четверг, 6 июня 2024 г.

НАШ ГОРОД

 

Наш город

Перевод статьи доктора Гая Бехора о неудавшихся попытках врагов лишить нас самой нашей сути – нашего Города. – Прим. переводчика.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Вчера весь Израиль отпраздновал День Иерусалима – единой и неделимой столицы государства Израиль.

Иерусалим всегда оставался еврейским городом и сохранял еврейское присутствие. И даже восточная его часть. И только погромы 1929 года, устроенные арабским населением, а потом интифада 1936–1939 годов и иорданская оккупация Святого города, в результате которых были сожжены десятки синагог и уничтожены еврейские кварталы, изгнали евреев из Восточного Иерусалима.

«Восточный Иерусалим имеет арабский облик», – заявил Махмуд Аббас в Дохе на посвящённой Иерусалиму конференции. В какой степени его слова адекватны, можно судить по таблице (см. рис. 1), в которую сведены данные о национальном и конфессиональном составе жителей Святого города в XIX–XX веках.

Несмотря на разрушение Второго Храма, евреи на протяжении двух тысячелетий никогда полностью не оставляли Иерусалим – даже в самые тяжёлые времена гонений и преследований несколько десятков еврейских семей оставались в Святом городе. А 150–200 лет, согласно переписям населения, евреи были в Иерусалиме большинством.

В начале XX века большая часть евреев Иерусалима, около 20 тысяч человек, по-прежнему проживала внутри крепостных стен Старого города: примерно треть из них – в мусульманском квартале, остальные – в квартале еврейском. В мусульманском квартале существовали целые дворы, где большинство составляли еврейские жители. Например, «Галицийский двор» с двумя синагогами и десятками квартир, полностью заселённых евреями, «Двор Ранда» (по имени богатого еврея из Галиции, купившего его в 1900 году. – Прим. переводчика) с 30 семьями и иешивой «Торат хаим» (сегодня – «Атерет коаним»). Евреи из Йемена селились в Кфар-Шилоах, на склоне Масличной горы.

Изгнание евреев из Восточного Иерусалима началось во время погромов 1929 года, когда подстрекаемая мусульманскими проповедниками толпа принялась убивать евреев, грабя и сжигая их имущество. Часть еврейских жителей перебралась из мусульманского квартала в еврейский. Так, например, поступили изгнанные жители «Двора Ранда», дома которых были сожжены. Другие и вовсе стали покидать Старый город, переселяясь в новые еврейские кварталы, вырастающие за пределами стен.

А затем началась интифада 1936–1939 годов, когда евреи бежали из Восточного Иерусалима, бросив всё своё имущество. Эта часть города была полностью оставлена евреями. Именно тогда были брошены и «Галицийский двор», и нынешняя иешива «Атерет коаним».

Окончательная зачистка

Чтобы ускорить бегство евреев, мусульмане сжигали синагоги. В итоге большинство жителей еврейского квартала также были вынуждены оставить свои дома и бежать. Так что к 1948 году в нём проживало не более 1700 евреев, сосредоточившихся вокруг главных синагог. И страх их был велик, хотя британцы и огородили еврейский квартал, точно гетто.

Тогда же, между 1936 и 1939 годами, мусульманские погромщики изгнали из Кфар-Шилоах йеменских евреев, разграбив по обыкновению их имущество.

Окончательная же зачистка Восточного Иерусалима от евреев произошла во время Войны за независимость. Иорданская армия оккупировала Старый город, включая еврейский квартал, захватив и всех его еврейских жителей. Часть из них была отправлена в Иорданию в качестве пленных. Других вышвырнули в западную часть города. И в Восточном Иерусалиме не осталось больше ни одного еврея.

К слову, командующий иорданскими войсками Абдалла Таль, бросивший для беспощадной атаки на еврейский квартал Старого города сотни солдат и ещё десятки местных арабских добровольцев, был потрясён малым количеством его защитников. Пересчитав 30 выстроившихся перед ним еврейских бойцов, сдавшихся, чтобы дать возможность уйти жителям осаждённого квартала, он произнёс:

– Знали бы мы, как вас тут мало, не стали бы брать ружья, ограничившись палками…

Чтобы уничтожить любое упоминание о еврейском присутствии, иорданцы с помощью динамита немедленно взорвали две самые большие и красивые синагоги еврейского квартала: и «Хурву», и «Тифэрет Исраэль», помощь в строительстве которой была в своё время оказана австро-венгерским императором Францем Иосифом.

