среда, 4 марта 2020 г.

ПОД КРАСНЫМ ЗНАМЕНЕМ СО СВАСТИКОЙ


 Ужас!!!  Сколько же нам лет, если мы знаем всех перечисленных в этой статье знаменитостей!!!  И всеми ими восторгались!  Их считают победителями как СССР, США. Этот материал, чтобы желающие прочли, как фюрер в день взятия Парижа получил поздравительную телеграмму из Москвы.  Да Франция так "воевала" с Гитлером!  На Нюрнбергском процессе Геринг был поражён тем,что французы их судят наравне с американцами, русскими и англичанами.  Кадры кинохроники, которые трудно смотреть без содрогания:  немецкие колонны проходят у Триумфальной арки.  Растроганный немецкий генерал, едва не падая с лошади от избытка чувств, приветствует своих солдат.  Молча глядят на свой позор парижане.  Не вытирая слез, как ребенок, плачет пожилой мужчина, а рядом с ним элегантная дама – широкополая шляпа и перчатки до локтей – бесстыдно аплодирует марширующим победителям.
В боях (вернее,в беспорядочном бегстве летом 1940) французская армия потеряла 92000 человек и до конца войны еще 58000 (в 1914-1918 - в 10 раз больше).

Франция – не Польша.  Выполняя специальные инструкции,«боши» вели себя с побежденными в высшей степени корректно.  В первые же дни оккупации парижские девицы начали заигрывать с оказавшимися такими вежливыми и совсем не страшными победителями.  А за пять лет сожительство с немцами приняло массовый характер.  Сожительство с француженкой не считалось «осквернением расы».  Появились и дети с арийской кровью в жилах.
Культурная жизнь не замирала и после падения Парижа.  Разбрасывая перья, плясали девочки в ревю.  Словно ничего не случилось, Морис Шевалье, Саша Гитри и другие бесстыдно паясничали перед оккупантами в мюзик-холлах. Победители собирались на концерты Эдит Пиаф, которые она давала в арендованном борделе.  Луи де Фюнес развлекал оккупантов игрой на рояле, а в антрактах убеждал немецких офицеров в своем арийском происхождении.  Не остались без работы и те, чьи имена трудно упоминать в этой статье:  Ив Монтан, Шарль Азнавур.  Знаменитый гитарист Джанго Рейнхард отказался играть перед окупантами.  Но таких было немного.  Художники выставляли свои картины в салонах и галереях.  Среди них Дерен, Вламинк, Брак и даже автор «Герники».  Другие зарабатывали, рисуя на Монмартре портреты новых хозяев столицы.  По вечерам поднимались занавесы в театрах.  Свою первую роль – Ангела в спектакле «Содом и Гоморра» – Жерар Филип сыграл в театре Жана Вилара в1942 году.  В 1943 режиссер Марк Аллегре снял 20-летнего Жерара в фильме «Малютки с набережной цветов».  Отец юного актера, Марсель Филип после войны был приговорен к расстрелу за сотрудничество с оккупантами, однако с помощью сына сумел бежать в Испанию.
Уроженец Киева, звезда «русских сезонов» в Париже, директор «Grand opera» С. Лифарь тоже был приговорен к смертной казни, но сумел отсидеться в Швейцарии.

Полным ходом снимали фильмы в киностудиях.  Любимец публики Жан Маре был уже популярен.  Его сексуальная ориентация не смущала.  По личному приглашению Геббельса такие известные французские артисты, как Даниэль Дарье, Фернандель и другие, совершали творческие поездки в Германию для знакомства с работой киноконцерна «УФА».  В годы оккупации во Франции снимали больше фильмов, чем во всей Европе.  «Дети райка», например, вышел на экраны в 1942 году.  В этом киноизобилии зарождалась «Новая волна», которой еще предстояло завоевать мир.
Группы ведущих французских писателей в поездках по городам Германии знакомились с культурной жизнью победителей, посещая университеты, театры, музеи.

В городе Льеж молодой сотрудник местной газеты опубликовал серию из выдержанных в духе «Протоколов сионских мудрецов» девятнадцать статей под общим названием «Еврейская угроза».  Его имя Жорж Сименон.  В таком же тоне высказывался известный католический писатель, драматург и поэт- Поль Клодель.  Без всяких ограничений со стороны оккупантов издавалось множество – больше, чем до войны – книг.

Никто не препятствовал исследованиям морских глубин, которые только начинал Жак Ив Кусто.  Тогда же он экспериментировал с созданием акваланга и аппаратуры для подводных съемок.  Здесь невозможно перечислить всех, кто жил нормальной жизнью, занимался любимым делом, не замечая
красных флагов со свастикой у себя над головой, не прислушиваясь к залпам, доносившимся из форта Мон Валерьен, где расстреливали заложников.
«Позволить себе бастовать или саботировать могут рабочие – довольно агрессивно оправдывалась эта публика после освобождения. – Мы – люди искусства - должны продолжать творчество, иначе мы не можем существовать».  Они-то как раз существовать могли, а рабочим пришлось собственными руками осуществлять полную экономическую интеграцию с
третьим рейхом.  Правда, рабочий класс тоже особенно не страдал, - работы хватало и платили немцы хорошо.

А что творилось за кулисами этой идиллии?  70 тысяч евреев были высланы в Освенцим(папин кузен Рене туда же).  Выполняя приказ гестапо, французские полицейские тщательно подготовили и 17 июня 1942 года провели операцию под кодовым названием «Весенний ветер».  Участвовали парижскиe полицейскиe – немцы решили не пачкать рук и оказали французам высокое доверие.  Профсоюз водителей автобусов охотно откликнулся на предложение дополнительного заработка:  вместительные парижские автобусы замерли на перекрестках квартала Сен-Поль в ожидании «пассажиров».  Ни один водитель не отказался от этой грязной работы.  С винтовками за плечами полицейские патрули обходили квартиры, проверяя по спискам наличие жильцов, и давали им два часа на сборы.  Затем евреев выводили к автобусам и отправляли на зимний веодром, где они провели три дня без пищи и воды в ожидании отправки в газовые камеры.  Во время этой акции немцы на улицах квартала не появлялись.  Зато на акцию откликнулись соседи.  Они врывались в опустевшие квартиры и уносили все,что попадало под руку, не забывая набить рты еще не остывшими остатками последней трапезы.  Через три дня наступила очередь железнодорожников (их героическую борьбу с «бошами» мы видели в фильме Рене Клемана «Битва на рельсах»).  Они закрывали евреев в вагонах для перевозки скота и вели эшелоны до германской границы.  Немцы не присутствовали при отправке и не охраняли эшелоны в пути, – железнодорожники оправдали оказанное доверие и закрыли двери надежно.
Маки – вот кто пытался смыть позор поражения.  Цифры потерь Сопротивления – 20000 убитых в боях и 30000 казненных нацистами – соизмеримы с потерями двухмиллионной французской армии.
Но можно ли назвать это сопротивление французским? Большинство в отрядах Маки составляли потомки русских эмигрантов (читай воспоминания В.Яновского  "Елисейские поля"), бежавшие из концлагерей советские, жившие во Франции поляки, испанские республиканцы, армяне, спасшиеся от турецкого геноцида, другие беженцы из оккупированных нацистами стран.  Евреи к концу 1940 годa составляли 1% населения Франции, но их участие в Сопротивлении непропорционально – от  15 до 20%.  Были как чисто еврейские (в том числе и сионистские) отряды и организации, так и смешаные – всевозможных политических спектров(см.фильм "Бесславные ублюдки").
 Елена Итскова
"Наш дом"

Комментариев нет:

Отправить комментарий