Борис Гулько
Грядут
худые времена
17.5.2022
Мы живём во времени. Оцениваем: это хорошие
времена; те – плохие. Что это за стихия такая – время?
Дух времени яснее
других улавливают самые чуткие из нас – поэты. Блок писал Зинаиде Гиппиус в
1914 году о забвении прошедшего и коллапсе наступающего времени:
10 лет спустя в стихе «1 января 1924» Мандельштама время ещё
тревожней:
Прошло ещё 22
года, и поэт эпохи сталинского безвременья Пастернак написал о предчувствии предстоящего:
Ещё через 32 года
во время безнадёги застоя Кушнер меланхолично пессимистичен:
Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме, в полутьме?
Противоречивы наши знания о природе зла. В книге
Иова, возможно, самой старой книге Писания, появляется Сатан (у евреев он
мужского рода) и с разрешения Господа устраивает так, что у Иова настают плохие
времена: умирают дети, теряется собственность, а сам он погружается в болезни.
Задача Сатана: соблазнить, смутить и наказать. Не
он ли приводит плохие времена?
Но Иов остаётся верным Господу. И к нему
возвращаются здоровье, деньги, рождаются новые дети. «И
жил Иов после этого сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновей
своих (до) четвертого поколения. И умер Иов старцем, насытясь днями»
(42:16-17).
В Торе, в центральных обрядах Судного дня велено
первосвященнику отправить козла в пустыню в жертву Азазелю: «И возложит
(первосвященник) Аарон обе руки свои на голову живого козла, и признается над
ним во всех беззакониях сынов Исраилевых и во всех преступлениях их, во всех
грехах их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в
пустыню» (Ваикра 16:21). То есть зло творят люди, и есть менеджер департамента
зла – Азазель.
Выдающийся современный раввин Адин
Штайнзальц в книге о каббале «Роза о тринадцати лепестках» объясняет, что в
иных измерениях бытия существуют другие духовные миры, и наш мир располагается
между мирами добра и зла, но со стороны миров зла. Наш мир
находится в контакте с верхними
духовными мирами – их над нашим миром три, и
мирами, расположенными под ним, которые называются «сферами зла». Эти
симметричны высшим мирам.
Раввин пишет:
«Миры зла связаны друг с другом посредством взаимопроникновения и взаимного
влияния; однако процесс этот идет по нисходящей, достигая самых глубин зла... в мирах зла существуют самые
различные эманации и импульсы: ангел разрушения может быть выражением «порочной
любви», мерзкого, нечистого страха и тому подобных эмоций… Некоторые из этих
ангелов-губителей — вполне самостоятельные существа с ярко выраженными
характерами; существование их, в некотором смысле, вечно — по крайней мере, оно
будет длиться до тех пор, пока зло не исчезнет с лица земли».
Евреи стараются
не касаться повелителей зла, не упоминать названные персонажи. Христианский мир
куда смелее. Или безрассудней.
Одна из главных
книг мировой культуры – «Фауст» Гёте. В
ней Мефистофель, персонаж мира зла, соблазняет Фауста, проведшего жизнь в
умствовании, вернуться в молодость и насладиться ей.
Увы, пирушка в
погребке Ауэрбаха перерастает в драку, любовная история с Маргаритой кончается
трагедией. Лишившаяся ребёнка и рассудка Маргарита умирает. Лёгкие связи тоже
не складываются. В переводе Пастернака:
Мефистофель:
Фауст:
Фауста
очаровывает «лучшей женщины пример»: прекрасная Елена, из-за которой
разрушили Трою. Но и тут:
Елена:
Фаусту остаётся
последнее утешение жизни – осчастливить
человечество: плотины; ирригация; стройки коммунизма с полагающимися им
жертвами. И финал – как в СССР.
Мефистофель
Фаусту (вполголоса)
Гёте повезло
оказаться участником духовной жизни лучшего времени Германии, возможно и всей
мировой цивилизации. Его современниками были Шиллер, Моцарт, Бетховен, Кант,
Гегель. Поэтому и зло у него хилое; Мефистофель – сатан-недотёпа. Долго
развлекал мудреца Фауста, а в конце проморгал его душу, за которой несколько
десятилетий охотился.
В самом
популярном российском романе ХХ века, который многие там знают чуть не наизусть,
почти двойнике «Фауста», но всё же не двойнике, автор «Мастера и Маргариты»
приводит в Москву главу мира зла Воланда, у которого Азазель – на посылках.
Воланд выполняет
положенное Сатану: соблазняет, смущает и наказывает. Он выгоняет из Варьете на
улицу голыми несчастных москвичек, наказывая их за столь естественное для
женщин неосуществимое желание красиво одеваться; сводит с ума совслужащих,
которых насильно записали в кружок группового пения. Хорошо ещё, что им
приходится против воли петь «Славное море священный Байкал», а не «Вставай проклятьем
заклеймённый…».
Михаил Булгаков
прожил в Москве 30-х годов одно из худших времён нашей цивилизации. Только
современная ему родина Гёте была тогда под стать СССР. Даже Сатан мог казаться
там позитивной силой. Булгаков представил это в эпиграфе к роману – саморекламой
Мефистофеля, заимствованной из Фауста:
«– Я – часть той силы,
что вечно хочет
зла и вечно совершает благо».
