В детстве у меня была мечта — исполнить музыку Антонио Сальери.
Спросите "Почему?!"
Из чувства справедливости.
Я довольно рано прочла маленькую трагедию А.С. Пушкина "Моцарт и
Сальери" и его же рассуждения на эту тему — травил Сальери Моцарта или
не травил — и ... не убедил. Возможно, дело было в том, что я не
только любила музыку и книги, но еще историю и право, так что
понимала, что если бы такие аргументы были представлены в суде —
Сальери обязательно был бы оправдан. Кстати, оказалась права.
Впрочем, не Пушкин заставил меня активно искать ноты с произведениями
Сальери, но заслуга в этом тоже принадлежала стихам. Была у меня
книжка стихов о музыке. И в одном из стихотворений, посвященных
Сальери, были такие слова:
Исполнить музыку Сальери
Ничей смычок не поднялся.
Прикрыв рукой глаза неловко,
Похолодел недаром он:
Так начиналась забастовка
Всех музыкантов всех времён.
Всю жизнь свою отдать карьере,
А сорок опер — все молчат.
И не себя ль убил Сальери,
В чужой стакан бросая яд?!
Тогда, прочитав эти строки, я испытала редкий для себя случай
слепящего гнева, тем более сильный, что кое в чем поэт был прав —
музыка Сальери действительно молчала. В те времена я ни разу не
слышала, чтобы его произведения исполняли. Не слышала, чтобы где-то
ставили его оперы. Зато читала рассуждения людей, которые тоже никогда
не слышали музыку Сальери, но почему-то уверяли, будто он
посредственность.
Как можно говорить, не зная? И как можно судить, основываясь на чужих
фантазиях?!
Вот после этих стихов я и принялась искать ноты Сальери, чтобы
исполнить его произведения. И... не нашла нот. Я была уже студенткой
университета, когда на концерте в Горьковской консерватории услышала
музыку Сальери. Она была прекрасна! Играл один из студентов
консерватории. Помнится, это был 1989 год.
И до этого концерта и после я много читала о Сальери и прочитанное
открывало удивительного человека, которому ужасно не повезло в том,
что сплетня о нем попалась на глаза гению, и тот по легковерию
превратил ее в литературный шедевр.
Антонио Сальери родился 18 августа 1750 года в городке Леньяго в
Венецианской республике. Его отец был обычным торговцем. С раннего
детства Сальери, как и его старший брат, проявил любовь к музыке.
Именно брат и был его первым учителем. В 14 лет Сальери остался
сиротой, но ему повезло в том, что в это трудное время он встретился с
хорошими людьми, которые позаботились о его обучении музыке. А потом
на него обратил внимание австрийский композитор Флориан Леопольд
Гассман. Он увез Сальери в Вену, где тот и прожил всю жизнь. Когда
Антонио покинул Италию, ему было 16 лет.
Гассман позаботился не только о музыкальном образовании своего
ученика, но и о его общей эрудиции. Не случайно позднее писали, что
Сальери один из самых образованных композиторов эпохи. Во многом
Гассман заменил Сальери отца и Сальери всегда вспоминал его в
благоговением, как и другого своего учителя — композитора Глюка.
Гассман знакомил его с людьми, важными для музыкантов и композиторов,
он ввел его в круг людей, приближенных к императору, он обеспечил ему
блестящую карьеру.
И Сальери запомнил этот урок на всю жизнь — урок заботы об учениках.
В представлении многих имя Сальери ассоциируется со словами —
высокомерный сухарь, карьерист, ремесленник, интриган, но на самом
деле все эти слова не имели ни малейшего отношения к реальности.
Скромный, доброжелательный, остроумный, легко схватывающий все новое,
Антонио Сальери был и смелым экспериментатором в области оперного
искусства. Он смотрел на оперу, как на целостное произведение, а не
собрание отдельных номеров, пусть и объединенных в яркие сцены. И он
первым осмелился совместить в одном произведении трагическое и
комическое, на что не решался даже Глюк. Что интересно, одна из опер
Сальери "Данаиды" сначала была представлена как опера Глюка, и только
потом, когда она имела оглушительный успех, Глюк сообщил, что оперу
написал не он, а Антонио Сальери.
А еще Сальери сотрудничал с великим Бомарше, и написал на его либретто
оперу "Тарар" (она упоминается у Пушкина: "там есть один мотив... я
все твержу его, когда я счастлив"). И он первым написал оперу на сюжет
Шекспира — "Фальстаф".
А вот карьера у Сальери была не только карьерой композитора. Ему было
всего 24 года, когда он стал не только придворным композитором
камерной музыки, но и капельмейстером итальянской оперной труппы Вены.
А это можно было рассматривать как один из важнейших музыкальных
постов в Европе того времени. И этот пост требовал большой
административной работы и фантастического терпения! И, конечно,
капельмейстер обязан был писать оперы.
Кстати, к 24 годам Сальери уже был автором 10 опер, которые были
необыкновенно популярны.
Мог ли он завидовать?
А чему? У него было твердое положение в обществе. Его музыка звучала
не только в Европе, но даже в Рио-де Жанейро. И уж если на то пошло,
завидовали ему.
