понедельник, 9 августа 2021 г.

Хазароведение: столетие исследований

 Книжный разговор

Хазароведение: столетие исследований

Борис Рашковский 1 августа 2021
Поделиться
 
Твитнуть
 
Поделиться

Хазарии и хазарам повезло с вниманием современников и потомков. Хазарское государство сформировалось во второй половине VII века на границах нескольких культурных миров: Византии, Ирана, евразийской степи, Арабского халифата и славян Восточной Европы. И потому неудивительно, что известия о Хазарии и хазарах закономерно стали частью культур многих народов, а вопрос об их роли в истории и культуре соседей породил множество ответов в науке.

 

Попытки ученых разобраться в судьбе исторической Хазарии породили огромное море литературы, начиная со знаменитого труда Иоханнеса Буксторфа — публикации латинского перевода «Хазарской книги» Йеуды Галеви (Buxtorf J. Liber Cosri. Basileae, 1660). В нем, по меткому замечанию М. И. Артамонова, едва ли не большую часть составляют труды, посвященные истории отношений хазар с арабами, византийцами, болгарами, венграми, народами Кавказа и Закавказья и, last but not least, — c еврейской диаспорой, — однако самим по себе хазарам уделено гораздо меньше места . Разумеется, в рамках нашего очерка можно дать лишь краткую характеристику наиболее важных книг по истории и археологии Хазарии, определивших особенности и направления хазарских исследований на протяжении последнего столетия.

 

Первой в их ряду следует назвать работу русского и советского гебраиста и семитолога Павла Константиновича Коковцова «Еврейско‑хазарская переписка в X веке» (Л., 1932). Коковцов опубликовал со своими комментарием и переводом письмо еврейского сановника при дворе кордовского халифа Абд ар‑Рахмана III (912–961) Хасдая Ибн‑Шапрута хазарскому царю Иосифу, ответное письмо Иосифа Хасдаю, отрывок из письма неизвестного хазарского еврея (так называемое письмо Кембриджского Анонима или «Кембриджский документ»), а также отрывки из книги Йеуды Галеви и некоторых других средневековых еврейских авторов. Труд Коковцова остается эталоном публикации средневековых еврейских текстов. И именно эта работа заложила основы исследования хазарской проблематики востоковедами и гебраистами Новейшего времени.

Труд израильского востоковеда Авраама Поляка — «Хазария: История еврейского государства в Европе» — был опубликован в Тель‑Авиве в 1943 году на иврите. Книга Поляка, ставшая первым опытом написания обобщающей монографии по истории хазар в XX веке, оказала сильнейшее влияние на историческую мифологию и использование хазарской тематики в различных политических и идеологических дискурсах. Именно к ней восходит некритически воспринятая писателем Артуром Кёстлером (Koestler A. The thirteenth tribe: the Khazar Empire and its Heritage. N. Y., 1976) и его последователями гипотеза о хазарском происхождении ашкеназского еврейства. Любопытно, что Поляк, преувеличивая роль хазар в истории еврейской диаспоры, одновременно с этим отрицал подлинность еврейско‑хазарских документов.

Спустя десятилетие после появления первого издания книги Поляка увидела свет монография американского востоковеда Дугласа Мортона Данлопа «The History of Jewish Khazars» (Princeton, 1954). Заглавие книги Данлопа не должно обманывать читателя. Проблеме обращения хазарской правящей династии в иудаизм в ней посвящены лишь две главы. В остальном же работа Данлопа представляет собой изложение политической и военной истории Хазарии. Недавно появился русский перевод этого труда (Данлоп Д. История хазар‑иудеев: история высших кланов. М., 2015).