Так были уничтожены важнейшие иерусалимские синагоги, возможно, самые главные во всей Земле Израиля. К слову, без какого-либо международного осуждения или вообще реакции. Это были два особенно высоких здания. Они могли бы послужить отличными позициями для иорданских снайперов. Тем не менее их всё равно взорвали, чтобы стереть всякую память о евреях. Кстати, в 2010 году синагога «Хурва» была отстроена заново. То же обязательно произойдёт и с «Тифэрет Исраэль».

Всё еврейское имущество был разграблено или присвоено. Дома были сожжены, часть разрушена, а затем сровнена бульдозерами с землёй. Квартал был уничтожен и оставался в таком виде на протяжении 19 лет, до самой победы израильтян и возвращения в 1967 году. Вот как Восточный Иерусалим был превращён в «арабский город».

На юге Иерусалима киббуц Рамат Рахель, который был целиком разрушен и сожжён арабскими погромщиками в 1936 году, а затем заново отстроен и вновь уничтожен уже во время Войны за независимость, всё же с трудом, но удалось отстоять. Он остался в границах государства Израиль. А вот на севере в ходе Войны за независимость иорданцы захватили ещё четыре еврейских квартала. Около тысячи их жителей также бежали в западную часть города. Всего иорданские захватчики разрушили в 1948 году 58 синагог и целый ряд еврейских посёлков, включая Атарот и Неве Яаков.

Евреев изгнали из всех захваченных иорданцами районов города, являющегося важнейшим для всего еврейского мира. Им было строго запрещено приближаться к святым для них местам, в том числе и Стене Плача. Этот абсолютный запрет для евреев был в силе все годы, хотя по Родосским соглашениям о прекращении огня, подписанным между Израилем и Иорданией в конце Войны за независимость, Иордания обязалась обеспечить евреям свободный доступ ко всем святым местам.

Войны с мёртвыми

Изгнание евреев было полным – как живых, так и мёртвых. Еврейское кладбище на Масличной горе на протяжении многих поколений евреев обладало особым мистическим значением. За последние две тысячи лет там были похоронены, по меньшей мере, 70 тысяч евреев, в том числе величайшие мудрецы.

И во время Войны за независимость, и после иорданцы не прекращали осквернять кладбище, демонстрируя таким образом свою власть. Прямо на нём построили они гостиницу Inter Continental. К слову, именно там, прямо на еврейских костях, в 1964 году была провозглашена ООП. И проезд к гостинице был проложен по еврейским могилам, кости из которых просто отбрасывали в сторону. И дорога в Иерихон также прошла по этому кладбищу, оскверняя память о мёртвых, и дорога в Силуан. При этом все обращения Израиля с просьбами позволить религиозным представителям посетить кладбище были отвергнуты. Ни один еврей не мог больше попасть в Восточный Иерусалим. Каменным надгробьям иорданцы тоже нашли эффективное применение: часть из них была обтёсана и использована для строительства, другая просто перемолота в строительный щебень.

Всего последовательно и систематично было уничтожено 38 000 надгробий с ясной целью создать новую реальность в Иерусалиме.

Пренебрежение ко всему, что имело хоть какое-либо отношение к еврейскому существованию в городе, достигло пика. Части еврейского квартала захватили арабские семьи, утверждая свои права на остатки зданий. А в начале 60-х иорданцы заявили, что состояние разрушенного еврейского квартала столь плачевно, что дальнейшее его сохранение не имеет смысла. Они намеревались разрушить его окончательно, превратив в общественный парк. Но так и не успели. А Стена Плача была объявлена исключительно мусульманским святым местом. На камни Стены навесили указатели на арабском языке. В те ужасные 19 лет, между 1948 и 1967 годами, в то время как всякое упоминание о еврейском присутствии в том, что стало называться «Восточным Иерусалимом», тщательно уничтожалось, никто в мире и слова не сказал против этой человеческой, религиозной и этнической чистки. Как только речь зашла о правах евреев, все красивые слова о «свободе вероисповедания» и о праве на свободное исполнение религиозных ритуалов бесследно испарились, а юридические обещания растаяли. Так, с чётким расчётом на исламизацию Восточного Иерусалима, город был превращён в «арабский».