Удивительное дело, хотя Сальери всю жизнь (с 16 лет) прожил в Вене,
для некоторых он по прежнему был "этим итальянцем, которые сплошь
мошенники". Именно так частенько отзывался о нем и о других музыкантах
и композиторах итальянцах Леопольд Моцарт, отец Вольфганга Амадея
Моцарта. В письмах Амадея Моцарта тоже частенько встречаются резкие
высказывания о Сальери, хотя именно Сальери неоднократно дирижировал
при исполнении произведений Моцарта, готовил певцов, которые пели в
его операх, и возвращал в театральный репертуар снятые с постановки
оперы Моцарта. И, кстати, у них были и примеры совместного творчества.
А когда Сальери хвалил музыку Моцарта, Моцарт писал об этом с
нескрываемым удовольствием.
В 37 лет Сальери стал придворным капельмейстером. А еще он был
руководителем Венского музыкального общества. Уже в XIX веке входил в
комитет по организации Венской консерватории (первоначально именуемой
Певческой школой), а потом и возглавил ее. И тут мы возвращаемся к
вопросу, поднятому Пушкиным.
Может ли гений быть злодеем?
Может, хотя Пушкин полагал, что нет.
Может ли гений быть завистником?
Конечно.
Но вот может ли завистник быть хорошим учителем?
А вот это нет!
Завистник всегда будет смотреть на учеников, как на соперников и не
захочет передавать им мастерство в полном объеме. Примеров этого
достаточно много, в том числе и в музыке. А вот Сальери из 74 лет
своей жизни 50 отдал в том числе и преподавательской деятельности. Он
воспитал более 60 (!!!) композиторов и певцов. И очень часто он делал
это бесплатно, то есть даром!
Сейчас частенько можно читать в Интернете возмущение известных людей,
которых начинающие авторы просят посмотреть их работы. "Как вам не
стыдно, — возмущаются мэтры, — отвлекать занятых людей. У нас нет
времени!"
А разве Сальери не был занятым человеком? Сорок опер и множество
других произведений требовали времени. А еще активная административная
и общественная работа. И при всем том он отдавал много времени и сил
своим ученикам.
И какие имена!
Людвиг ван Бетховен! Послушайте музыку Сальери и Бетховена и сразу
станет ясно, чей Бетховен ученик. Надо сказать, Бетховену Сальери
помогал и тогда, когда тот стал знаменит, к примеру, с работой над
оперой "Фиделио". Будь Сальери завистником, он нашел бы множество
благовидных причин, чтобы отказать в такой помощи.
Другой ученик — Франц Шуберт. Его Сальери приметил еще мальчиком и
занимался с ним совершенно бесплатно.
Ференц Лист — с ним Сальери тоже занимался бесплатно.
Джакомо Мейербер — еще один ученик Сальери.
Карл Черни — потом он тоже стал выдающимся педагогом. Можно ли найти
пианиста, который бы не играл Этюды Черни?
И, кстати, учеником Сальери был и младший сын Моцарта! Если бы Сальери
и правда злоумышлял против Моцарта, отвела бы его вдова своего сына к
врагу мужа?
Перечислять учеников Сальери можно долго. Строго говоря, именно
Сальери и создал музыку XIX века, а, значит, и нашего времени. Потому
что дороги прокладывает тот, кто оставляет после себя учеников. А
Сальери был гениальным учителем.
Впрочем, не только учителем, но и заботливым и добрым человеком. Не
удивительно, что ученики посвящали ему свои творения — музыку и стихи.
Он заложил традиции публичных концертов в Вене. Они были
благотворительными — для пенсионного фонда вдов и сирот венских
музыкантов (которому Сальери завещал и часть своего состояния).
И надо же было так случиться, что этот человек стал жертвой грязной сплетни!
Кстати, когда Пушкин написал трагедию "Моцарт и Сальери", современники
отнеслись к ней настороженно, задавая законный вопрос, а может ли
Пушкин быть уверен, что написал правду? И не является ли все это
клеветой? Точнее даже не так — современники были уверены, что это
клевета, и спрашивали, можно ли ради литературного творчества
клеветать на человека?
Аргументы Пушкина были слабыми и даже шокирующими. Но чем больше
проходило времени и чем больше славы и легенд окружало уже Пушкина,
тем больше было ему веры. Да и литературные последователи у него тоже
появились — уже в наше время. Один из них Питер Шеффер, автор пьесы
"Амадей". Возможно, вы видели снятый по пьесе фильм. Правда, там в ход
был пущен не яд, а интриги.
И вот тут произошло интересное событие. Дело в том, что если в России
и в Австрии (и не только там) сплетня о зависти Сальери к Моцарту
широко распространена, то в Италии о ней ничего не слышали. Каково же
было возмущение итальянцев, когда в ходе гастролей в Италии одного из
английских театров они познакомились с пьесой Шеффера.
И это возмущение привело к конкретным действиям. В Милане в 1997 году
прошел судебный процесс по делу Сальери и Моцарта. К делу подошли
очень серьезно. Были заслушаны эксперты, представлены документы эпохи,
в результате чего Сальери был полностью оправдан за отсутствием
состава преступления.
Конечно, в мире множество людей, которые никогда об этом не слышали,
либо не пожелали обратить на судебный процесс внимание. И все же,
когда вы читаете Пушкина или смотрите фильм "Амадей", не забудьте, что
они не имеют ни малейшего отношения к реальности.
А музыка Сальери пусть звучит! Она того стоит.
Юлия Р.
Комментариев нет:
Отправить комментарий