понедельник, 24 октября 2016 г.

АЛЕКС ТАРН. НЕ ЗАМАЙ!


Не замай!
Жить в Израиле дорого, сложно и опасно. 
Дорого потому, что среднестатистический израильтянин горбатится за те же среднестатистические блага среднестатистически больше, чем… (подставьте по вкусу). Сам я этого не проверял, но среднестатистическое мнение именно таково.
Сложно потому, что Страна прочно поделена между всевозможными кликами – профессиональными, культурными, академическими, мафиозными и проч., так что ввинтиться в эту жесткую структуру довольно трудно.
Опасно потому, что само право этого государства на существование оспаривается другими государствами и народами – причем, как извне, так и изнутри. Следствием этого является постоянная война, которую мы ведем, чтобы просто уцелеть.

И тем не менее, люди здесь среднестатистически счастливей, чем... (подставьте опять-таки по вкусу). Почему?
Ответ не может лежать в практической плоскости, ведь, как уже сказано выше, практические параметры, мягко говоря, не ахти. Не может – и не лежит: он вполне себе метафизический, мировоззренческий, экзистенциальный. Израиль дает своим гражданам то, что с лихвой окупает и дороговизну, и сложности, и опасность: сильнейшее чувство самоидентификации со страной. Здесь оно заведомо сильнее, чем в любом другом месте, – о причинах этого феномена можно поговорить отдельно, сейчас же ограничусь одним утверждением. 
А это уже не шутка.

Подумаешь, ерунда, скажет кто-нибудь, привыкший мыслить только и именно материальными категориями. Эфемерное чувство! Разве оно важнее реальных проблем жилья и работы? 
А смерть? Эта штука тоже представляется кому-то эфемерной? Чувство самоидентификации, принадлежности к чему-то большему, устойчивому, более долговечному, чем ты сам, придает смысл и значение самой бессмысленной и незначительной жизни, загораживая ее таким образом от смерти. Не полностью, не насовсем, но без такого якоря человека – любого человека, в том числе и тебя – рано или поздно захлестывает отчаяние, с реальностью которого спорить так же бесполезно, как и с реальностью смерти.