 

Иная судьба ждала написанную одновременно с работой Данлопа книгу советского археолога Михаила Илларионовича Артамонова («История хазар»). Ее публикация была задержана ксенофобскими идеологическими кампаниями времен так называемой борьбы с космополитизмом почти на полтора десятилетия. «История» Артамонова напоминает книгу Данлопа преимущественным вниманием к военным и политическим событиям. В отличие от американского ученого, Артамонов использовал восточные и другие иноязычные источники в переводах на русский язык. Однако контекст этнической и культурной истории хазар рассмотрен Артамоновым шире и подробнее, чем у Данлопа, благодаря привлечению археологического материала и использованию результатов многолетних полевых исследований. Труд Артамонова был переиздан в издательстве Государственного Эрмитажа в 2002 году с предисловием его ученицы — Светланы Александровны Плетнёвой. Это издание дополнено обширной библиографией статей и книг по хазарской истории и археологии, увидевших свет во второй половине XX века.

Двухтомное исследование Бориса Николаевича Заходера (двоюродного брата знаменитого поэта‑переводчика) «Каспийский свод сведений о Восточной Европе: Горган и Поволжье в IX – X вв.» (М., 1962–67), увидевшее свет уже после смерти автора, написано на основе анализа арабо‑персидских источников. Автор, будучи увлечен основной темой своих научных интересов — историей мореплавания в Каспийском море, связывал именно с ней распространение информации о хазарах и других народах восточноевропейского региона в раннем Средневековье в странах исламского мира. Его работа рисует картину жизни Хазарии в том виде, в каком ее описывают арабские и персидские историки и географы IX – XII веков. Труд Заходера можно использовать как справочник, обобщающий сведения о тех или иных сюжетах арабо‑персидской литературы, связанных с хазарами и другими современными им народами Восточной Европы.

Хазарский золотой амулет (?). Астрахань

Следующими этапными трудами в хазароведении стали совместная монография Нормана Голба и Омельяна Прицака и книги Питера Голдена и Анатолия Петровича Новосельцева. Н. Голб и О. Прицак (Golb N., Pritsak O. Khazarian Hebrew documents of the tenth century. Ithaca; London, 1982) переиздали cо своим комментарием фрагмент письма «Кембриджского анонима», также опубликовав теперь уже знаменитое «Киевское письмо» — древнейший сохранившийся частноправовой актовый документ, содержащий упоминание о столице Древней Руси и происходящий из этого города. Существуют два русских издания книги: с комментариями историка и археолога‑русиста Владимира Яковлевича Петрухина и тюрколога Владимира Владимировича Напольских.

Двухтомное исследование П. Голдена (Golden P. Khazar Studies. Budapest, 1980. Vol. 1–2) посвящено древнетюркскому этнополитическому контексту истории хазар. Основная часть его первого тома построена по принципу словарных статей, в которых рассматриваются отдельные слова хазарского языка, сохранившиеся в трудах армянских, византийских, арабо‑персидских, еврейских и иных авторов. Любопытно, что модель «хазарского словаря» Голдена послужила образцом для романа сербского писателя Милорада Павича. Причем при оформлении титульного листа последнего был использован титульный лист латинского перевода «Кузари» И. Буксторфа. Второй том книги Голдена целиком занимают репродукции рукописных известий о хазарах на разных языках.

 

Труд Новосельцева («Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа». М., 1990) в значительной степени продолжает линию, заложенную в трудах Данлопа и Артамонова. Это в первую очередь очерк политической истории Хазарии, основанный на прочтении и интерпретации автором оригинальных текстов источников. При этом преимущественное внимание автор уделяет арабо‑хазарским войнам на Северном Кавказе и в Закавказье и взаимоотношениям хазар, восточных славян и Руси.

 

События рубежа 1980– 1990‑х годов открыли возможности для свободных, не ограниченных идеологическим контролем научных контактов ученых на Западе и в странах бывшего СССР, что стало началом новой эпохи и в хазароведении. Ее символами стали посвященные хазарам международные коллоквиумы в Иерусалиме и Москве, состоявшиеся в 1999 и 2002 годах, труды которых были опубликованы на английском (The World of the Khazars New Perspectives Selected Papers from the Jerusalem 1999. International Khazar Colloquium hosted by the Ben Zvi Inst. / Еd. by P. B. Golden, H. Ben‑Shammai and A. Rona‑Tas. Leiden, Boston, 2007) и русском (Хазары. Jews and Slavs. Vol. 16. М.; Иерусалим, 2005) языках.

