашел его в Интернете, просмотрел и
словно свежей, родниковой воды напился. Нет, долго еще не уйдет из жизни Петр
Ефимович Тодоровский.
Комментариев нет:
Отправить комментарий