суббота, 2 июля 2022 г.

Инна Беленькая: ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ — АТАВИЗМ ИЛИ «БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»?

 НАУКА И ТЕХНИКА

Инна Беленькая: ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ — АТАВИЗМ ИЛИ «БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»?

  3,326 total views (from 2022/01/01),  13 views today

Характерно, что парапсихическими феноменами интересуются и пытаются изучать представители точных наук — физики, математики, инженеры, которые не имеют никакой психологической подготовки. Т.е., происхождение паранормальных явлений рассматривается под углом зрения физических законов. Но такой подход себя не оправдывает.

ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ — АТАВИЗМ ИЛИ «БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»?

(по следам комментариев к статье Л.Мадорского «Телепатия — будущее человечества»)

Инна Беленькая

Интерес к паранормальным явлениям (а это не только телепатия, но и телекинез, ясновидение, предсказание и другие формы экстрасенсорного восприятия) в обществе никогда не ослабевал, хотя со стороны науки отношение к этим феноменам, мягко говоря, остается скептическим. Как следствие этого — отсутствие научного подхода и разработки методов исследования подобных феноменов.

Характерно, что парапсихическими феноменами интересуются и пытаются изучать представители точных наук — физики, математики, инженеры, которые не имеют никакой психологической подготовки. Т.е., происхождение паранормальных явлений рассматривается под углом зрения физических законов. Но такой подход себя не оправдывает. Как бы неожиданно это ни прозвучало, очевидно следующее: чтобы понять феномен сверхъестественных способностей, их генезис надо обращаться вглубь веков, в эпоху мифотворчества, исходить из «коллективного бессознательного» (Юнг) как огромного хранилища человеческой памяти.

Понятие сверхъестественного, потустороннего уходит своими корнями в самую глубь человеческой истории и обнаруживает отчетливую связь с эпохой мифотворчества как единственно возможной системой осмысления мира древним человечеством.

Но как приблизиться к разгадке тайн нашей психики, тех сокрытых ее глубин, куда проникнуть с помощью инструментария невозможно? В этом плане ценный материал представляют нарушения психической деятельности, т.к. это позволяет видеть психические феномены, принадлежащие другому ее уровню, согласно принципу «что скрыто в норме, то явно в патологии».

По Юнгу, не случайно, что «именно в психиатрии и психотерапии нередко бывают случаи, для которых характерна продукция архетипической символики». В болезни активизируется то, что составляет содержание коллективного бессознательного. Иначе говоря, то, что в психиатрии принято относить к расстройству психической деятельности, на самом деле в определенные периоды истории человечества считалось совершенно нормальным и приемлемым явлением.

Еще учеными прошлого (Карл Абрахам, Отто Райх и др. ) была высказана мысль, что «безумие душевнобольного напоминает своей конструкцией миф».

Действительно, в бредовых расстройствах при шизофрении нет ничего, чего не было бы в мифологическом сознании. Картина психического заболевания воспроизводит то, что составляло жизнь первобытного человека и заполняло его мифическое сознание. Но мышление первобытных людей в основе своей мистическое.

Представления об окружающем мире у древнего человека, его мироощущение и мировосприятие качественно отличались от таковых у современного человека. Первобытный человек никогда не смотрел на мир как на пассивную или механическую систему. Мир для него был живым, исполненным таинственных сил. В соответствии с этим древний человек каждому своему действию придавал магически-религиозное значение и космологический подтекст.

Для определения характерного свойства первобытного мышления Леви-Брюль вводит понятие «мистической партиципации», или мистической сопричастности как основы отношений между существами и предметами, улавливаемых первобытным сознанием.

В том же ключе надо рассматривать высказывания крупнейшего английского ученого историка и философа К.Г.Доусона (1889 — 1970), который писал, что «элемент трансценденции является изначальным в человеческом опыте и присутствует даже в наиболее грубых и примитивных формах религии…».

У древних народов повсюду существует некие понятия, за которыми скрывается убежденность в существовании мистической силы, циркулирующей между всеми существами и предметами.

