«Только в девятнадцатом году я
научилась слову “жид”».
Марина Цветаева «Записные книжки»
Была
она не брезглива, в чем и сама признавалась. Не боялась Цветаева нечистоты тела
во всех смыслах, но всегда бежала от грязи в душе. Ее дневниковые заметки о
первых годах революции честны, мужественны, наполнены болью, ужасом и любовью.
И очень, как и все, к чему прикасалась Марина, – талантливы.
Имеем
ли мы, современники, право судить людей, самих приговоривших себя к смерти?
Нет, убежден, что это безнравственно. Даже в такого грешника, как Александр
Фадеев, не могу бросить камень. Хотя он и ответил на прошение бездомной
Цветаевой: «Тов. Цветаева! Достать Вам в Москве комнату абсолютно невозможно. У
нас большая группа очень хороших писателей и поэтов, нуждающихся в жилплощади».
Отвратительный документ, а не могу заставить себя судить Фадеева, как только
представлю ужас этого человека перед сознанием невозможности продолжить жизнь.
Что уж тут говорить о самой Цветаевой, Маяковском, Есенине…
Все
они жили во времена, беспощадно провоцировавшие человека на зло. Кто-то попал в
дьявольские сети, кто-то пробовал вырваться из западни, кто-то восставал против
самого страшного и всесильного времени.
Но
при всех обстоятельствах большой поэт оставался в одиночестве. Иосиф Бродский
написал об этом исчерпывающе точно: «Чем лучше поэт, тем страшнее его
одиночество».
Одиночество
– сродни безумию, добавлю я. Безумию самоубийства.
Грязные,
кровавые времена всегда были школой мизантропии и для чистых и мужественных
душ.
Восемнадцатый
год, лето: «Б-же мой! Как я ненавижу деревню, – пишет Цветаева, – и как я
несчастна, среди коров, похожих на крестьян, и крестьян, похожих на коров». Год
девятнадцатый: «Язык простонародья как маятник между жрать и с…».
Впрочем,
тема народности бездонна. В этих заметках я только хотел бы проследить за
«еврейским вопросом» в дневниковых записях Цветаевой, на основе вышедшей в 2002
году книги «Марина Цветаева. Записные книжки». Вопрос этот занимает в ее
дневнике значительное место.
Мне
всегда казалось, что великое прозрение Марины названную тему исчерпывает:
«Гетто избранничеств, вал и ров – пощады не жди. В сем христианнейшем из миров поэты
– жиды». Однако, читая записные книжки, понял, что все не так просто.
Шестнадцатый
год. Мир относительно спокоен – если не считать кровопролитной первой мировой
войны. Марина Цветаева пишет: «Христос завещал всему еврейству свое великое
«жаление» женщины.
Еврей,
бьющий женщину, немыслим».
Любопытная
запись. Цветаева не пишет, почему Христос не завещал этого христианам.
Евангелие читала Марина, Евангелие и Ветхий Завет, не Тору. Вот в этом, а часто
и только в этом, издержки взглядов (даже «мягких») на еврейство русской
художественной элиты.
Лето
семнадцатого года: «Вы слово “еврей” произносите так, точно переводите его с
“жид”».
Слух
большого поэта уникален, но чума большевизма близка, и Цветаева пишет 15 ноября
1918 года: «Слева от меня (прости, безумно любимый Израиль!) две грязные,
унылые жидовки… Жидовка говорит: “Псков взят!” – У меня мучительная надежда:
“Кем?!!”».
«Безумно
любимый Израиль» остался там, в мире без голода, лишений, смерти. А здесь,
рядом с Цветаевой, «две жидовки», сообщающие в восторге, что красными
взят Псков.
Чуждость
«любимому Израилю» нарастает по мере развития революции:
«Когда
меня – где-нибудь в общественном месте – явно обижают, мое первое слово,
прежде, чем я подумала:
–
Я пожалуюсь Ленину!
И
никогда – хоть бы меня четвертовали – Троцкому!
–
Плохой, да свой!»
