среда, 11 сентября 2024 г.

Физика антисемитизма от Альберта Эйнштейна

 

Физика антисемитизма от Альберта Эйнштейна

Этот великий ученый в шутку именовал себя еврейским святым. Впрочем, именно Альберт Эйнштейн сквозь призму своей любимой науки сумел понять суть антисемитизма.

Физика антисемитизма от Альберта Эйнштейна

Гениальному ученому принадлежит не только открытие теории относительности, но и «физики» антисемитизма.

Однажды в разговоре с актером и режиссером советского театра на идише Соломоном Михайловичем Михоэлсом Эйнштейн усомнился в том, что в Советском Союзе нет антисемитских настроений. Он сказал, что физики знают:

У каждого предмета есть своя тень. А потом добавил, что антисемитизм является «тенью» еврейского народа.

О том, что такая «тень» существует Альберт Эйнштейн узнал уже в зрелые годы. Он появился на свет в Германской империи. Сначала, воспитываясь в светской либеральной среде, не ощущал никакой дискриминации по национальному признаку. Осознание собственного еврейства пришло вместе с нацистской властью. Ученый, по его словам, внезапно благодаря неевреям понял, что он еврей. В то время он постиг, что возрождение еврейского народа может произойти только тогда, когда его объединит общее дело, ставшее дорогим для всех представителей еврейской нации. Эйнштейн считал, что если бы иудеям не пришлось проживать среди бессердечных, непримиримых людей, то он бы первым был за универсальную человечность, отвергнув всякого рода национализм.

После отъезда из Германии ученый стал приверженцем сионистского движения. Впрочем, у него было свое неоднозначное мнение по поводу образования собственного еврейского государства.

Эйнщтейн и Хаим Вейцман, который впоследствии стал первым Президентом Израиля, в 1921 году отправились Америку. Целью этой поездки, в ходе которой ученый читал лекции, был сбор средств для открытия в Палестине (тогда так называли эту землю и она ни как не была связанна с палестинцами) еврейского университета. В 1923 ученый прибыл на эти земли. Там ему было присвоено звание первого почетного гражданина Тель-Авива.

Говоря приветственную речь на съезде сионистов, отметил, что Эрэц Изсаэль является не только точкой сбора восточноевропейских евреев, но, прежде всего, воплощением духовного единства, которое возрождается у еврейской нации. По словам великого ученого, в то время каждый еврей осознавал, что быть представителем еврейского народа – это большая ответственность не просто за собственную общину, а за все человеческое общество.

Целиком осознавая личную ответственность за сказанное, он принял решение не оставаться. Эйнштейн чувствовал себя европейским человеком. Кроме того, гуманист Эйнштейн говорил, что для него большим удовольствием было бы видеть мир и согласие среди совместно проживающего еврейского и арабского населения на основе разумного соглашения.

Ученый, имея собственное представление о подлинной природе иудаизма, не мог принять мысли о создании еврейского государства в пределах неких границ, имеющего армию и светскую власть, пусть и ограниченную. Он тревожился о внутреннем разрушении иудаизма, связанном с «узколобым национализмом», который будет развиваться в собственных рядах. Эйнштейн отмечал, что против этого и без основания еврейского государства приходится вести борьбу.

Ученый, согласно его убеждениям, не мог до конца принять идею основания государства по расовым или этническим признакам. С этим связан его отказ в 1952 году, по предложению Давида Бен-Гуриона, занять пост второго Президента страны. Ученый, по его словам, был тронут, однако с сожалением вынужден был отклонить данное предложение. Объяснением этого поступка являются слова великого общественного деятеля-гуманиста в послании к своей приемной дочке Марго. Он написал ей, что, став Президентом, он сказал бы жителям Государства Израиль о таких вещах, о которых они не хотели бы слышать.

Промелькнуло более 75 лет. И в настоящее время государство Израиль процветает, имеет свою армию, экономику и науку. В Израиле живут как светские граждане, так и религиозные, соблюдающие все каноны иудаизма. Но в одном Эйнштейн оказался абсалютно прав: антисемитизм не отделим от еврейского народа и никуда не делся даже с созданием государства Израиль.

Комментариев нет:

Отправить комментарий