В представлении древних людей, в природе, и особенно среди живых существ нет ничего, что не обладало бы этой силой. Боги, духи, люди, животные оказываются наделенными ей.

Говоря о мистическом характере первобытного мышления, Леви Брюль отмечал что первобытные люди по своей природе — метафизики. Они чувствуют себя в непрерывном контакте со сверхъестественными силами, перед которыми испытывают страх. Эта сила воздействует, как на расстоянии, так и непосредственно через соприкосновение.

Таким является понятие МАНЫ. Это слово характерно для меланезийских языков. У народов Сев. Америки эквивалентом ему является слово ОРЕНДА, племена сиу называют эту силу ВАКАН, индонезийцы — словом ВАДИ, африканские пигмеи — МЕГБЕ, жители Антильских островов — ЗЕМИ. Все эти слова выражают то же понятие, что и МАНА.

В представлении древних людей, в природе, и особенно среди живых существ нет ничего, что не обладало бы этой силой. Боги, духи, люди, животные оказываются наделенными этой силой.

С точки зрения науки, понятие маны являет собой одно из «смутных» (Леви-Строс) представлений, поскольку мана как некая мистическая сила не может быть объектом опытного знания. В связи с этим понятие маны было предметом долгих споров и обсуждений среди ученых в плане определения его как явления, т.е. научной дефиниции.

Подробно разрабатывает понятие маны Марсель Мосс (1872-1950), который сближает это явление с мистической партиципацией, или сопричастием, в понимании Леви-Брюля.

Он писал: «Мана — это то, что присуще вещи, но не сама вещь… Она может быть силой материального предмета, но сама эта сила представляет род нематериальной силы, которая действует особым немеханическим образом и способна осуществлять воздействие на расстоянии»[1]. По его мнению, мана — это в некотором роде эфир, невесомый, всепроникающий, распространяющийся сам по себе.

Иначе говоря, слово мана — крайне емкое по своему содержанию и соединяет множество идей, которые можно обозначить такими выражениями, как колдовская сила, магическое свойство вещи, магическая вещь и сверхъестественное существо.

Возможно, ближе всех к разгадке этого понятия подошел Леви-Строс, усматривая определенные закономерности мышления, проявляющиеся в этом явлении.
Как он писал:

«… представления типа маны столь часты и распространены, что впору задуматься, не столкнулись ли мы с универсальной и неизменной формой мышления, которая вовсе не характеризует определенные цивилизации или так называемые архаические и полуархаические «стадии» развития человеческого духа, но систематически зависит от определенного состояния ума в присутствии определенных вещей и проявляется всякий раз, когда возникает подобное состояние?» [2]

Созвучно этому и высказывание Юнга о том, что «метафизические идеи укоренены в качественно определенном состоянии психики». Иными словами, вера в сверхъестественное, трансцендентное является органичным и жизненно необходимым элементом существования человека.

По словам Леви-Строса, мана «зависит от определенного состояния ума…». Он не расшифровывает, что под этим подразумевается. Но, рассматривая ману в качестве «нематериального взаимодействия на расстоянии между объектами, объединенными симпатической связью», нельзя не увидеть в ней сходства с тем феноменом у душевнобольных, который носит название синдрома психического автоматизма или синдрома Кандинского-Клерамбо (по имени авторов, впервые его описавших).

Его структуру составляют идеи психического и физического воздействия на человека. Во все времена эти идеи присутствовали в картине заболеваний у душевнобольных, менялась лишь конкретная фабула, содержание переживаний. Раньше это были демоны, злые духи, нечистая сила. В наше время — идеи гипнотического или телепатического влияния. Больные испытывают тягостное чувство овладения, подчинения чьей-то невидимой силе или чужой воле. Их мыслями и желаниями управляют со стороны, повелевают каждым их действием, внушают им чужие мысли(или они сами читают чужие мысли), двигают их языком, заставляют их думать и говорить не по своей воле. Больные убеждены, что какая-то невидимая сила хочет их уничтожить. А все усилия с их стороны противостоять ей — «никчемное барахтанье».

