В году 1972 – ом удалось стать
автором сценария телевизионного
спектакля, снятого на Центральном телевидении. По тем временам – большая удача.
Спектакль был принят хорошо. Предложили сотрудничество в дальнейшем. Написал
очередной сценарий, и он понравился редакции и режиссеру. Я уже стал думать,
куда потрачу гонорар. Являюсь в очередной раз к телебашне, а мне и говорят:
- Увы, твой замысел отклонен.
- Чего это вдруг? –
удивился я.
- Тебя видел
главный, спросил: «Кто это?» Пришлось
сказать – кто.
Последовала
тягостная пауза.
- Ну и что? – не понял я.
- Все тебе разжевать надо, - злясь на самого
себя, буркнул мой приятель. – Он сказал, чтобы этого парня я больше на студии
не видел.
Совсем забыл об этой истории, но вот прочитал отрывок из последнего интервью
Эдуарда Хиля и вспомнил: « Был такой Лапин, отвечавший за телевидение и радио в
нашей стране. Вступив в должность, он сказал: «Надеюсь, следующий год будет без
Мондрус, Мулермана и Хиля». А секретарь у него была моя родственница. Она
спросила: «Почему?» Говорит: «Это евреи». На что она возразила: «Хиль не
еврей». Принесли мое личное дело, Лапин его изучил и вычеркнул мое имя. Вот
так: не важно, талантлив человек или нет, его выступления могли запретить».
Ну и что? Тут же мы с другом
получили заказ в Киеве на киностудии Довженко. Там директором был, конечно,
тоже антисемит, но умеренный. Удалось сделать одну из первых в СССР экранизаций
рассказа Андрея Платонова, затем вышли по нашим сценариям еще два фильма. Но
вот и там сменилось руководство. Пришлось «делать ноги».
Ничего страшного? Очередной антисемит заставил нас карабкаться еще выше.
Мой соавтор стал работать на Мосфильме. Я – на Ленфильме, поближе к родному
дому. Все это стало замечательным уроком. Я усвоил: не бойся перемен. «Все к
лучшему в этом лучшем из миров». Верно замечено, хотя сам Франсуа Вольтер
изволил оспорить сказанное Панглоссом. Еще один вывод я сделал самостоятельно:
НИКОГДА НЕ СПОРЬ С СУДЬБОЙ.
1985 г. На студии Горького удается сделать еще один фильм, вполне советскую
картину, но времена меняются, и в нашем фильме «Танцы на крыше» подростки
танцуют брейк. Режиссер «подставил» меня, отправив на приемку картины в
Госкино. Он не знал, что делал. Председатель этого цензурного органа – юдофоб
ярый – видит меня – и личико его наливается свекольным соком.
- Фашизм! Не позволю! Третью
категорию! Без тиража! – орет он. Фамилию этого крикуна называть не хочется. Он
не любил евреев, но зато любил Андрея Тарковского и дал ему возможность
работать, вопреки всему, когда начальствовал на Мосфильме. Уже за одно это
склонен простить ему ту истерику и совсем незаслуженную оценку фильма,
которому, в конце концов, и экран дали и категорию хорошую. Случился тот
скандал в самом начале 1985 г. А затем, в том же году, стали крутить в
кинотеатрах еще два фильма по моим сценариям. Три фильма за год – редчайшая
удача. Уже тогда, когда слышал ругань багроволицего начальника, знал, что
разнос этот к добру. «Все к лучшему в этом лучшем из миров». Время было такое,
когда не было большей похвалы, чем ругань цензурных церберов.
1988 г. Меня, автора десятка
фильмов, наконец, принимают в Союз Кинематографистов. Похоже, «черные списки»
уже не действуют. В награду, подарком, посылают с делегацией кинематографистов
в Италию. Раньше даже о Монголии не мечтал, а тут вдруг такое: Милан,
Флоренция, Венеция… Оказывается, совсем рядом другой, нормальный, сытый,
благополучный, красивый мир, не пораженный проказой большевизма.
Я ожил. И уже совсем не было страшно, когда снова пришлось сидеть на
приемке нашего, с Митей Светозаровым, фильма «Псы» - работы мужественной,
честной. Госкино в прежнем качестве доживало последние дни, но чудовищны
судороги умирающего организма. «Комплименты», которые я услышал тогда, не идут
ни в какое сравнение с руганью по поводу «Танцев на крыше». Сидел и думал, что
именно на этой картине заработаю, как ни на одной другой. Так, в итоге, и
оказалось.
