Фото из "Википедии"
Элла Грайфер: Понаехали тут…
Чужую беду — руками разведу,
к своей — ума не
приложу.
Русская пословица
По мнению Самуила Виноградова («Проблема «исламизации» Европы глазами социолога«),
западноевропейцы вполне смогут справиться с нашествием мигрантов, если только
примут за основу известный тезис Маркса-Энгельса, что человека создал труд, и
надо только организовать для пришельцев достаточное количество рабочих мест,
соответствующих их привычкам и возможностям…
Свежо предание, да верится с трудом.
Рискну предположить, что своих западных коллег, в т.ч. «корифеев», господин
социолог изучал, в основном, по методу «Рабинович по телефону напел», иначе
вряд ли стал бы он утверждать, будто имя Карла Маркса у них вызывает
идиосинкразию. Напротив, Маркс и его теории у них весьма популярны —
взять хоть ту же «Франкфуртскую школу». Помнится, лет 30 назад
разглядывала я учебные комиксы для малограмотной молодежи, разработанные в
Германии левыми католиками, с умилением сердечным узнавая родную теорию
прибавочной стоимости и классовой борьбы.
Но вот, судя по биографии, не понаслышке должна быть ему знакома ситуация в
Казахстане, да, вероятно, и в соседней Средней Азии. Как отучали казахов
кочевать, как узбекам заводы строили, как на созданные по всем правилам
марксизма рабочие места славян пришлось завозить. Жили эти этнические
коллективы как бы и рядом, но — не вместе. А как распалась империя, так
сразу и выяснилось, что не питали они друг к другу особой любви.
Совершенно то же самое можно сказать и об израильских арабах: экономические
проблемы решаются успешно, функционирует разделение труда, но обе стороны
понимают, что на вулкане сидят, и не сегодня-завтра вполне могут вцепиться друг
другу в глотку. Впрочем, в Израиле ситуация сложнее из-за продолжающейся войны,
так что на его примере останавливаться не будем. Попробуем лучше выявить общие
закономерности.
* * *
Миграции действительно происходили от века, и во многих случаях приводили к
пространственному сближению этнических коллективов. Сожительство их протекало
по-разному, но все разнообразие можно разместить на одной прямой, крайние точки
которой обозначим как: «апартеид» и «плавильный котел».
Формулировка «плавильный котел» употребляется обычно в связи с Америкой, но
само явление известно давным-давно, и характерно оно для империй. При просмотре
известного сериала «Комиссар Рекс» стоит обратить внимание на фамилии
исполнителей и действующих лиц: тут вам и немецкие, и итальянские, и
славянские, но разницы между ними практически нет, все они вместе —
жители доброй старой Вены. Такими же плавильными котлами были в России
Петербург и Москва, от французов доводилось мне слышать, что «Париж — это
не Франция», ну и т.д.
В результате выплавляется общая культура, гармонично сочетающая элементы и
компоненты. В той же австрийской музыке легко обнаружить венгерские и цыганские
мотивы, известно, откуда есть пошел знаменитый американский джаз, но
необходимое условие успеха: какая-то из исходных культур должна быть
обязательно «равнее других». В Австрии она была немецкой, в России —
русской, в Америке — англосаксонской. Вхождение в эту культуру —
социальный лифт, путь повышения статуса.
В бессмертной «Хануме» Товстоногова князь формулирует свои требования к
будущей избраннице:
К чувствам горячим
Деньги впридачу,
Ну, а иначе —
Оревуар.
Чтобы служить при дворе Александров Второго и Третьего должен был Вано
Пантиашвили и русским овладеть, и французским, и манеры усвоить европейские, ну
а иначе — вылетел бы он в два счета из Санкт-Петербурга в свой зачуханный
Авлабар.
Еврей, приехавший из своей Касриловки в Америку в конце 19 века, искал на
тамошнем рынке «экологическую нишу» — будь то массовый пошив одежды или
участие в гангстерской банде — и кто приспосабливался, тот выживал, а кто
нет… про того сегодня уже не слышно.
Но все это происходит лишь при условии, что ассимилируемые к ассимиляции
вполне осознанно стремятся. Естественно, в разных этносах протекает она
неравномерно, некоторые (как цыгане в той же Австрии) могут и вовсе отвергнуть,
предпочитая апартеид.