Корректно ли такое сопоставление? С учетом того, что в переживаниях душевнобольных нет ничего, чего не было бы в мифологическом сознании, как выше говорилось, такое сопоставление вполне возможно.

Вернемся к статье Л.Мадорского и комментариям к ней. Как можно видеть, взгляды комментаторов колеблются в диапазоне от скептически — недоверчивого до полного отрицания фактов. В одном из комментариев к статье прозвучало мнение, что «телепатические умения это удел, дар избранных, как, к примеру, талант сочинительства стихов, музыки, гениальное научное творчество, шахматное мастерство и т.д.»

Но с учетом того, что говорилось выше, нельзя не видеть в этих явлениях признаков атавизма или рудимента архаического мышления и психической деятельности.

Если исходить из этой точки зрения, то становится объяснимым тщетность всех попыток исследовать экспериментально феномен экстрасенсорных способностей. Потому что обнаружение этих сверхъестественных способностей происходит при условии определенного изменения сознания. И в древности это понимали. Недаром в Древней Греции прорицательница Пифия восседала над расщелиной скалы, откуда поднимались одурманивающие испарения, от которых она впадала в экстатическое состояние и произносила речи, которые истолковывались жрецами как прорицания и пророчества.

Мистическое воззрение освещает весь духовный опыт человечества, восточные религии, учения пророков и великих учителей древности. С ними связаны аскетические и медитативные практики, которые направлены на изменение сознания и достижение состояния Озарения и Откровения.

Здесь нужно сказать об уникальных исследованиях Станислава Грофа (Stanislav Grof), изучении им состояний измененного или трансперсонального сознания. Эти состояния возникают у людей, способных выходить за узкие пределы индивидуального сознания. В состояниях трансперсонального сознания, люди получали доступ к далекому прошлому, соединялись с переживаниями далеких предков и приближались к тому глубокому источнику знаний, которым владело человечество с безначальных времен. Благодаря открытию ЛСД и целого ряда других психоделиков как сильнейших катализаторов психических процессов, исследование этих состояний получило экспериментально — научную основу.

Имея в виду паранормальные явления, можно сказать, что психика открывает нам свои тайны или путем изменения человеческого сознания или в результате патологии, нарушения психической деятельности, как в случае бредовых расстройств при шизофрении, которые тоже протекают на фоне измененного или суженного состояния сознания. В этом плане представляют интерес исследования видных российских ученых — проф. психиатрии Т.А. Доброхотовой и доктора мед. наук невропатолога Н.Н. Брагиной (подробно в статье [3]).

Они изучали психические проявления у больных с очаговым поражением головного мозга (эпилепсия, опухоли, посттравматический с-м). Самое интересное, что авторы «никогда не проявляли специального интереса к так называемым парапсихическим явлениям», по их словам. Но в своих наблюдениях они неожиданно обнаружили сходство описываемых в парапсихологической литературе явлений с теми феноменами, с которыми они столкнулись в клинических наблюдениях.

При этом оказалось, что все больные, обнаруживающие эти феномены, являются левшами, и это естественным образом переводит проблему в плоскость современных представлений о функциональной асимметрии головного мозга человека. К особенностям патологии у левшей относятся обманы восприятия или разного рода галлюцинации.
При этом, по словам исследователей, «среди них были такие, что не укладывались в нарушения восприятия с помощью пяти известных анализаторов, будто у этих больных проявлялись дополнительные к ним».

Со времени Чезаре Ломброзо, появления его книги «Гениальность и помешательство» устоялось представление, что гениальность коррелирует с психическими нарушениями и отклонениями в психическом здоровье. Но это не просто корреляция. Часто эти явления — одной природы, в чем убеждает нас феномен Елены Петровны Блаватской (1831-1891). Как можно судить по ее биографии, у нее отмечались психотические эпизоды в жизни. Вместе с тем Елена Петровна Блаватская — одна из самых экстраординарных и загадочных личностей нашего времени.
Ее называли «сфинксом XIX-го столетия», «загадкой эпохи».