Израиль – мощнейший якорь. Чувство израильской самоидентификации, осознанное или нет, артикулированное или нет, но тем не менее существующее, объединяет тут практически всех – и уроженцев, и ветеранов, и открытых для этого чувства новоприбывших. Это и есть главная наша ценность – общая и индивидуальная, и горе тому, кто осмеливается посягнуть на нее.
Не поняв (и не приняв) вышеизложенного, невозможно понять и конфликта между Алией 90-х и тем, что уже успели иронически окрестить НКА (Новая Качественная Алия). Как и все конфликты подобного рода, он рационализируется в форме довольно нелепых обвинений практического характера. Ну, лечатся… – так что? А вы не лечитесь? Они тоже имеют право. Ну, получают пособия. А вы не получали? Уж если на то пошло, нищая алия 90-х была для Израиля куда более тяжким бременем, чем нынешние более-менее обеспеченные пришельцы. Ну, тут и там допускают антисемитские высказывания. А в 90-е годы приезжало мало антисемитов? Ну, их национальный состав вызывает подозрения у ярых блюстителей чистоты крови. То-то же в 90-е с трапа самолета сходили сплошные дети когенов и раввинов, прямые потомки царя Давида…
Но именно вопиющая нелепость подобных обвинений лишний раз подчеркивает, что в их основании лежит действительно серьезная обида, заставляющая людей срываться на крик всякий раз, когда появляется соответствующий повод. ТАК обижаются только тогда, когда задето что-то действительно важное, действительно ценное, действительно основное. Здесь – это вышеописанное чувство самоидентификации со Страной.
НКА прибыли сюда с прямо противоположными мировоззренческими установками. Они прежде всего граждане мира. Главные ценности – индивидуальные. Страна проживания может быть любой – там, где удобнее в данный момент дышать индивидуальности. Вообще говоря, любая страна и любое государство изначально чужды гражданину мира, ибо неизбежно ущемляют индивидуальную свободу. Оппозиция этой свободе называется фашизмом и ура-патриотизмом – отличия между двумя этими ругательствами минимальны, если вообще есть. Третьей лошадью к этой паре, образуя таким образом птицу-тройку, пристегнут национализм.
Легко видеть, что эта позиция не просто несовместима с израильской самоидентификацией как главной государство-образующей и в то же время экзистенциальной ценностью Страны – она враждебна этой ценности всей своей сутью. Дело не в том, что НКА ругают Страну (а вы не ругаете?), называют пограничниц овчарками (что, конечно, глупо, но не заслуживает больше чем смеха), упрекают попутчиков в бездушности (а вы никогда не жаловались на местных арсов и мошенников?) и непрезентабельно описывают толстого Моню в кипе (а вас не раздражают его сползшие до середины задницы штаны?). Все это вполне простительно и естественно. Непростительно другое: принципиальный отказ от вышеупомянутой самоидентификации, принципиальное нежелание стать «своими».
Этот парадокс даже забавен: разгневанные израильтяне гонят людей из «своих» за то, что те не хотят стать «своими», а гонимые при этом обижаются! Зачем гнать, если они и так не хотят? Зачем обижаться, если вы и так не хотите? 
Но если бы всё ограничивалось лишь отказом и нежеланием, то не было бы и проблемы. Ее и нет – во всяком случае, в отношении тех новоприбывших, которые тихо-мирно получили удобный израильский паспорт, купили здесь запасные квартиры и, никого не трогая, живут себе на две-три страны, оставаясь гражданами мира. Их здесь (и не здесь) уже тысячи. Кто-то их в чем-то упрекает? Нет. Абсолютно нет.

Проблема появляется, когда пришельцы начинают демонстрировать агрессию, привезенную сюда из других краев, где они привыкли с удобствами летать на вышеописанных птицах-тройках, охаживая кнутом фашистов, националистов и ура-патриотов. Здесь этот кнут хлещет не по лошадиной спине, а по обнаженному нерву экзистенциальной сути израильского бытия. Отсюда и обида, отсюда и гнев, временами принимающий, как это бывает в таких случаях, внешне неадекватные формы (именно внешне – на деле-то и гнев, и обида совершенно обоснованы и адекватны степени отражаемой агрессии).
Я пишу это для обеих групп, которые яростно переругиваются сейчас в очередном обострении этого неразрешимого конфликта. Для израильтян – поскольку никому еще не мешала попытка артикуляции подспудных и недостаточно осознанных чувств. Для граждан мира – чтобы поняли, чего следует особенно остерегаться в этой чужой и непонятной стране.
Уважаемые граждане мира и гости сионистского образования! Пожалуйста, лечитесь у нас. Пожалуйста, ходите по нашей земле и купайтесь в нашем море. Покупайте здесь дома и квартиры. Пользуйтесь на здоровье нашим менорастым израильским паспортом. Было бы также очень хорошо, если бы вы отдали в местную школу своих детей и внуков – в надежде на что (только тс-с!.. это секрет) вам и предоставляется все вышеупомянутое. Дети чаще всего умнее родителей (на которых, в общем, поставил крест не только отец Мень, но и Израиль-аба). А нет детей (озабоченным гражданам мира, как правило, не до подгузников) – тоже не страшно, хотя и обидно за несбывшиеся надежды. Короче, живите и в ус не дуйте.
Не делайте только одного, ради вашей же безопасности: не трожьте гадкого израильского национал-патриотизма. Потому что на этой отвратительной (с вашей точки зрения) гадости стоит не только здешняя государственность, но и зачастую неосознанный raison d'etre каждого отдельно взятого израильского индивида. И если удар по первому вам еще худо-бедно простят, то за второе попросту перегрызут глотку. А оно вам надо?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..