среда, 9 августа 2023 г.

О САБРАХ И НЕ ТОЛЬКО...

 

    Фото: Циклопедия

О сабрах и не только…

Либеральный раввин, а точнее, немец, принявший либеральный гиюр и ставший раввином, сказал, что у меня проблемы с национальностью. Евреи, по его словам, вообще не нация, а религиозное сообщество. "Поэтому, - сказал он, - если я не веду еврейский образ жизни, то к потомкам Авраама если и принадлежу, то с большими оговорками". По логике уважаемого ребе я, несмотря на родителей-евреев, скорее, либо русский, так как родился в России; либо немец, так как живу в Германии и имею немецкое гражданство. Приятели, выходцы из бывшего Союза, над моими "ужастиками" посмеялись: "Не обращай внимания. Чего не скажешь в шутейном разговоре". Но чувство неопределённости осталось…

Клубок национально-религиозных противоречий ещё более запутал в книге "Когда и где вы стали евреями" (2008 г.) профессор Тель-Авивского университета Шломо Занд. Известный историк считает, что нет и никогда не было такой нации – евреи. Правда, Занд подходит к проблеме еврейской идентичности с других позиций. "Евреи, на мой взгляд, - пишет профессор, - не являются народом, поскольку в своем современном значении слово "народ" относится к человеческому коллективу, проживающему на конкретной территории, где развивается общая для всего этого коллектива живая повседневная культура - от языка до жизненных обычаев и привычек".

Это утверждение профессора, что евреи не нация, а религиозное сообщество, превращает секулярных евреев в людей без нации. В России они русские. В Германии - немцы. Во Франции - французы. Возможно, через тысячу лет, когда все мы будем одной нации - земляне, в этом не будет ничего особенного. Но сегодня…

И ещё один аргумент, как будто бы в пользу Занда, - евреи разные. Прогуляйтесь по улицам израильских городов, и вы в этом легко убедитесь. Чернокожие фалаши (приехавшие из Эфиопии), сефарды (из стран Востока), ашкенази (из Европы и Америки). Разные по культуре, менталитету, внешнему виду, наконец. Когда-то предки этих людей действительно были израильтянами, но две тысячи лет изгнания и смешанные браки внесли такие изменения в генетическую составляющую, что здравый смысл отказывается считать их одной нацией.

Итак, повторяю, согласно этим рассуждениям, мы не нация. Другими словами, у нас не всё как у людей: если ведёшь еврейский образ жизни, ты иудей. Если не ведёшь, то непонятно кто. Как говорится, гуляй Вася, или, точнее, Абрам. На мой взгляд, какая разница как называть. Называй хоть горшком - только в печку не ставь. Ну не народ, так не народ. Как говорил Остап Ибрагимович: "Брюк нет, и граждане довольные расходятся по домам".

Впрочем, довольны не все. Для многих проблема становится ещё более непонятной. Как быть, например, с неверующими евреями? Они ничего не соблюдают, ни во что не верят, или верят в нечто, ничего общего не имеющее с иудаизмом. Однако, вместе с тем, по-прежнему упорно считают себя лицами еврейской национальности. Таких, кстати, среди потомков Авраама, проживавших (или проживающих) на территории бывшего Союза, подавляющее большинство.

В городе, где живу (Германия), есть еврейская община. Раввин, молодой, светловолосый, всегда приветливый, немец, принявший гиюр и сменивший имя Иоганн на Авраам, перед началом Б-гослужения проводит беседы на религиозные темы. В беседах этих он часто употребляет выражения: "Мы евреи", "У нас евреев", "Наши еврейские проблемы" и вызывает удивление у некоторых русскоговорящих членов общины. Однажды темой беседы стал вопрос, который мы здесь обсуждаем: евреи нация или религиозное сообщество. В тот вечер переводчица заболела, и раввин попросил переводить меня.

- Евреи не нация, - говорил раввин. - Это религиозное сообщество. Каждый человек, независимо от национальности, может принять гиюр и стать евреем. Многие еврейские мудрецы не были евреями по рождению. В отличие от других религий, мы никого к себе не зовём, напротив, каждому желающему рассказываем о трудностях, которые его ожидают. Рассказываем о том, какие притеснения и унижения испытали евреи за тысячелетнюю историю. Мы также говорим о том, что Всевышний поручил евреям важную миссию для исполнения и реализации Б-жественного промысла, и исполнить эту миссию совсем не просто.

Раввин во много прав, но есть ли выход из запутанной ситуации? Думаю, есть. Сегодня, в современном Израиле заработал плавильный котёл, и евреи снова превращаются в нацию. Такую же, как две тысячи лет назад. Превращаются, благодаря смешанным бракам между сефардами и ашкенази, и, главным образом, благодаря появлению новой формации потомков Авраама. Евреев, родившихся в Израиле.

Благодаря тем, кого, с лёгкой руки журналиста Ури Кейсари, называют сабрами. Он в 1931 году, задолго до провозглашения еврейского государства, опубликовал в газете "Доар ха-йом" статью "Мы листья кактуса!". В ней он поддерживает и защищает уроженцев Эрец-Исраэль. "Их иногда обвиняют в грубости и невоспитанности, - пишет журналист. - Да, "сабрес", может, и колючие снаружи, зато сладкие внутри" - и поясняет: "Мы цабарим, внешне несколько грубоватые, но с мягким и отзывчивым сердцем".

Уроженцы Израиля имеют особые национальные черты, которые значительно в меньшей степени свойственны нам, уроженцам Диаспоры: гордость своей страной, любовь к путешествиям, к археологии (возможно, сказывается тяга к предкам), к географии. Именно на сабрах держится кибуцное, по сути своей, утопично-коммунистическое движение, нигде в мире, кроме страны Обетованной, не нашедшее достойного воплощения. Я жил в кибуце почти неделю и знаю, о чём говорю.

Не хочется выражаться высокопарно, но сабры и есть истинные наследники Маккавеев, готовые пожертвовать собой ради Родины, ради сохранения чести. Именно они составляют костяк элитного воинского подразделения "Голани". Не случайно эмблемой бригады стало оливковое дерево. Это дерево известно сильными корнями, глубоко проникающими в глубь почвы, и символизирует прочную связь бригады с историей Святой земли. Сабры сыграли большую роль во всех израильских войнах. Они помогли отстоять страну в 48-м году, вернуть стену Плача в 65-ом, освободить заложников в Энтеббе в 76-ом.

Это особые люди. Они более, чем другие потомки Авраама, связаны ниточкой с древними израильтянами. Сабры выросли в своей, свободной стране. Их не притесняли и не дискриминировали. Они не должны были скрывать своё еврейство. Им не кричали в лицо: "жидовская морда". Они не знают, что такое процентная норма при приёме в институт или на работу. Для них иврит - родной язык. Если раньше, в бывшем Союзе евреем считался тщедушный очкарик, то сегодня в еврейском государстве это сильный и уверенный в себе человек. Он гордится своей страной и готов встать встать на её защиту и, если потребуется, отдать за неё жизнь. Сабры сегодня стали чуть ли не в символом Израиля. Их год от года становится всё больше и больше. В 1974 году - около 40 %. Сегодня около 80-ти. На них надежда. Они снова превратили-превращают наш народ из религиозного сообщества в нацию… 

Источник: "МАСТЕРСКАЯ"

Комментариев нет:

Отправить комментарий