В
те лихие годы и не подозревали, что и Ленин не совсем «свой». В общем, некому
было жаловаться русскому человеку. Ну, не Калинину же, и не Буденному с
Ворошиловым.
Если
бы могла, Цветаева пожаловалась бы Пуришкевичу, одному из лидеров «Черной
сотни»: «Моя любовь в политике – Пуришкевич. Ибо над его речами, воззваниями,
возгласами, воплями я сразу смеюсь и плачу».
И
даже любимая дочь Аля (Ариадна) не хочет быть еврейкой: «Аля – кому-то, в ответ
на вопрос о ее фамилии:
–
О нет, нет, у меня только 1/2 дедушки был еврей».
Голод
взял за горло Россию 19-го года. На глазах у Цветаевой страдают, мучимые
голодом, ее дети. Читаем запись:
«Не
могу простить евреям, что они
к
и ш а т». Их слишком много, они слишком заметны.
Когда
в перестроечном СССР совсем пропало мясо, обыватель стал требовать отстрела
собак. Они, мол, все, что предназначено людям, пожирают.
А
собак-то в городе появилось тогда много, потому что обедневшие люди стали гнать
их за порог. Дело не только в идее и свободе, дарованной Временным
правительством. «За порог» местечка евреев выгнал и голод, устроенный
большевиками.
В
девятнадцатом году собаки почти исчезли – их попросту сожрали. Остались одни
евреи, о которых и пишет Цветаева. Голод способен и не такое сотворить с
психикой человека.
И
все-таки, Цветаева – это Цветаева. Ее «любовь к Израилю» не проходит, потому
что в это страшное время именно евреи помогают ей выжить, евреи, которые
«кишат».
«Г-жа
Гольдман, соседка снизу, от времени до времени присылает детям огромные миски
супа – и сегодня одолжила мне 3-ю тысячу. У самой трое детей. Маленького роста,
нежна, затерта жизнью: нянькой, детьми, властным мужем, правильными обедами и
ужинами. Помогает мне – кажется – тайком от мужа, которого, как еврея и удачника,
я – у которой все в доме, кроме души, замерзло и ничего в доме, кроме книг, –
нет – не могу не раздражать… Еще Р. С. Тумаркин, брат г-жи Цейтлин, у которой я
бывала на литературных вечерах. Дает деньги, спички. Добр, участлив. И это
все».
С
горечью вспоминает Цветаева заветы любимой матери: «Мама, что такое –
социализм? (Яся 11-ти лет, в 1905 г., в Ялте.)
–
Когда дворник придет у тебя играть ногами на рояле – тогда это – социализм… Ах,
забыла! Страстная любовь к евреям, гордая, вызывающая, беспрекословная (только
в 1919 г. я научилась слову “жид”) – тогда в кругу Сергея Александровича,
старых монархистов-профессоров, – придворных! – Помню, с
особенной гордостью – чуть ли не хвастливо – впрочем, в это немножко
играя – утверждала, что в ее жилах непременно есть капелька еврейской крови,
иначе бы их так не любила».
Как
странно. Социализм и евреи. Тот страшный, босой дворник вдруг
заговорил с акцентом. Что делать с каплей еврейской крови,
перешедшей к Марине от матери?
Но
это всего лишь «капля». Кто же Цветаева в 1919 году? «Мы с Алей у
Антокольского (поэт, в то время студиец-вахтанговец) …Антокольский читает
мне стихи – “Пролог к моей жизни”, которые я бы назвала “Оправданием всего”. Но
так как мне этого нельзя, так как я в данный час – русская, молчу молчанием
резче и весче слов. Прощаемся».
Я
познакомился с Антокольским через 48 лет. Был он мастит, имел собственную
«Волгу» с шофером, дачу, квартиру в писательском доме. Цветаева погибла, не
дожив до 50-ти лет. Где ее могила – неизвестно.
В
тот год трудно было понять Цветаевой, что Антокольский пишет именно так не
потому, что он не русский поэт, а потому, что с о в е т с к и й.