Хорошо знакомые с тем временем, мы узнаём прототипа Воланда, столь же
могущественного, который «вечно хочет зла». Но какое благо усмотрел
Булгаков в деяниях Сталина?
Российской ментальностью и духовностью со времён, по крайней мере, убийства
Алекандра II, было принято, что если убить кого-то, то жизнь наладится. Ещё Пушкин
написал:
С жестокой
радостию вижу.
Царских детей убили и сбросили в шахту. И кого это сделало счастливым?
Булгакова травили. С каким сладострастием в романе отрезает он голову
командиру писателей Берлиозу, а Маргарита крушит жилища критиков Мастера! Но
ведь это Сталин убил Авербаха и Киршона, травивших Булгакова, одёрнул его
ненавистника Биль-Белоцерковского. Дни Турбиных вернул на сцену МХАТа,
обеспечил Булгакова театральной работой. Сатан-благодетель?
Есть нечто запредельное в романе, в котором благо, даже в виде двух склянок
с ядом, которым освобождают от советского мира мастера и его возлюбленную,
исходит от Сатана. «Мастер и Маргарита» с его волшебным языком привлекал
сценаристов и режиссёров. Но сколько раз его ставили, столько проваливались. Не
тянули больше, чем на бесцветную иллюстрацию инсценировка Любимова в театре на
Таганке и сериал Бортко, тяжёлым зрелищем была театральная версия Виктюка,
увидевшего в романе эсхатологический культ (хотя, возможно, адекватная). Даже
сериал великого Вайды по роману о Воланде на германском ТВ оказался неудачей.
Причина неудач, я думаю, в обречённости попыток, освобождённых от магии
булгаковского слога, воспеть силы зла.
Увлечённый мистикой чемпион мира по шахматам В.В.Смыслов в беседе со мной
предположил, что ранняя смерть Гоголя и Булгакова объясняются слишком близким
приближением обоих к миру зла. На могилах их оказался, удивительным образом,
тот же могильный камень.
В 1990 году стал рушиться СССР – «империя зла» по определению президента
США Рейгана, и на сессии ООН в сентябре того года Буш-старший сообщил о
приближении Нового мирового порядка. Мир казался полным оптимизма.
Но вот на выборах американского президента 1992 года лопоухий миллиардер
Росс Перо, выставив свою кандидатуру, набрал 19% голосов, оттянул их у Буша и
провёл в победители обаятельного злодея Билла Клинтона.
Тот, пытаясь замять личные проблемы с законом, с марта по июнь 1999 года
бомбил Сербию. 1000 самолётов НАТО совершили 38 000 вылетов, убили около 2000
человек и ранили около 5000, вызвали тяжёлые экологические катастрофы. Америка
вернула в мир зло.
Это подчеркнул крупнейший в истории теракт – атака мусульман 9/11 2001 года
на угнанных самолётах с пассажирами на борту против зданий WTC и Пентагона – около 3000 убитых.
И зло обосновалось в США. Оно было подготовлено системой образования
страны, воспитывавшей подрастающие поколения в русле не традиционной морали, а
идей неомарксизма. С 2008 по 2016 год в США уже президентствовал Барак Обама,
агент зла.
Казалось, населению удалось, избрав в 2016 году президентом традиционного
американца Дональда Трампа, несмотря на яростное противодействие медиа и
истеблишмента страны, вернуть назад здоровый американизм. Но истеблишмент,
благодаря подтасовкам, отражённым в недавно вышедшем кино-исследовании «2000
мулов», вернул во власть людей администрации Обамы.
Сейчас эта администрация, воспользовавшись ненужной войной России с
Украиной, не преодолевших травматических последствий распада СССР, предельно
раздувает эту кровавую бойню. Если израильский премьер Беннет, французский
президент Макрон, бывший президент США Трамп призывали обе стороны замириться и
прекратить истребление своих народов, то США устами нынешнего президента
Байдена провозгласили, что война на Украине жизненно важна для обороны США.
Замгоссекретаря США Виктория Нуланд описала доктрину её правительства так:
«Добиться, чтобы эта война завершилась стратегическим поражением для Владимира
Путина. Мы хотим, чтобы эта военная авантюра стоила ему и его режиму непомерно
дорого». «Предельно ослабить военный
потенциал России» этой войной считает необходимым министр обороны США Ллойд
Остин.
В эти дни США решают выделить Украине на войну с Россией ленд-лиз в размере $40 млрд, это в дополнение к $20
млрд, выделенным ранее. Скорое прекращение войны лишило бы Украину этих денег –
такое вот финансовое стимулирование Америкой продолжения кровопролития.
Странные времена переживает и Израиль. На последних выборах большинство
израильтян отдали свои голоса за правых, но получили лоскутное правительство из
сионистов, постсионистов и антисионистов, в котором каждый министр проводит
свою политику. Это похоже на оркестр, в котором каждый музыкант играет свою
мелодию, вплоть до реквиема отмены сионистского проекта и превращения Израиль в
мини-США. А дирижёром у этого оркестра служит глава исламистской партии, за
крупные взятки не отправляющий пока горе-музыкантов на свалку истории.
Тревожно нынче. Похоже, грядут худые времена.
Двухтомник «Поиски смыслов». 136
избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$40 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько
Комментариев нет:
Отправить комментарий