…Да, понимаю, понимаю, слово некрасивое, отрицательное какое-то слово, вроде
как ругательство, но… вообще-то означает оно всего-навсего «обособленность».
Существование рядом, но не вместе. По модели апартеида соседствовали евреи с
поляками, русские с узбеками или латышами, англичане с ирландцами в Ольстере,
белые с черными в ЮАР, сербы с албанцами в Косово и — таки да —
евреи с арабами в Израиле.
Разделение труда, причем вполне взаимовыгодное, существует веками, но к
сближению не приводит. Обратите внимание: апартеид обычно поддерживается
культурой и традицией обеих сторон. Он вовсе не навязывается
сильнейшим, наоборот, во многих случаях господствующий этнос как раз стремится
растворить в себе малочисленных и слабых, но они не поддаются, отгораживаются и
замыкаются.
Не всегда апартеид в законах прописан, но законы ситуацию не создают, они
всего лишь выражают и оформляют ее. Опасно держаться за законы, что
изменившейся реальности соответствовать перестали (возможно, что, например, в
ЮАР где-то в чем-то и упустили момент), но не менее опасно пытаться изменить
реальность, произвольно меняя закон. В той же ЮАР навязанная извне
насильственная и полная отмена официального апартеида государство попросту
разрушила. «Белая» культура «равнее» быть перестала, а для «черной» апартеид
как раз вполне органичен, в нем она жила, живет и, наверное, долго еще будет
жить, не нуждаясь ни в каких письменных законах.
* * *
Первый массовый завоз в Европу людей исламской культуры происходил в полном
соответствии с марксизмом в интерпретации господина Виноградова: они были
гастарбайтерами, успешно занимавшими подходящие рабочие места. Но тут вмешалось
явление, Марксом не описанное, поскольку во времена Маркса его в Европе не
существовало: пролетариат в исходном, т.е. древнеримском
смысле этого слова — категория людей, обладающая правами без обязанностей.
В 1990 году я гуляла по Франкфурту-на-Майне, и с каждой стенки глядел на
меня плакат с изображением счастливой семьи в уютном жилище и подписью:
«Социальная помощь — не позор!». Нормальным, здоровым людям не стыдно
жить за чужой счет, им должны обеспечить… Собственно говоря, потребность в
гастарбайтерах как раз и возникла из-за того, что разница между пособием по
безработице и зарплатой неквалифицированного работника усилий на ее
зарабатывание явно не окупала. Зато какому-нибудь пришельцу из турецкой
глубинки улицы подметать было выгодно, поскольку пособий ему не полагалось, а
дома за ту же работу получал бы он существенно меньше.
Но прошли годы, и у пришельца родился сын, который в местах, где платят
меньше, только в гостях бывал. Рос он вместе с аборигенами, с ними учился, их
языком владел, так что без труда прочел и правильно понял вышеописанный плакат:
за чужой счет жить не стыдно. В некоторых странах (во Франции, например)
иммигранты второго поколения сразу оказывались «по праву рождения»
полноправными гражданами — для них были еще и другие плакаты —
предвыборные. Политические партии боролись за их голоса, суля златые горы и реки,
полные вина.
Стимула за гроши улицы подметать, это, понятное дело, не создавало,
приходилось гастарбайтеров новых завозить… И они тоже обзаводились
семьей, и опытом делились с родственниками и знакомыми, и со знакомыми
родственников, и с родственниками знакомых, всем рассказывали, что есть на
свете такая обетованная земля, где галушки сами в рот прыгают.
Не исключено, что последней соломинкой, переломившей спину верблюду,
оказалась сирийская война, не будь ее — нашествие случилось бы на пару
лет позже или шло бы более плавно, но не случиться оно все равно никак не
могло. Причины его не только в проблемах Ближнего Востока (например,
демографический взрыв), известно же — от добра добра не ищут — но, не в
последнюю очередь, и в собственных проблемах обленившегося Запада.
Да, но почему же отношения между разными этническими группами стали
выстраиваться не по схеме плавильного котла, как надеялись европейцы, а вот
именно по схеме апартеида? А потому что плавильный котел работает только когда
без ассимиляции невозможна карьера (иногда и просто выживание).
Не то чтобы эта схема в наши дни совсем вышла из употребления, но…
появились возможности другие. Кроме государственной службы, как у князя Вано,
или частного бизнеса, как у американских евреев, эффективным социальным лифтом
стала борьба за права.
