среда, 4 марта 2020 г.

Ночью 6 марта 1953 года специальный отряд нёс по крышам Москвы гроб с телом Сергея Прокофьева.


Ночью 6 марта 1953 года специальный отряд нёс по крышам Москвы гроб с телом Сергея Прокофьева.


97 тыс. просмотров. Уникальные посетители страницы.
53 тыс. дочитываний, 55%. Пользователи, дочитавшие до конца.
5 мин. Среднее время дочитывания публикации.
Друзья! 5 марта 1953 года умер великий композитор Сергей Прокофьев. Он умер в один день со Сталиным. Он обожал и боготворил Сталина, считая его величайшим из людей. Он сочинял искренние хвалебные оды в его честь. Он жил в одном ритме с ним и умер в один день с ним.
И в то время, как Сталин, окружённый миллионной толпой, спокойно лежал в гробу в Колонном зале Дома Союзов, гроб с Прокофьевым тихо плыл под ночным небом по крышам столицы.
В этом и заключается разница между героем и поэтом.
Шагал.
Шагал.
И как это символично! Что свой последний путь по любимому городу композитор совершил в буквальном смысле слова, пролетая над ним.
Рыжего Прокофьева в юности все называли "солнцем" и сравнивали с одним из его апельсинов.
Он был , безусловно, одним из лучших советских композиторов, но он не был композитором, рождённым революцией.
Те пятнадцать лет, которые отделяли его , к примеру, от другого титана советской музыки, - Дмитрия Шостаковича, делали его преставителем совсем другой эпохи.
В отличие от Шостаковича, чья юность прошла уже в революционном Петрограде, среди марширующих матросов и солдат, под звуки стрельбы, и песни " Цыплёнок жареный", его волшебный талант был взрощен ещё в атмосфере богемной и аристократичной жизни предреволюционной России.
Судейкин. Артистическое кафе.
Судейкин. Артистическое кафе.
А его классические музыкальные вкусы были сформированы Шопеном и Листом, которых играла на рояле его мать.
Он эмигрировал вскоре после революции в Германию, а затем во Францию. И более десяти лет жил и творил за рубежом.
А между тем на его родине, в России свершалось небывалое.
Под руководством вождя народов Иосифа Сталина молодое советское государство рабочих и крестьян строило первое в мире общество равных возможностей.
И всей душой Прокофьев рвался туда, где звучали ударные марши индустриализации и первых пятилеток.
И вот, в то страшное время, в 30 е годы, когда волна репрессий начала подниматься в России, захватывая ряды советской интеллигенции, и многие , спасая себя, пытались выехать за рубеж, Сергей Прокофьев напротив возвращается из-за рубежа на родину, поближе к Сталину, чтобы встать плечом к плечу рядом со своим кумиром в деле строительства коммунизма.
И он действительно вольётся в ряды строителей нового общества, искренне и преданно, и создаст здесь лучшие из своих творений.
Настоящие шедевры в самых разных жанрах; среди сочинений этого периода – балеты "Ромео и Джульетта" (1935)
и "Золушка "(1944); музыка к кинофильмам "Поручик Киже" (1934), "Александр Невский "(1938) и "Иван Грозный" (1945). Во время Великой отечественной войны и после нее он создал ряд патриотических произведений, а также оперы "Обручение в монастыре"по комедии Шеридана (1940–1941) и "Война и мир"по роману Толстого (1941–1942),
несколько камерно-инструментальных ансамблей, много фортепианной музыки разных жанров. После войны состоялись премьеры Пятой (1945), Шестой (1947) и Седьмой (1952) симфоний.
Сталин любил и ценил музыку Прокофьева, и композитору, в отличие от других, многое прощалось и разрешалось.
А Прокофьев искренне восхищался всю жизнь Сталиным. Он, как и мечтал, стал певцом советской страны, и её композитором за номером " Первый".
Он умер 5 марта 1953 года.
Скончался от инсульта в возрасте 61 года в Москве, в квартире в Камергерском переулке.
Смерть Прокофьева в стране осталась незамеченной, потому что в тот же день умер Иосиф Виссарионович Сталин.
Вдова Прокофьева пыталась на похороны мужа достать хоть какие-то цветы, но в связи со смертью Сталина, всё было закрыто и ничего не продавалось.
Соседка Прокофьева по дому срезала все комнатные растения, чтобы хоть что-то положить в гроб великого композитора, лауреата шести Сталинских премий, а впоследствии и посмертной Ленинской.
В это самое время любимый пианист Прокофьева Святослав Рихтер летел в спец.самолёте в Москву из Тбилиси, чтобы играть в Колонном зале у гроба вождя.
Рихтер.
Рихтер.
По воспоминаниям Рихтера, самолёт был весь завален цветами для Сталина и пианист, сидя в кресле, буквально задыхался от запахов цветов.
Тем временем на улицах столицы многотысячная толпа направлялась в Колонный зал Дома Союзов, проститься со Сталиным.

Днём 6 марта тело Сталина было выставлено для прощания в Колонном зале Дома Союзов на Охотном ряду. Прощание длилось три дня и три ночи.
Поэтому не только подогнать автобус к дому Прокофьева оказалось невозможным. Невозможным было вообще выйти в Камергерский переулок, ведущий к Колонному залу Дома Союзов.

Поздней ночью 6 марта 1953 года 
гроб с телом Прокофьева понесли на Миусскую площадь — прощание должно было состояться на следующее утро в зале Дома композиторов.
Специальному армейскому отряду альпинистов пришлось вынимать гроб при помощи верёвок, через окно, и нести несколько кварталов по крышам Москвы.
Расстояние в два километра преодолевали пять часов.
Некое подобие цветов – хвойный венок – к гробу Прокофьева удалось раздобыть, сказав, что это на похороны вождя. Остальные цветы были комнатные – их принесли из квартир и поставили у гроба прямо в глиняных горшках.
Последняя встреча двух заклятых  врагов. Шостакович прощается с Прокофьевым.
Последняя встреча двух заклятых врагов. Шостакович прощается с Прокофьевым.
Траурная церемония проходила в тогдашнем здании Союза композиторов, собрав немногим более 40 человек. Выдающиеся музыканты – друзья Прокофьева – обязаны были играть на траурных мероприятиях по случаю смерти Сталина и смогли отправиться на прощание с Прокофьевым, только отыграв свою программу.
Скрипач Давид Ойстрах чудом успел на похороны и исполнил у гроба Прокофьева первую и третью части Первой скрипичной сонаты композитора, о гаммаобразных пассажах которой сам автор говорил, что «это ветер гуляет по кладбищу».
Прокофьев, выдающийся шахматист, обыгрывавший самого Капабланку, играет с Давидом Ойстрахом.
Прокофьев, выдающийся шахматист, обыгрывавший самого Капабланку, играет с Давидом Ойстрахом.
А виолончелист Мстислав Ростропович сразу поехал на Новодевичье кладбище.
Прокофьев и Ростропович.
Прокофьев и Ростропович.
Мир узнал о смерти Прокофьева только в конце марта 1953‑го, когда одна из советских газет опубликовала некролог.
А он к тому времени уже ушёл в вечность, закончив свой яркий и славный путь полётом над крышами любимого города.
Памятник Прокофьеву в Камергерском переулке.
Памятник Прокофьеву в Камергерском переулке.

1 комментарий:

  1. Удивительное совпадение! Гений Зла уходит в небытиё под музыку и слёзы негодования за причинённые ужасы и потери близких, а Гений Музыки уходит в небытииё под музыку и слёзы печали и благодарности за оставленное бесценное наследство!
    Ремир

    ОтветитьУдалить