 

В 1999 году увидела свет работа С. А. Плетнёвой «Очерки хазарской археологии». Труд, подводящий итог многолетним исследованиям автора, построен как обзор археологических памятников Восточной Европы хазарского времени (VIII–X веков). Книга написана живым и доступным языком и может стать введением во многие проблемы и сюжеты хазарской археологии.

 

В этом книгу Плетнёвой напоминает совместный труд ростовского археолога Владимира Ключникова и Олега Ивика (творческий псевдоним литераторов Ольги Колобовой и Валерия Иванова). Их книга «Хазары» (М., 2014) рассчитана на широкий круг читателей. Своей структурой она напоминает «Историю хазар» Артамонова, только написанную более легким языком и с учетом достижений хазарских исследований второй половины XX — начала XXI века.

 

Говоря о новейших археологических изданиях по хазарской проблематике, нельзя не сказать о книге В. С. Флёрова «“Города” и “замки” Хазарского каганата» (М.; Иерусалим, 2011). В этой работе автор — исследователь хазарских поселений и крепостей — пересматривает многие выводы, ставшие традиционными в историографии. Так, в книге переосмысливается вопрос о принадлежности к Хазарии раннесредневековых городов Крымского и Таманского полуостровов, а также с критической точки зрения рассматривается возможность употребления термина «город» в связи с крепостями и поселениями Хазарии. Много внимания уделяется в книге проблеме поиска и идентификации столицы каганата — Итиля.

 

Совместная монография Юрия Мироновича Могаричева, Андрея Владимировича Сазанова и Сергея Борисовича Сорочана «Крым в “хазарское” время (VIII — середина X века): вопросы истории и археологии» (М., 2017) по своим выводам и проблематике близка к работе Флёрова. Исследователи — специалисты по раннесредневековым истории и археологии Крымского полуострова — пересматривают выводы предшествующей историографии (в основном восходящие к ранним работам С. А. Плетнёвой) о распространении в Крыму «хазарской» салтово‑маяцкой археологической культуры и существовании непрерывной политической власти Хазарии на полуострове.

 

В 2015 году опубликована монография Татьяны Михайловны Калининой «Проблемы истории Хазарии: по данным восточных источников» (М., 2015). Ее автор — продолжательница традиций изучения истории хазар в рамках русского классического востоковедения, представленного еще в работах Б. Н. Заходера и А. П. Новосельцева. В книге исследуется образ хазар глазами мусульманских источников. Отдельные главы посвящены сообщениям восточных авторов о политическом устройстве Хазарии, ее экономике, торговле и участии в ней купцов‑русов и иудеев.

 

Еще одна важная коллективная работа — совместное исследование В. С. Флерова, Т. М. Калининой и В. Я. Петрухина «Хазария в кросс‑культурном пространстве: историческая география, крепостная архитектура, “выбор веры”» (М., 2014). В этой работе авторы рассматривают основные проблемы истории хазар сквозь призму своих научных специальностей: археологии, арабистики и древнейшей славяно‑русской истории.

 

Завершу свой обзор упоминанием книги киевского исследователя Олега Борисовича Бубенка «Хозари в історії Східної Європи» (Киïв, 2019), являющейся последним на сегодняшний день опубликованным монографическим иcследованием по истории хазар. Украинский востоковед в своей книге рассматривает проблемы этнической истории хазаро‑славянских отношений и места хазар в истории Киева. Отдельная глава работы посвящена проблеме распространения иудаизма в Хаз

Комментариев нет:

Отправить комментарий