Окружающих поражало и удивляла не только ее фантастическая трудоспособность, а сам процесс написания книг.

По ее словам, она записывает «… цитаты из книг так, как если бы они появлялись у нее перед глазами на другом плане объективной реальности», что она ясно видит страницу этой книги, то место, которое ей нужно процитировать, и просто переводит то, что она видит на английский. «…То, что я записываю, мне диктуют, иногда перед моими глазами появляются рукописи, числа и слова, о которых я не имею ни малейшего понятия…» [4]

О работе над книгой «Тайная доктрина» она писала: «… примерно две недели я наблюдаю все, что мне нужно, как бы во сне. Я вижу огромные, длинные рулоны бумаги, на которых все написано, и потом восстанавливаю их по памяти.» [5]

Бертрам Кейтли, редактировавший рукопись «Тайной доктрины», вспоминал: «на проверку точности этих цитат с полными ссылками из книг, которых никогда не было в нашем доме, требовались многие часы поисков, иногда даже в Британском музее, когда нужна была редкая книга, а мне пришлось разыскивать и проверять их целое множество».
И таких свидетельств ее удивительного дара множество. В 1910 г. проф Хирам Корсон рассказывал следующее: «она писала, цитируя по памяти отрывки из десятков книг, относительно которых я абсолютно уверен, что ни одного экземпляра их не было в то время в Америке, свободно переводя с нескольких языков, и иногда обращалась ко мне, к моей эрудиции, чтобы узнать, как перевести какую-нибудь старинную идиому на литературный английский…
Сотни книг, цитаты из которых она приводила, совершенно точно отсутствуют в моей библиотеке, а если она цитировала по памяти, то это еще более впечатляющий подвиг, чем, если б она записывала их из эфира».

По мнению Нандора Фодора, «Тайная доктрина» была написана по большей части в аномальном состоянии сознания автора (in a supernormal condition)[Википедия].

И в конце снова вернемся к статье Льва Мадорского. Есть ли будущее у телепатии? Но, по всей видимости, однозначного ответа на этот вопрос нет. По мнению некоторых ученых, большинство людей используют очень малую часть возможностей сознания. И тем самым ограничивают круг своего бытия. Между тем, «реальное знание об этом глубочайшем уровне сознания не только возможно, но оно является высшей и наиболее подлинной формой знания», писал К.Г. Доусон.

По утверждению Блаватской, эти феномены суть «проявление сил, являющихся совершенно естественными и тем не менее неизвестными, и при этом иногда они принадлежат определенным индивидуумам, достигшим большего и высшего знания Вселенной, чем ученые или теологи. Однако эта сила скрыта в каждом человеке, и может быть, со временем кто-то сможет научиться пользоваться ею, развив это умение». Но эти слова надо воспринимать с поправкой на уникальность и неповторимость опыта Блаватской.

А пока, кажется, рано ставить точку, — я имею в виду название статьи Л. Мадорского. Справедливей будет в конце названия поставить не точку, а знак вопроса.

ЛИТЕРАТУРА

1.Мосс Марсель. Социальные функции священного. — СПб.: Евразия, 2000, с. 197.

  1. Леви-Строс К. Предисловие к трудам Марселя Мосса в кн. Социальные функции священного. — СПб.: Евразия, 2000, с. 429.
  2. Инна Беленькая. «Что скрыто в норме, то явно в патологии — паранормальные явления в свете функциональной асимметрии мозга и очагового поражения ЦНС у левшей». https://blogs.7iskusstv.com/?paged=5&cat=2118
  3. Оккультный мир Блаватской. Сборник. Пер. с англ. https://thelib.info/filosofiya/2043680-okkultnyj-mir-epblavatskoj-blavatskaya-ep/
  4. там же

Комментариев нет:

Отправить комментарий