Но лучше бы не смотрел я в воду
каналов Венеции. СССР вновь берет за горло. 1990 год. Тоска смертная. Есть
работа и деньги, кино и жадность держат на месте, но страна разваливается на
части. В соседнем парке по ночам бандиты тренируются в стрельбе из автомата. На
моих глазах «братаны» до смерти избивают владельца бензоколонки. В центре
города, прямо передо мной, две машины берут в «коробочку» третью. Из машин
выскакивают молодчики с городошными битами. Минута – и машина в коробочке без
стекол. Ее водитель сидит с окровавленным лицом, вцепившись в руль. «Шедевры»
юдофобской пропаганды на стенах домов и на полках книжных магазинов. Все
близко, все рядом, как и пустые полки магазинов продовольственных. СССР живет
на карточной системе. Правда, карточки стыдливо зовутся талонами. Сплошной
мрак. С семьей неладно. Я, грешным делом, начинаю подумывать о самоубийстве –
настолько тошно. Вдруг телефонный звонок. Этого прокуренного голоса не слышал уже пятнадцать лет, но узнаю его
сразу. Голос хрипит на том конце провода – и я начинаю видеть свет в конце
тоннеля. Меня зовут, я кому-то, кроме детей, еще нужен на этом свете. Через
месяц я гость Израиля. Полтора месяца в раю. Мне за сорок, но первый раз в
жизни чувствую за спиной крылья. Я
должен жить здесь, но в России заложниками дети. Я не возвращаюсь, я спускаюсь
в ад. Спокойно, без паники: «Все к лучшему в этом лучшем из миров». Ясно вижу, что в этом раю, несмотря на
крылья, нет для меня, киношника, места.
1992 год. Знакомый показывает газету «Известие», где напечатано объявление о
наборе подростков – евреев по специальной программе для учебы в Израиле. Я
откладываю газету – и вижу в проеме открытой двери сына. Так решилась его
судьба и моя тоже.
1993 г. Сын учится в земном раю
Эйн-Геди. И я снова гость Израиля. Сначала сказочный кибуц на берегу Мертвого
моря, затем дом родственника, где на столе я вижу стопку толстенных газет – и
все они на РУССКОМ языке. Всю ночь читаю эти газеты, а утром я уже знаю, что
стану делать в Израиле.
Чиновник в посольстве говорит, что в
50 лет и с моей профессией мне будет очень трудно на Земле предков. И на моем
месте он бы тысячу раз подумал перед репатриацией. Этот чиновник, наверно, не
знает, что «все к лучшему в этом лучшем из миров».
Все! Отец, я, дочь и сын – все мы в
Израиле. Проходит год в квартире на сказочном берегу Средиземного моря. Меня
печатают. Меня берут в штат газеты – никаких мук, никакого «ведра с дерьмом» в
прологе, как это обычно бывает. Перебираемся в центр страны. Сын в армии, дочь
учится. Разрешили работать дома – редкая удача. Пишу по 5-6 статей в неделю,
мотаюсь по всему Израилю. Командировки в Россию, Украину, Литву, Иорданию.
Египет. Могу себе позволить отпуск в Европе. Чем не жизнь! Но тут приходит в
газету новый главный редактор. Не нравлюсь я ему – новому. Вызов в кабинет – и
письмо. Я больше газете не нужен. Я – безработный. И это в 57 лет. Денег не
накопил, квартира съемная, дети еще не стали на ноги. Ночь не спал, пока не
вспомнил, что «все к лучшему в этом лучшем из миров». На следующий день –
звонок. Прилетел в Эйлат мой старый друг – успешный режиссер из Петербурга.
- Хватит, старик, дурака валять, -
говорит он. – Надо делать кино.
Лечу в Россию,
заключаю договор, потом еще один и еще… Выходят фильмы. Есть и в Израиле
сценарная работа. Уже через три года понимаю, что пора думать о своем жилье.
Сын в полном порядке, дочь заканчивает университет, выходит замуж... Все, как
будто, налаживается, но нельзя, опасно хлопать в ладоши раньше времени.
Больница, целый месяц на больничной койке – срок для Израиля невиданный. Пробую
работать с трубками во всех частях тела, бормочу, что все к лучшему… Но
понимаю, что медленно и упорно отдаю Богу душу. Врачи смотрят на меня с тайной
грустью. И здесь шепот по утру красавицы – сестры милосердия: «Тебе в Швейцарии
какой-то, новый антибиотик заказали. Должен помочь, обязательно должен». И
помогает. Я дома. И здесь, будто в награду, большая работа в Израиле – сериал
на «Yes» . Работа по душе: не мерзкая, не пошлая, даже веселая в
чем-то...
Четыре внучки-красавицы у меня
сегодня. Квартируем в своем доме, недалеко от моря. Возраст, здоровье, проблемы
разного рода – куда без этого. От жизни в черно-белую полоску не спрячешься,
но, именно здесь, на Земле обетованной, я убедился, что, несмотря ни на что,
можно выжить, если не отчаиваться, не искать виновных в своих бедах, любить и
верить, «что все к лучшему в этом лучшем из миров».
Комментариев нет:
Отправить комментарий