Коран для христиан

Не стоит думать, что христиане под иордано-мусульманской оккупацией не страдали. Гонения на христиан в те годы были также тяжелы, хотя и не являлись столь всеобъемлющими, как в отношении евреев, изгнанных и вычеркнутых из памяти. Христианские святыни, в отличие от еврейских, иорданцы сохранили. Вместе с тем, они не позволяли развивать их, в то время как мусульманские места в городе росли и расширялись.

Согласно британским, иорданским и израильским данным, количество проживающих в Иерусалиме христиан в те 19 лет сократилось с 25 000 до 12 600, то есть почти вполовину. Они просто оставляли город. Одни переселялись в Иорданию, другие вообще за границу. Почему? Из-за жёстких ограничений, наложенных на них иорданскими мусульманскими властями.

Например, в 1953 году иорданские оккупанты запретили христианским общинам и даже отдельным христианам приобретать имущество возле святых мест. Чуть позже церквям было запрещено вообще покупать любой участок земли в Иерусалиме. Это была ясная попытка исламизировать христианский квартал Старого города. При этом христианских священнослужителей заставили подчиниться властям из Рабат-Амона.

А в 1955 году иорданские власти изобрели ещё одну каверзу: содержание учебников и учебных курсов во всех школах Восточного Иерусалима было поставлено под контроль чиновников иорданского министерства просвещения в Рабат-Амоне. Единственным разрешённым языком обучения остался арабский. Так многие христиане, совершенно не знавшие арабского языка, были вынуждены «арабизироваться». Иначе школы их общин были бы закрыты. Выходной день для христианских школ был установлен в пятницу, а не как прежде в воскресенье, ставшее обычным учебным днём. Всё это для того, чтобы лишить христиан воскресных молитв. Изучение Корана стало также обязательным и для христиан.

Возвеличивая Рабат-Амон, иорданцы превратили Иерусалим в малозначительный провинциальный город. Такое положение было неудобно для арабской христианской элиты, и оно также сыграло дополнительную роль в том, что многие христиане покинули город.

После освобождения и объединения Иерусалима в 1967 году католическая церковь молчаливо признала израильский суверенитет. После 19 лет преследований им стало совершенно ясно, что существование христиан возможно лишь под еврейской властью. Сегодня иерусалимские христиане живут под бдительным оком мусульман, и осталось их не больше 10 тысяч человек.

Заявление Махмуда Аббаса об арабском характере Иерусалима совершенно не соответствует фактам и действительности. Попытка изгнать евреев полностью провалилась. Огромные еврейские кварталы, построенные с востока, севера и юга, уже изменили демографическую реальность и продолжают менять её дальше.

Еврейский квартал Старого города был восстановлен и продолжает развиваться. Он стал ещё краше, чем был. Лишь недавно была заново отстроена синагога «Хурва», вознёсшаяся в своей красе над зданиями квартала. Забор безопасности отсёк Иерусалим от прилегающих арабских районов Иудеи и Самарии, а попытки палестинской администрации внедрить свои структуры в пределы города пресекаются израильскими властями.

При этом дефицит жилья в еврейском секторе неизбежно приводит к тому, что ряд бывших арабских кварталов переходит в еврейские руки. Сегодня еврейское население Восточного Иерусалима превысило уже 180 тысяч человек, или более 40% его жителей.

Миллиарды шекелей, вкладываемые сегодня в стратегическое развитие Иерусалима, невероятно преображают город, превращая его в современный мегаполис. За всю новейшую историю Иерусалим – столица еврейского государства – не знал такого интенсивного развития, как нынче. При этом Иерусалим остаётся открытым для всех городом, обеспечивающим, как ещё никогда в своей истории, свободу вероисповедания и религиозной практики, а также уважительное отношение ко всем религиозным и этническим группам.

Доктор Гай Бехор

Перевод Александра Непомнящего

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий