понедельник, 13 февраля 2023 г.

"С такими друзьями евреям и Израилю не нужны и враги"

 

"С такими друзьями евреям и Израилю не нужны и враги"

Кто выбирает таких уполномоченных по борьбе с антисемитизмом?

До сих пор этот вопрос задавался в основном в отношении Михаэля Блюме, занимающего ceй пост в Баден-Вюртемберге (см. "ЕП", 2022, №№ 2, 7). Но вот и в Шлезвиг-Гольштейне на эту должность был назначен человек, о причинах выбора которого можно только гадать.

С 1 ноября 2022 г. Герхард Ульрих, бывший земельный епископ Евангелическо-лютеранской церкви Северной Германии, стал новым "уполномоченным по еврейской жизни и борьбе с антисемитизмом земли Шлезвиг-Гольштейн", сменив на посту бывшего земельного премьера Петера Харри Карстенсена, занимавшего эту должность с февраля 2020 г.

Вступая в должность, Ульрих говорил о том, что его новая работа касается "не только вопиющих проявлений антисемитизма, но и повседневного, почти случайного антисемитизма в центре общества". Ульрих подчеркнул, что видит свою задачу в том, чтобы действовать "как посредник в укреплении еврейской жизни и как контактное лицо для еврейских общин и людей еврейской веры".

Земельный министр культуры Карин Прин (ХДС) высоко оценила прежнюю деятельность Ульриха в этом контексте: "Герхард Ульрих – опытный строитель мостов, он знает жителей Шлезвиг-Гольштейна... Как земельный епископ, он был очень предан и решителен в своей поддержке экуменизма и примирительного диалога между религиями".

Однако раввин Авраам Купер из Центра Симона Визенталя в интервью изданию Jewish News Syndicate (JNS) гораздо менее комплементарен: "С такими друзьями, как епископ Герхард Ульрих, немецкому еврейству и Государству Израиль не нужны и враги". Поводом для такой оценки стали заявления, сделанные Ульрихом в 2017 г. Например, в рождественской проповеди он сказал, что во время поездки на Ближний Восток испытал, "как времена оккупации угнетают людей, деформируют души по все стороны границы и стены; как пограничный контроль бесчестит людей и как все это вызывает новое насилие".

Раввин Ишай Флейшер, пресс-секретарь еврейской общины Хеврона, назвал это заявление сомнительным, от которого веет "старыми немецкими антисемитскими клише, а позже нацистским антисемитизмом". Попытка внушать еврейскому народу, что "его борьба за свою родину морально отвратительна, попахивает тем самым антисемитизмом, с которым этому епископу поручено бороться", добавил он.

Еще одно пикантное заявление Ульрих сделал в ноябре 2017 г. на Domradio, относящемся к ведению Кёльнской епархии. Там он рассказал, что "мы видим стену, которая намного выше Берлинской стены, и мы знаем, что стены никогда не создают мир. В Хевроне у нас сложилось впечатление, что террор там скорее производят, чем преодолевают".

Речь шла о "заборе безопасности" вдоль границы Израиля с Западным берегом, который был построен из-за многочисленных террористических атак – в основном, взрывов палестинских террористов-смертников – против израильских гражданских лиц в ходе так называемой Второй интифады. По поводу этого сравнения ближневосточный аналитический центр Mena-Watch в августе 2019 г. отметил: "В отличие от Берлинской стены, „забор безопасности“ не унес жизни, он спас людей. Барьер помешал не беглецам от диктатуры, а террористам выполнять свою смертоносную антисемитскую работу".

В рождественской проповеди в 2017 г. Ульрих пошел еще дальше и обвинил тогдашнее правительство США в раскручивании "спирали насилия" из-за признания Иерусалима столицей Израиля. В своих проповедях Ульрих неоднократно постулировал взаимную ответственность террористов ХАМАСа и израильтян, защищающихся от их ракетного террора. В проповеди декабря 2012 г., например, он заявил, что "на ракеты из Газы ответили ракетами, выпущенными по Газе", и что "нужен кто-то, кто бы начал останавливать насилие, взламывать замки и засовы ненависти". Два года спустя, говоря об израильской операции против ХАМАСа, он назвал ее "ужасной войной между Государством Израиль и палестинцами, которая демонстрирует жестокость принципа "око за око, зуб за зуб".

Президент Германско-израильского общества (DIG) Фолькер Бек назвал это в Twitter "христиански мотивированным переосмыслением заповеди об умеренности в принцип мести". Далее Бек пишет: "Тот, кто так воспроизводит образ мстительной еврейской религии, не годится на роль уполномоченного по борьбе с антисемитизмом".

В статье от 2 декабря 2022 г. газета Jüdische Allgemeine отметила, что ссылка Ульриха на заповедь "око за око, зуб за зуб" решительно "противоречит брошюре об антисемитизме, опубликованной Евангелической церковью Германии (EKD) в 2017 г., через несколько лет после заявления Ульриха". В ней, например, говорится, что "СМИ не следует ссылаться в своих репортажах о военных действиях на Ближнем Востоке на этот библейский текст об ошибочно называемой "заповеди мести".

