четверг, 10 сентября 2020 г.

Постковидное завтра будет совсем другим, если вообще будет

 

Постковидное завтра будет совсем другим, если вообще будет

Юрий Магаршак в приложении Наука Независимой Газеты
Сенябрь 2020

 

08.09.2020 

 

Об авторе: Юрий Борисович Магаршак – главный редактор журнала «Новые концепции», Нью-Йорк.

 baf8b9816cd4e96860b682ced45c17e2
 

коронавирус, пандемия, covid-19, общество, глобализация

 

Историю человечества можно разделить на эры, в которые устраивались карантины, и периоды, в которые карантинов не было. То есть такие, когда не было массовых заразных заболеваний.

Чума в древних Афинах – прекрасный прообраз того, что происходит с цивилизованным человечеством XXI века. Аналогия, достойная не только сериала и кинофильма, но также и заседаний на уровне правительств, G7 и G20, и всех 193 государств, входящих в ООН. Ведь катастрофические эпидемии и пандемии меняли цивилизацию навсегда.

Афины, считающиеся праматерью европейской цивилизации, чума поразила в 430 году до н.э., на втором году Пелопоннесской войны – войны между Афинским союзом и Спартой. Наступая и отступая волнами в течение шести лет, чума уничтожила около 30 тыс. афинян – четверть населения великого города в период его расцвета. Чума создала в Афинах нервозность, подобную той, в которую погрузилось человечество в эпоху коронавируса 23 веками спустя. Привела к раздражению длительным правлением Перикла (32 года, которые назвали золотым веком) и досрочному отстранению великого лидера от должности стратега. Он был обвинен в финансовых злоупотреблениях и приговорен к уплате крупного денежного штрафа (как считают потомки, несправедливо). Чума навсегда подорвала величие Афин, которые сначала были побеждены Спартой, а затем, как и вся остальная Греция, – Александром Македонским.

Поразительно, что эпидемии не были отмечены после соприкосновения греков с многонациональными войсками Персидской империи, напавшими на греков полувеком ранее, а начались во время войны внутри самой Греции. То есть никакой человеческой логики в моментах начала эпидемий древности (и в Греции, и в Римской империи, и в Византийской империи) не просматривалось.

Поражала чума и империю Древнего Рима.

Эпидемия 65-го года унесла 30 тыс. человек. Началась она в осень, последовавшую за преследованием Нероном христиан, а потому мистически мыслящие потомки считают ее возмездием.

Через 100 лет после чумы Нерона, положившей конец правлению рода Цезарей, Рим подвергся нападению так называемой чумы Антонинов, начавшейся в 165 году до н.э. Эта чума положила конец счастливейшему для империи времени правления самых мудрых императоров, убив последнего из Антонинов – философа Марка Аврелия. Заметим, что императорами в тот период становились через усыновление действующим императором самого достойного из достойных, а не ближайшего родственника, как поступали первые цезари.

В результате всеобщего раздражения и опустошения, нанесенного Риму чумой, а также хитрости и коварства на трон вступил не усыновленный, а биологический сын Марка Аврелия – Аврелий Коммод, злодейства которого были соизмеримы с безжалостностью чумы.

Эпидемия Антонинов за 15 лет убила 5 млн человек по всей империи. Если припомнить, что общее население Римской империи эпохи расцвета составляло примерно 50 млн человек, то можно сделать вывод, что чума Антонинов произвела децимацию. Этим словом – децимация – римляне называли казнь каждого 10-го солдата-легионера своими товарищами за поражение и коллективную трусость в бою. По общему убеждению, чуму насылали олимпийские боги.

Чума Юстиниана, поразившая Восточную Римскую империю через 100 лет после падения Западной, была в разы более разрушительной, чем даже чума, положившая конец эпохе Перикла, чума Нерона и чума Антонинов. Юстинианова эпидемия, продолжавшаяся волнами более двух веков (541–750), – первая описанная историками пандемия, охватившая всю территорию цивилизованного мира того времен. Она навсегда подкосила мощь Византии, но не уничтожила ее окончательно.

Вот как описывает происходившее на улицах Константинополя свидетель первого удара чумы самой великолепной эпохи Константинополя: «Трупы, разлагающиеся на улицах, некому было хоронить; люди погибали, падая на улицах, вызывая ужас и отвращение прохожих. Животы несчастных жертв распухали, рты были широко открыты, их рвало гноем, который потоком изливался из их ртов, глаза воспалялись, а руки были вытянуты вверх.

Гниющие трупы лежали повсюду: на улицах, в подъездах дворов, в церквях и на могилах мучеников, и некому их было похоронить; дрейфующие в море суда, команда которых была внезапно поражена Божьим гневом, стали гробницами для моряков и продолжали плыть по волнам, неся их обезображенные трупы…»

Так же, как чума века Перикла, которая поразила Афины, поразила, как показала история, Вечный город навечно. Расцвет этих цивилизаций пришелся на счастливый период до эпидемий и на периоды между ними – в том случае, когда цивилизация находила в себе силы и разум, чтобы восстановиться.

Эти исторические примеры полезно помнить, принимая решения о том, как человечеству и отдельным странам жить дальше.

Глобализация второй половины XX века относится к одному из счастливых периодов. Он продолжался целых 50 лет. По счастливому совпадению. Потому что такого – рассуждая не только логически, но также и с точки зрения биоценоза, научно-биологически, – попросту не должно было быть. Но было! И мы за этот наш 50-летний золотой век должны быть благодарны эволюции, сделавшей человека настолько невосприимчивым к болезням, что никакие смертельно заразные пандемии целых 100 лет (с испанки 1920-го до коронавируса 2020-го) человечество не поражали.

То, что человечество безнаказанно наслаждалось глобализмом более 50 лет, случайность. Так просто не должно было продолжаться! Беспечное человечество не понимало, насколько счастье путешествовать по всему миру противоречит всему живому. Насколько оно кратковременно. И не ценило его. Не приносило благодарности за него Небесам – и даже биоценозу.

И поплатилось… 

Нью-Йорк

Комментариев нет:

Отправить комментарий