Кинопроект «Линия жизни» представляет в конце мая серию встреч «Андрей Смирнов. Непрошедшее время»
«Дорогой Андрей! Мы с Ингрид
провели вчера потрясающий вечер в нашем маленьком кинотеатре здесь
на острове и получили огромное удовольствие. Мы смотрели твой фильм
«Осень». Спасибо за этот великолепный концерт камерной музыки».
Эти строки Иргман Бергман, великий режиссер XX века, посвятил Андрею Смирнову,
народному артисту России и создателю культовой картины «Белорусский вокзал»,
который приедет в конце мая в Израиль. Он выступит в программе «Непрошедшее
время», организованной проектом «Линия жизни», и представит свою новую книгу – «Лопухи
и лебеда».
Сам автор называет свою книгу «отчетом о
проделанной за 50 лет работе или повестью о том, как совковый режиссер
переквалифицировался в совкового писателя». На самом же деле «Лопухи и лебеда»
– виртуозная проза драматурга, семь мастерски выстроенных киноповестей, которые
чередуются короткими эссе. Там рассказывается, что происходило ранее и
происходит сейчас в России, и каким образом Смирнов «ответственен» за
фиаско ГКЧП (государственного комитета по чрезвычайным положениям).
В ответ на вопрос что подвигло режиссера
к написанию книг, Смирнов отвечает просто: безденежье. В 38 лет, в самом
расцвете творческих сил, он уходит из кино – пишет книги и сценарии, ставит
спектакли во МХАТе и «Комеди Франсез» в Париже, снимается в кино.
Смирнова, автора фильмов «Белорусский
вокзал» (1970 год), «Осень» (1974 год), «Верой и правдой» (1979 год),
«Жила-была одна баба» (2011 год), постоянно упрекали в «очернении
действительности» и склонности снимать не достижения советского строя, а его помойки,
и вынудили, в конце концов, сменить профессию.
«Режиссер по природе своей болтун – он
постоянно общается с актерами и замолкает лишь после слова «мотор». Поначалу
очень трудно было заставить себя сидеть в одиночестве над чистым листом –
хотелось вскочить, побежать, поделиться мыслями. Но со временем я привык…», – так
он описывает процесс вхождения в литературу.
Мы знаем Смирнова не только как
блестящего режиссера, но и как замечательного актера, который снимался
практически во всех значимых картинах последнего времени: «Дневник его жены» (роль
Ивана Бунина, режиссер: Алексей Учитель), «Тяжелый песок» (роль Ивана Краузе, режиссер: Антон Барщевский) ,
«Московская сага» (роль Леонида Пулково, режиссер: Антон Барщевский), «В круге
первом» (роль Бобынина, режиссер: Глеб Панфилов), «Елена» (роль Владимира,
режиссер: Андрей Звягинцев), «Оттепель» (роль Сергея Хрусталевв, режиссер:
Валерий Тодоровский).
Сам Андрей Смирнов утверждает, что
актером он стал случайно, «по протекции жены», известной актрисы Елены
Прудниковой – Кати Татариновой из фильма «Два капитана». На съемках фильма Родиона
Нахапетова «Идущие следом» внезапно заболел партнер Прудниковой, и она
предложила взамен своего супруга. Так Смирнов превратился в «любовника» своей
жены, а потом дважды сыграл ее «обманутого мужа».
В рамках вечеров «Линия жизни» будет
также показана короткометражка «Ангел» – первый фильм Андрея Смирнова,
пролежавший на полке более 20 лет. В 1966 году режиссер Григорий Чухрай, приложив
массу усилий, добился от властей создания экспериментальной творческой
киностудии, которая прославилась культовым фильмом "Белое солнце
пустыни", а вскоре после его выхода на экран была закрыта. Руководил студией
Владимир Познер, бывший разведчик и чекист, отец знаменитого телеведущего,
которому и пришла в голову идея спецпроекта к 50-летию Октябрьской революции:
серия фильмов на темы советской классики. Их предстояло снимать тогдашнему
молодому поколению кинематографистов.
Андрею Смирнову достался рассказ Юрия
Олеши «Ангел», повествующий о гражданской войне. Смирнов рассказывает, что в
тот период он, молодой человек 26 лет, еще не был ярым противником советской
власти, каким стал позже, а находился на середине пути и понимал, что революция – это не победа
хороших красных над плохими белыми, а страшная трагедия всего народа.
Этот фильм стал дебютом сразу нескольких
звезд российского кинематографа – Георгия Буркова, Леонида Кулагина, Людмилы
Поляковой, а также замечательного оператора Павла Лебешева, соавтора лучших
фильмов Никиты Михалкова. Смирнову хотелось воспроизвести в своей картине
неореалистическую манеру Европы 1960-х, но операторы в ответ на его просьбу
снимать как есть, без искусственного освещения и спецэффектов, отвечали
отказом. Ответ Лебешева он запомнил на всю жизнь: «Да хоть без пленки» – заявил
начинающий оператор, что было очень созвучно легкому и ироничному стилю того
времени. Негатив этого фильма,
урезанного по требованию цензуры почти наполовину и все равно запрещенного к
показу, так и не нашли, но к счастью, монтажер, с которой Смирнов
проработал 20 лет, сохранила одну копию. Зрители увидят эту культовую картину с
комментариями режиссера и смогут принять участие в ее обсуждении.
«Андрей Смирнов. Непрошедшее время»
Выступления Андрея Смирнова состоятся:
Иерусалим, "Синематека", зал №
3 – 25 мая, в ч
етверг, в 19:30
Тель-Авив, "Синематекаа", зал
№ 1 – 26 мая, в пятницу, в 20:00
Хайфа, "Синематека" – 28 мая,
воскресенье, в 19:00
Лопухи и лебеда прочла с огромным интересом
ОтветитьУдалить