Но
вот продолжение той темы материнской любви к евреям: «Как жалко, что люди
не знают меня, когда я одна. Если б знали – любили. Но никогда не узнают,
потому что такая я – именно оттого, что одна. С ними у меня обезьянья гибкость
(только в обратную сторону, повторяю н а о б о р о т движение).
Пример: с любящими евреев – ненавижу евреев, с ненавидящими – обожаю – и все
искренне – до слез! – Любовь по оттолкновению».
Как
часто думал, что одни только Достоевский и Розанов (из высоких талантов в
русской культуре) достойны имени антисемита, так как были
последовательными теоретиками юдофобии. Во всех остальных талантах России гораздо
больше мизантропии, презрения к человечеству и своему народу вообще, чем
антисемитизма. Этих, в глубине души, стараюсь и понять, и простить.
Строчки
из «Дневниковой прозы» Цветаевой: «Г-споди! Сколько сейчас в России Ноздревых (
кто кого и как не ошельмовывает! кто чего и на что не выменивает!), Коробочек
(«а почем сейчас в городе мертвые души?», «а почем сейчас на рынке дамские
манекены?»: я, например), Маниловых («Храм Дружбы», «Дом Счастливой Матери»,
Чичиковых (природный спекулянт!).
А
Гоголя нет. Лучше бы наоборот». (Но в те же годы бродил по Москве
голодный и злой Булгаков.)
Сейчас
упомянутых героев «Мертвых душ» появилось столько, что осмыслить подобную
напасть не сможет никакой Гоголь.
Но
вернемся к нашей теме. Вот еще удивительная запись Цветаевой. Похоже, эта
запись положила начало классическим строчкам о «гетто избранничеств»: «Слава
Б-гу, что я не еврейка… При первом же “жидовка” я бы подняла камень с мостовой
– и убила… Откуда у меня – с детства – чувство преследования? Не была ли я еврейкой
в средние века?
Во
всяком случае – если мне суждено когда-нибудь сойти с ума – это будет не мания
Величия».
Большие
поэты – «народ избранный. Большие поэты того страшного времени существуют вне
наций, вне народа. Понятия эти были слишком страшны. (Старались поэты
прилепиться к Б-гу – это было). Цветаева, Ахматова – вне русскости. Пастернак,
Мандельштам – вне еврейства.
Особый
народ, существующий в «гетто избранничеств». «Жизнь – вокзал», как писала
Цветаева. Вне народа – значит в дороге, ведущей неизвестно куда. (Может
быть, в бесконечность?) А странник бездомный уязвим, как никто. «Вал и ров» –
не защищают, не дают скрыться от палача.
«Здесь
я не нужна. Там – невозможна», – писала Цветаева в эмиграции. В «ненужности и
невозможности» провела весь свой короткий век эта удивительная женщина, имя
которой ныне звучит по-царски: МАРИНА. Она – звезда ослепительной яркости, без
которой немыслим небосвод поэзии, культуры человечества.
Еврейская
судьба русского поэта.
Что
же записи Цветаевой в дневнике? Они не могли быть другими. Я бы советовал
прочесть их каждому, кто надеется сегодня на новый, оптимистический виток
еврейской истории в России.
Сегодня
в стране бытовая юдофобия достигла своего пика. Она вызвана издержками
еврейской свободы, появившейся после отмены государственного антисемитизма.
То
же произошло и в первые годы, последовавшие после Октябрьского переворота. В
нашей еврейской истории «сегодня» неизбежно снимает кальку со «вчера». Чем она
началась, тем и закончится. Спектакль под названием: «Еврей в России» был
сыгран как трагедия, ныне он исполняется как фарс. Вот и вся разница.
Любой
народ, судя по всему, склонен прощать себе любые преступления, но соучастника
своих преступлений он прощать не намерен. Что уж говорить о простых людях,
когда такие высокие таланты и чистые души, как Цветаева, не смогли удержаться
от замены слова «еврей» словом «жид».
Комментариев нет:
Отправить комментарий