Права кого? Да кого угодно — от трансгендеров до террористов и
крупного рогатого скота. Была бы правозащитная организация — а объекты
всегда найдутся, и, разумеется, главный интерес организации в том, чтобы эти
объекты навечно сохранить в статусе униженных и оскорбленных, обеспечивая себе
доход и уважение.
Почему, скажите, не интересуют прекраснодушных правозащитников в той же
Германии ни вьетнамцы, ни поляки, ни индусы, ни «русские немцы», ни
«контингентные» евреи, ни образованные политэмигранты из Ирана и Турции? А
потому что эти люди вполне сознательно обустраиваются по схеме «плавильного
котла» и права себе добывают сами: учат язык, осваивают профессию, дети их в
школе отличники. Так что в них толку?
Иное дело выходцы из Мухосранска Анатолийской губернии или какого-нибудь
арабского Усть-Задрищенска: этих и языку можно до пришествия Мессии учить
(говорить, возможно, сподобятся, но писать отроду не умели и на родном), и
профессию приобретать не спешат (а то еще, не дай Бог, сами себя прокормят —
куда тогда деваться чиновнику-перераспределителю?), и на рабочих местах подолгу
не задерживаются (разве что наркотиками приторговывают постоянно, но за это
пособия не лишают и подателей оного не сократят, так что это ничего, это
можно).
«Индустрия гостеприимства» обладает большими капиталами, мощным лобби и
даже, как недавно выяснилось, собственным флотом, тысячами выуживающим
мигрантов из Средиземного моря. Эти люди апартеидом живут и никому не позволят
на него покушаться. Если же, паче чаяния, в рядах опекаемых обнаружатся
честолюбцы, то им предоставят социальный лифт в рамках той же «правозащитной»
системы, которой они дают дополнительную легитимацию уже самим своим
существованием и выступлениями в ее защиту. Открыт и дальнейший путь наверх — в
лоббисты и политики, представляющие интересы все тех же «правозащитников». Это
— самые упорные и последовательные проповедники «мультикультурализма», заклятые
враги «плавильного котла». Ведь их статус в обществе с овладением местной культурой
в отличие от князя Вано не повысится, а понизится: был влиятельный лоббист —
стал «простой инженер».
За базисом, совсем по Марксу, следует и надстройка: многочисленные идеологи
и проповедники из Саудии и окрестностей денно и нощно возвещают единоверцам,
что не корысти ради они на Запад прибыли, а токмо волею Аллаха, дабы отсталых
гяуров перевоспитать и привести к светлому шариатскому будущему. Нет-нет, вы не
думайте, сторонников террора не так уж много среди них, большинство рекомендует
действовать лаской, убеждением и личным примером — не их культуру перенимать, а
наоборот — им прививать нашу, как гораздо более правильную и ценную. У такого
подхода есть реальные шансы на успех, особенно на фоне растущей самоненависти
аборигенов Европы.
Не надо, товарищи дорогие, ссылаться на IQ арабов или африканцев, они вовсе
не дураки, и не хуже нас с вами понимают, с какой стороны хлеб маслом намазан.
И мы бы на их месте не стали напрягаться, видя, что за безделье больше
отломится, чем за труд, за обособление — больше, чем за интеграцию, да к
тому же культура, в которую предлагают ассимилироваться, сама себя не уважает.
* * *
Итак, главной причиной нашествия варваров является милый европейский обычай
всех кормить за так. Именно он вызвал появление рабочих мест для
гастарбайтеров, люмпенизацию их детей и внуков, он был и остается мощным
стимулом, привлекающим тысячи искателей приключений, одновременно намертво
отбивая у них охоту вступать на путь «плавильного котла».
А устранить эту причину невозможно, ибо с ней исчезнут тысячи рабочих мест
в разнообразных государственных «собесах» и «неправительственных организациях»,
но главное — исчезнет у самих аборигенов столь дорогое им чувство
уверенности в завтрашнем дне. Исчезнет надежда на социальную помощь, которую
всю жизнь принимать не стыдно.
и чем Израиль - в контексте статьи - отличается от ЕС?!
ОтветитьУдалитьнам ТОЖЕ не дают работать, НО дарят незаработанное - и тем воспитывают поколения бездельников на... ... "госпайкЕ"