Но и это еще не всё. Говоря о военном ответе Израиля на ракетный террор ХАМАСа, Ульрих называет его "контртеррором". По его мнению, ценой такого ответа является то, что "люди умирают, невинные люди теряют свои жизни на Святой Земле в споре за собственность, за право жить. Израиль, отгораживаясь стеной от своих врагов, перерезает другим – палестинцам – жизненные артериии".

Феликс Хилленкамп, заместитель председателя правления отделения DIG в Шлезвиг-Гольштейне, раскритиковал эти заявления как "односторонний и вырванный из контекста взгляд на ближневосточный конфликт".

Jüdische Allgemeine указывает на слова Ульриха о том, что "имя „Израиль“... отягощено ужасом и страданиями этой ближневосточной войны". И поскольку название "Израиль" является "теологическим именем" или божественным "именем обетования", "именем Бога", "мы не можем принять, когда современное государство ссылается на этого Бога и его обещания, когда ведется война".

В связи с критикой проповедей Ульриха Министерство образования Шлезвиг-Гольштейна 2 декабря 2022 г. опубликовало пресс-релиз, в котором экс-епископ "приносит извинения за формулировки и прошлые проповеди, которые не соответствуют требованиям, которые он бы предъявлял к ним сегодня". "Конечно, я защищаю право Израиля на существование и военную самооборону", – уверяет Ульрих.

Но в связи с критикой своих проповедей Ульрих заявил: "Я не нахожу в них антиизраильской позиции, а скорее критические и полные обеспокоенности ссылки на текущие ситуации в ближневосточном конфликте... Однако я ни в коем случае не возлагал ответственность за конфликт на одну сторону".

Реакция на заявление Ульриха была неоднозначной. Вальтер Блендер из либерального Земельного союза еврейских общин Шлезвиг-Гольштейна подчеркнул, что Ульрих является "надежным борцом против антисемитизма" и что "его подход к своим старым проповедям... – это именно то, что двигает наше общество вперед". Председатель Еврейской общины Шлезвиг-Гольштейна Игорь Володарский заверил, что они "знают об искренней приверженности Герхарда Ульриха и его личной воле [противостоять] антисемитизму в Шлезвиг-Гольштейне".

Однако раввин Авраам Купер сказал JNS 4 декабря 2022 г., что проповеди Ульриха "шокируют тем, что в них его антиизраильские политические взгляды представлены в антисемитских теологических терминах". Купер также подчеркнул, что он "рад слышать, что бывший епископ изменил свои взгляды, но ясно, что он не способен осудить тот самый антисемитизм, который он, к сожалению, узаконил и помог распространить в германском обществе".

Выступающая против движения BDS немецко-еврейская активистка Малка Гольдштейн-Вольф заметила в Facebook 2 декабря 2022 г.: "Теолог Герхард Ульрих читал антиизраильские проповеди. Даже если он сейчас станет уверять, что больше не будет делать многие из своих тогдашних заявлений, для любого человека в здравом уме он дисквалифицировал себя для должности уполномоченного по борьбе с антисемитизмом".

В интервью Domradio в 2017 г. Ульрих назвал движущей силой своих действий то, "что мы можем сделать вместе, чтобы преодолеть ненависть, поддержать людей в их стремлении к миру и встать рядом с теми, чья жизнь подвергается испытанию. Наш долг перед миром состоит не в том, чтобы участвовать в сложных богословских дебатах, а в том, чтобы разделять приверженность миру и быть на стороне слабых". В нынешнем пресс-релизе от 2 декабря 2022 г. он подтвердил это намерение.

В интервью Domradio в 2017 г. Ульрих ссылался как на сторонника своих миротворческих усилий на "палестинского лютеранского пастора Митри Рахеба", который сказал ему, что "людям здесь... не нужно больше религии, они от нее задыхаются. Меньше религии означало бы больше веры".

Этот самый Рахеб в феврале 2012 г. был награжден Премией германских СМИ, а в 2009 г. участвовал в разработке "Каирско-палестинского документа", в котором Израиль был в одностороннем порядке осужден как агрессор и оккупант. В то время Рахеб рассказывал о южноафриканском исламском теологе Фариде Исааке, который, посетив Палестинскую автономию, сказал, что это хуже, чем апартеид. Рахеб также выступает за бойкот товаров, произведенных в еврейских поселениях.

Президент NGO Monitor профессор Джеральд Стейнберг сказал The Jerusalem Post в 2017 г.: "У Рахеба долгая история аморальной агитации против Израиля и мирного процесса…" В ноябре 2012 г. еврейский интернет-журнал haGalil написал об ориентационном руководстве "Земля обетованная? Земля и Государство Израиль в дискуссии", подписанном Ульрихом и опубликованном от имени EKD, что оно "содержит множество нелепых и возмутительных фактических ошибок". Фигурирует в статье haGalil и Рахеб. Автор обвиняет "ученых EKD" в том, что они "объединились с языческим императором Адрианом с целью лишить евреев их исконной родины, и это yстремление, которое проходит красной нитью через все ориентационное руководство, поддерживается и до сих пор известными палестинскими пасторами, такими как президент Всемирной лютеранской федерации Муниб Юнан и удостоенный наград пастор Митри Рахеб". Хотя Ульрих и дистанцировался от части своих проповедей, он ни словом не прояснил свою связь с Рахебом. 

Источник: "Еврейская панорама"

Комментариев нет:

Отправить комментарий